СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Кадетский час» для 5 «б» класса 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Кадетский час»

для 5 «б» класса

2022-2023 учебный год

 

Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Кадетский час» для 5 «б» класса 2022-2023 учебный год»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат»





Обсуждено

на заседании ШМО

Руководитель ШМО:

Илтакова С.С.____

«__»_________20__г.


Согласовано:

Зам.дир. по УВР

Шелкунова Л.В.

_________________

«__»_________20__г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Чернинов В.Ц.

__________________

«__»_________20__г.








ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Кадетский час»

для 5 «б» класса

2022-2023 учебный год








Воспитатель

Борокшинова Л.П.















г. Улан-Удэ,

2022г.

  1. Введение

Программа по внеурочной деятельности «Кадетский час» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

- Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг.

- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования

- обновленной ФГОС НО ООО от 31.01.2021г.№286,287

- Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» по реализации ФГОС ООО;

Программа внеклассной деятельности «Кадетский час» ориентирована на привитие подрастающему поколению чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого. Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее

Национальный региональный компонент включается при изучении тем: «Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ, флаг и герб РФ и Республики Бурятия. Знамя ГБОУ РКШИ. Правила поведения во время выноса флага»; Кадеты нашей школы. Как все начиналось. Встреча со старшими; «Ветеран живет рядом»; «История Бурятия: события, люди»; «Героями не рождаются»; Интернациональные и национальные особенности этикета; «Чужого горя не бывает»; Внешняя и внутренняя воспитанность; «Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?»;

Цель: создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания

кадет, развития у них гражданского самосознания.

Задачи:

1. Приобщение воспитанников к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения.

2. Формирование личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа.

3. Возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России.

4. Воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству»

    1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные:

- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

-сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.

-проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- готовность и способность кадетов к нравственному и физическому самосовершенствованию, реализации творческого потенциала и познавательной активности;

Предметные:

- знать историю, традиции и обычаи российского кадетства;

- устав, кодекс чести кадет, кадетские заповеди;

- государственные символы России и Бурятии;

- иметь представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

- знать и почитать дни Воинской славы, героическое прошлое России;

- основы здорового образа жизни и правила сохранения и укрепления здоровья;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

уметь регулировать собственную деятельность, поведение;

- ставить и реализовывать свои цели;

- уметь преодолевать трудности;

- воспитывать силу волю;

- освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;

- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);

- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;

- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;

- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» идр.;

ставить и формулировать проблему;

- уметь осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием материала гражданско-патриотического направления.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;

- учиться согласованно, работать в группе:

- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Воспитательные результаты:

Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов - получение кадетами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, знания, игра, культура).

Третий уровень результатов - получение кадетами опыта самостоятельного общественного действия (умение организовывать собственные игры), в том числе и в открытой общественной среде.

  1. Содержание программы внеклассной деятельности «Кадетский час»

В соответствии с федеральным базисным учебным планом программы внеурочной деятельности «Кадетский час» изучается с 5 по 8 класс по одному часу в неделю.

Общий объём учебного времени составляет 136 часов (34 учебных недели).

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе среднего общего образования.

Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого кадеты должны немного вырасти и решить важные для всех задачи и несет определенную смысловую нагрузку.

Программа внеклассной деятельности «Кадетский час» состоит из двух разделов:

Раздел 1. «Азбука нравственности кадет» - вводная часть нравственного просвещения воспитанников на уровне формирования первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения воспитанника - будущего кадета.

Раздел 2. «История кадетского движения» - знакомство воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства; ознакомить кадет с историей кадетских корпусов, жизнью и деятельностью выдающихся выпускников, чья судьба является ярким примером служению Отечеству.


Раздел программы / класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

1

«Азбука нравственности кадет»

26 часов

22 часов

18 часов

11 часов

2

История кадетского движения

8 часов

12 часов

16 часов

23 часов

Итого

34

34

34

34



  1. год «Мы - кадеты»

Цель: создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, ранняя профессиональная ориентация.

Задачи:

  • Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.

  • Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.

  • Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.

  • Познакомить воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства.

Раздел 1. «Азбука нравственности кадет» - Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет? Правила поведения кадета. История появления кадетской формы. Характерные особенности, значение и отношение учащихся к кадетской форме. Шинель, клапан, башлык, галстук, вензель, шифровка и др. понятия. Символика кадетских корпусов. Нагрудные знаки. Жетоны. Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ, флаг и герб РФ и Республики Бурятия. Знамя школы. Правила поведения во время выноса флага. Как быть хорошим человеком? Хороший человек, кто он? Честность слов и поступков. «Один раз обманешь, другой раз не поверят». О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие… Зависть, жадность, хитрость – главные герои зла. «Учись преодолевать свои недостатки» Забота о старших – норма жизни кадета. Безделье и лень портят человека. «Ветеран живет рядом». Правила вежливого общения. «Секрет успеха публичного выступления». «Секреты успешного спора».

Раздел 2. «История кадетского движения» - Заповеди товарищества Великого князя Константина Константиновича. «Я вам завещаю одно – храните святые заветы» (67 заветов генерал-лейтенанта Б.В.Абрамовича). Понятие о воинском этикете и культуре поведения военнослужащего в обществе. Честь и достоинство Александра Невского. Петр I - основатель военно-учебных заведений в России. Военные школы Петра I - основа кадетских корпусов. Образование и развитие кадетских корпусов в России. Судьба кадетских корпусов после 1917 года. Возрождение кадетского движения в России в 90-х годах. XX столетие.

При изучении программы используются различные методы занятий:

1. Занятие – диалог.

2. Занятие – игра (конкурсы, викторины, игры – путешествия).

3. Ролевая игра.

4. Мультимедийные презентации, просмотр фильмов.

5. Тренинг

6. Экскурсия.

Ресурсы

        • фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер.

        • словари, книги-справочники, хрестоматии.

        • Интернет– ресурсы.





  1. Тематическое планирование с указанием количества часов.

5 класс

«МЫ - КАДЕТЫ»

Цель: создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, развития у них гражданского самосознания.

Задачи:

1.создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, ранняя профессиональная ориентация. Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.

2. Приобщение воспитанников к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения.

3. Формирование личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа.

4. Возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России.

5. Воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».



Тема

Форма

Проведения

занятия

Кол-во

часов

Раздел 1: Азбука нравственности кадет (26 часов)

1.

Кадет - это звучит гордо. Кто такой кадет?

Вводное занятие. Сочинение.

1

2

Понятия кадет, кодекс кадетской чести, честь, офицер, долг, патриотизм, Отечество и др.

Беседа-диалог

1

3

Присяга и заветы кадет

Принятие Присяги

1

4.

Правила поведения кадета. Кодекс чести кадета. Групповой мини проект «Составление правил жизни настоящего кадета».

Проектная деятельность

1

5.

История появления кадетской формы. Характерные особенности, значение и отношение учащихся к кадетской форме. Шинель, клапан, башлык, галстук, вензель, шифровка и др. понятия.

Занятие-диалог. Ролевая игра. Тренинг

1

6

Символика кадетских корпусов. Нагрудные знаки. Жетоны.

Беседа, презентация.

1

7.

Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ, флаг и герб РФ и Республики Бурятия. Знамя ГБОУ РКШИ. Правила поведения во время выноса флага.

Занятия, презентация.

1

8

Как быть хорошим человеком? Хороший человек, кто он?

Диспут

1

9

Что такое милосердие? Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков»

Моделирование ситуаций.

1

10.

Честность слов и поступков. «Один раз обманешь, другой раз не поверят»

Диалог. Ролевая игра.

1

11

О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие...

Диспут

1

12

Зависть, жадность, хитрость - главные герои зла.

Обсуждение

1

13

«Учись преодолевать свои недостатки» «Дорога к победе над собой»

Беседа. Презентация.

1

14.

Забота о старших - норма жизни кадета.

Обсуждение

1

15

Кадеты нашей школы. Как все начиналось. Встреча со старшими какакадетамм

презентация


16.

Безделье и лень портят человека

Обсуждение

1

17

«Ветеран живет рядом». Мини-проект «Подарок ветерану». Встреча с ветераном.

Мини проект.

1

18.

«Азбука нравственности»

Викторина

1

19.

Правила вежливого общения

Беседа

1

20

«Качества праведного поведения: долг и благодарность»

Беседа

1

21

Что лучше «сладкая ложь» или «горькая правда»?

Обсуждение

1

22

«Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках»

Беседа. Тренинг.

1

23

«Учись отстаивать свою точку зрения» Умение владеть собой.

Беседа. Тренинг.

1

24.

Жизнь великих кадет – образец для подражания.

Защита проекта

1

25

Хочу быть похожим на тебя кадет.

Тестирование

1

26

«Моя семья в Великой Отечественной» войне»

Проектная работа

1

Раздел 2: История кадетского движения (8 часов)

27

Основные предпосылки создания кадетских корпусов

Беседа

1


Первые кадетские корпуса в России



28.

Честь и достоинство Александра Невского

Беседа.

1

29

Петр I - основатель военно-учебных заведений в России. Военные школы Петра I - основа кадетских корпусов

Занятие. Презентация.

1

30

Образование и развитие кадетских корпусов в России

Занятие - диалог.

1

31

Заповеди товарищества Великого князя Константина Константиновича.

Беседа. Презентация.


32

Судьба кадетских корпусов после 1917 года.

Занятие -

презентация.

1

33

Возрождение кадетского движения в России в 90-х годах. XX столетие

Занятие -

презентация.

1

34

Итоговое занятие «История кадетского движения».

Викторина

1

Итого

34



  1. Список литературы и Интернет-ресурсы.

  1. В.Г. Петреченко «Азбука кадетской жизни» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i- dokumenty.php

  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с. - (Стандарты второго поколения)

  3. БарсёнковА.С., Вдовин А.И./ История России. М.; Аспект-Пресс,2006г.

  4. Е.Ю. Коркунова «История кадетского движения» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i- dokumenty.php.

  5. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.

  6. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.

  7. Николаева Т. Этикет и мы. / Т. Николаева, С Илларионов.-М.: Советский спорт,1993г.

  8. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.

  9. Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2.

  10. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях/ Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г. Сазонова. - М.: СЛОВО; ЭКСМО,2004г.

  11. Символы Родины и воинской доблести. М.; Военное издательство,1990г.

  12. Голубева Т.С. Государственная символика России// Начальная школа. №7. 2001г.

  13. Артёмов В.В Страницы российской истории. М.; Просвещение , 2005г.

  14. И. Дереклеева Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 -4 классы. М.: «Вако», 2007

  15. Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001.

  16. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников., 2006 г. № 3.

  17. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

  18. Чичуга А.А. - https://multiurok.ru/files/plan-vospitatelnoi-raboty-v-9-klasse-na-2018- 2019.html.