Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат»
Обсуждено
на заседании ШМО
Руководитель ШМО:
Илтакова С.С.____
«__»_________20__г.
Согласовано:
Зам.дир. по УВР
Шелкунова Л.В.
_________________
«__»_________20__г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
Чернинов В.Ц.
__________________
«__»_________20__г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Кадетский час»
для 5 «б» класса
2022-2023 учебный год
Воспитатель
Борокшинова Л.П.
г. Улан-Удэ,
2022г.
Введение
Программа по внеурочной деятельности «Кадетский час» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг.
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования
- обновленной ФГОС НО ООО от 31.01.2021г.№286,287
- Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» по реализации ФГОС ООО;
Программа внеклассной деятельности «Кадетский час» ориентирована на привитие подрастающему поколению чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого. Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее
Национальный региональный компонент включается при изучении тем: «Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ, флаг и герб РФ и Республики Бурятия. Знамя ГБОУ РКШИ. Правила поведения во время выноса флага»; Кадеты нашей школы. Как все начиналось. Встреча со старшими; «Ветеран живет рядом»; «История Бурятия: события, люди»; «Героями не рождаются»; Интернациональные и национальные особенности этикета; «Чужого горя не бывает»; Внешняя и внутренняя воспитанность; «Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?»;
Цель: создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания
кадет, развития у них гражданского самосознания.
Задачи:
1. Приобщение воспитанников к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения.
2. Формирование личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа.
3. Возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России.
4. Воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству»
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
-сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.
-проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- готовность и способность кадетов к нравственному и физическому самосовершенствованию, реализации творческого потенциала и познавательной активности;
Предметные:
- знать историю, традиции и обычаи российского кадетства;
- устав, кодекс чести кадет, кадетские заповеди;
- государственные символы России и Бурятии;
- иметь представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- знать и почитать дни Воинской славы, героическое прошлое России;
- основы здорового образа жизни и правила сохранения и укрепления здоровья;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь регулировать собственную деятельность, поведение;
- ставить и реализовывать свои цели;
- уметь преодолевать трудности;
- воспитывать силу волю;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» идр.;
- ставить и формулировать проблему;
- уметь осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием материала гражданско-патриотического направления.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов - получение кадетами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, знания, игра, культура).
Третий уровень результатов - получение кадетами опыта самостоятельного общественного действия (умение организовывать собственные игры), в том числе и в открытой общественной среде.
Содержание программы внеклассной деятельности «Кадетский час»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом программы внеурочной деятельности «Кадетский час» изучается с 5 по 8 класс по одному часу в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 136 часов (34 учебных недели).
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе среднего общего образования.
Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого кадеты должны немного вырасти и решить важные для всех задачи и несет определенную смысловую нагрузку.
Программа внеклассной деятельности «Кадетский час» состоит из двух разделов:
Раздел 1. «Азбука нравственности кадет» - вводная часть нравственного просвещения воспитанников на уровне формирования первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения воспитанника - будущего кадета.
Раздел 2. «История кадетского движения» - знакомство воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства; ознакомить кадет с историей кадетских корпусов, жизнью и деятельностью выдающихся выпускников, чья судьба является ярким примером служению Отечеству.
№ | Раздел программы / класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
1 | «Азбука нравственности кадет» | 26 часов | 22 часов | 18 часов | 11 часов |
2 | История кадетского движения | 8 часов | 12 часов | 16 часов | 23 часов |
Итого | 34 | 34 | 34 | 34 |
год «Мы - кадеты»
Цель: создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, ранняя профессиональная ориентация.
Задачи:
Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
Познакомить воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства.
Раздел 1. «Азбука нравственности кадет» - Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет? Правила поведения кадета. История появления кадетской формы. Характерные особенности, значение и отношение учащихся к кадетской форме. Шинель, клапан, башлык, галстук, вензель, шифровка и др. понятия. Символика кадетских корпусов. Нагрудные знаки. Жетоны. Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ, флаг и герб РФ и Республики Бурятия. Знамя школы. Правила поведения во время выноса флага. Как быть хорошим человеком? Хороший человек, кто он? Честность слов и поступков. «Один раз обманешь, другой раз не поверят». О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие… Зависть, жадность, хитрость – главные герои зла. «Учись преодолевать свои недостатки» Забота о старших – норма жизни кадета. Безделье и лень портят человека. «Ветеран живет рядом». Правила вежливого общения. «Секрет успеха публичного выступления». «Секреты успешного спора».
Раздел 2. «История кадетского движения» - Заповеди товарищества Великого князя Константина Константиновича. «Я вам завещаю одно – храните святые заветы» (67 заветов генерал-лейтенанта Б.В.Абрамовича). Понятие о воинском этикете и культуре поведения военнослужащего в обществе. Честь и достоинство Александра Невского. Петр I - основатель военно-учебных заведений в России. Военные школы Петра I - основа кадетских корпусов. Образование и развитие кадетских корпусов в России. Судьба кадетских корпусов после 1917 года. Возрождение кадетского движения в России в 90-х годах. XX столетие.
При изучении программы используются различные методы занятий:
1. Занятие – диалог.
2. Занятие – игра (конкурсы, викторины, игры – путешествия).
3. Ролевая игра.
4. Мультимедийные презентации, просмотр фильмов.
5. Тренинг
6. Экскурсия.
Ресурсы
фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер.
словари, книги-справочники, хрестоматии.
Интернет– ресурсы.
Тематическое планирование с указанием количества часов.
5 класс
«МЫ - КАДЕТЫ»
Цель: создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, развития у них гражданского самосознания.
Задачи:
1.создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, ранняя профессиональная ориентация. Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
2. Приобщение воспитанников к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения.
3. Формирование личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа.
4. Возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России.
5. Воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».
№ | Тема | Форма Проведения занятия | Кол-во часов |
Раздел 1: Азбука нравственности кадет (26 часов) |
1. | Кадет - это звучит гордо. Кто такой кадет? | Вводное занятие. Сочинение. | 1 |
2 | Понятия кадет, кодекс кадетской чести, честь, офицер, долг, патриотизм, Отечество и др. | Беседа-диалог | 1 |
3 | Присяга и заветы кадет | Принятие Присяги | 1 |
4. | Правила поведения кадета. Кодекс чести кадета. Групповой мини проект «Составление правил жизни настоящего кадета». | Проектная деятельность | 1 |
5. | История появления кадетской формы. Характерные особенности, значение и отношение учащихся к кадетской форме. Шинель, клапан, башлык, галстук, вензель, шифровка и др. понятия. | Занятие-диалог. Ролевая игра. Тренинг | 1 |
6 | Символика кадетских корпусов. Нагрудные знаки. Жетоны. | Беседа, презентация. | 1 |
7. | Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ, флаг и герб РФ и Республики Бурятия. Знамя ГБОУ РКШИ. Правила поведения во время выноса флага. | Занятия, презентация. | 1 |
8 | Как быть хорошим человеком? Хороший человек, кто он? | Диспут | 1 |
9 | Что такое милосердие? Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков» | Моделирование ситуаций. | 1 |
10. | Честность слов и поступков. «Один раз обманешь, другой раз не поверят» | Диалог. Ролевая игра. | 1 |
11 | О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие... | Диспут | 1 |
12 | Зависть, жадность, хитрость - главные герои зла. | Обсуждение | 1 |
13 | «Учись преодолевать свои недостатки» «Дорога к победе над собой» | Беседа. Презентация. | 1 |
14. | Забота о старших - норма жизни кадета. | Обсуждение | 1 |
15 | Кадеты нашей школы. Как все начиналось. Встреча со старшими какакадетамм | презентация | |
16. | Безделье и лень портят человека | Обсуждение | 1 |
17 | «Ветеран живет рядом». Мини-проект «Подарок ветерану». Встреча с ветераном. | Мини проект. | 1 |
18. | «Азбука нравственности» | Викторина | 1 |
19. | Правила вежливого общения | Беседа | 1 |
20 | «Качества праведного поведения: долг и благодарность» | Беседа | 1 |
21 | Что лучше «сладкая ложь» или «горькая правда»? | Обсуждение | 1 |
22 | «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках» | Беседа. Тренинг. | 1 |
23 | «Учись отстаивать свою точку зрения» Умение владеть собой. | Беседа. Тренинг. | 1 |
24. | Жизнь великих кадет – образец для подражания. | Защита проекта | 1 |
25 | Хочу быть похожим на тебя кадет. | Тестирование | 1 |
26 | «Моя семья в Великой Отечественной» войне» | Проектная работа | 1 |
Раздел 2: История кадетского движения (8 часов) |
27 | Основные предпосылки создания кадетских корпусов | Беседа | 1 |
| Первые кадетские корпуса в России | | |
28. | Честь и достоинство Александра Невского | Беседа. | 1 |
29 | Петр I - основатель военно-учебных заведений в России. Военные школы Петра I - основа кадетских корпусов | Занятие. Презентация. | 1 |
30 | Образование и развитие кадетских корпусов в России | Занятие - диалог. | 1 |
31 | Заповеди товарищества Великого князя Константина Константиновича. | Беседа. Презентация. | |
32 | Судьба кадетских корпусов после 1917 года. | Занятие - презентация. | 1 |
33 | Возрождение кадетского движения в России в 90-х годах. XX столетие | Занятие - презентация. | 1 |
34 | Итоговое занятие «История кадетского движения». | Викторина | 1 |
Итого | 34 |
Список литературы и Интернет-ресурсы.
В.Г. Петреченко «Азбука кадетской жизни» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i- dokumenty.php
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с. - (Стандарты второго поколения)
БарсёнковА.С., Вдовин А.И./ История России. М.; Аспект-Пресс,2006г.
Е.Ю. Коркунова «История кадетского движения» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i- dokumenty.php.
Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.
Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.
Николаева Т. Этикет и мы. / Т. Николаева, С Илларионов.-М.: Советский спорт,1993г.
Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.
Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях/ Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г. Сазонова. - М.: СЛОВО; ЭКСМО,2004г.
Символы Родины и воинской доблести. М.; Военное издательство,1990г.
Голубева Т.С. Государственная символика России// Начальная школа. №7. 2001г.
Артёмов В.В Страницы российской истории. М.; Просвещение , 2005г.
И. Дереклеева Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 -4 классы. М.: «Вако», 2007
Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001.
Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников., 2006 г. № 3.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
Чичуга А.А. - https://multiurok.ru/files/plan-vospitatelnoi-raboty-v-9-klasse-na-2018- 2019.html.