СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Структура
программы воспитания классного руководителя.
Пояснительная записка.
Нормативные документы, использованные при разработке программы.
- Основные цели и задачи программы.
- Актуальность и новизна программы.
- Принципы.
Анализ воспитательной работы за прошедший год.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
Направления воспитательной работы.
План работы с классным коллективом.
Индивидуальная работа с обучающимися.
План работы с родителями.
Ожидаемые результаты.
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым,
можно»
А.С.Макаренко
Пояснительная записка.
В формировании подрастающего поколения главную роль играет школьный коллектив, который выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам, поэтому осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения. Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
Программа определяет уровень овладения школьниками знаний, умений, навыками в разных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие. Даёт основные направления воспитания защитника Родины. Повышает ответственность перед обществом за свои поступки, уважать законы и нормы общественной жизни.
Эта программа для учащихся - образ жизни, правила жизни, для родителей - возможность получить информацию о том, как идёт развитие ребёнка, каков уровень его воспитанности. Нормативные документы, использованные при разработке программы.
Нормативные документы, использованные при разработке программы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 (ред. От 23.07.2013г.) «Об образовании в Российской Федерации».
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи. Общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
3. Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Статья 1. Основные понятия. Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Президентская инициатива: «Наша новая школа».
Пять пунктов президентской инициативы: 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
5. Программа развития воспитательной компоненты в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки от 13 мая 2013 года №ИР-352/09 «О направлении программы»)
Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир.
6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента России 1 июня 2012 года)
Ключевые принципы: Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Защита прав каждого ребенка. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. Сбережение здоровья каждого ребенка. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. Партнерство во имя ребенка.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Актуальность программы. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту.
Новизна данной программы заключается в том, что программа является комплексной и состоит из 8 направлений: Правовое воспитание, Гражданско-патриотическое воспитание, Нравственное воспитание, Художественно-эстетическое воспитание, Выбор профессии, Физическое и здоровьесберегающее воспитание, Воспитание семейной культуры, Экологическое воспитание.
В ходе реализации программы происходит обновление традиционных форм и методов воспитательной работы, используются приемы современных воспитательных технологий и рефлексии. А также имеются анализы анкет, проведенных с учащимися.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают детей к осознанному выбору профессии, активизируют у учащихся процессы самопознания, определения профессиональных склонностей, формируют потребность в здоровом образе жизни, способствуют развитию моральных качеств личности.
Каждый из учащихся - личность. Личность должна развиваться, развиваться в коллективе. Формирование и сплочение коллектива – это восхождение к вершине. Одному туда не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый коллектив.
Данная программа воспитательной работы составлена на основе теоретических разработок В.Сухомлинского, А.Макаренко, Амонашвили, Ильиной, С.Шацкого и других известных педагогов.
Программа рассчитана на обучающихся 10 классов, 15-16 лет.
Этапы реализации программы:
I этап — подготовительный - информационно-диагностический диагностический (сентябрь-ноябрь 2019год.)
Цель этапа: изучение особенностей коллективной психологии учащихся.
На данном этапе, для сбора анализа как можно большего объема фактической информации, используются различные методы:
наблюдение
анкетирование (самого подростка и его родителей) (приложение1)
изучение документации (личного дела, медицинской карты, портфолио)
собеседование
изучение методик
поиск форм, методов, способов развития классного коллектива, наблюдение динамики развития;
прогнозирование развития изучаемой проблемы.
изучение эмоционально личностных особенностей учащихся класса, определение статуса, зоны актуального и ближнего развития.
изучение современных технологий новаторов, психолого-педагогической литературы, обобщение их педагогического опыта;
создание портфолио для каждого учащегося.
II этап— Коррекционно-развивающий (декабрь 2019г. – март 2020г.)
Цель данного этапа – разработка и реализация программы.
Программа работы с коллективом класса составлена на основе I и II этапов наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов использование на практике разных приемов, методов развивающей работы;
Определение уровня особенностей личностных качеств коллектива;
Рассмотрение класса как объекта педагогических воздействий определило и палитру проблем организации деятельности класса в различные годы. Пути сплочения создания коллектива, воспитание актива, формирования общественного мнения класса, создание традиций в его жизни, воспитание тех или иных качеств личности школьников. Организация классного коллектива через организацию различных видов деятельности, ученического самоуправления, через систему воспитательных мероприятий.
III этап - Обобщающий (апрель-май 2020 года)
Цель: анализ полученных результатов, подведение итогов работы, соотношение результатов работы; обработка результатов работы.
Для реализации программы применены следующие формы и способы психолого-педагогического сопровождения:
беседы и лекции;
разнообразные классные часы;
совместные с родителями мероприятия;
деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
встречи с интересными людьми;
занятия-практикумы;
тестирование, анкетирование;
психологические тренинги;
Основные виды деятельности
познавательная
игровая
творческая
спортивная
коммуникативная (общение)
Принципы воспитательной деятельности:
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Природа – это корни, воспитание – это крона. Девиз: «Яблоко от яблони недалеко падает»
Деятельностный принцип. Воспитывают не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей. Девиз: «Больше дела – меньше слов!»
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального. Девиз: «Человек не орех - сразу не раскусишь», «Золотой человек, золотые руки».
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно ориентированная педагогика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности. Девиз: «Каждый человек загадка»
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей. Девиз: «Все мы люди, все человеки».
Таким образом, считаю, что благодаря этим принципам дети будут действительно намного счастливее и уютнее чувствовать себя в классном коллективе.
Анализ воспитательной работы 9 класса за 2018-2019 учебный год.
Основными задачами воспитательной работы в 2018-2019 учебном году были:
формирование благоприятного психологического микроклимата в классе;
воспитание уважительного отношения друг к другу и педагогическому коллективу;
формирование благоприятных условий для развития индивидуальных и творческих способностей детей;
планирование и реализация работы по улучшению процента качества знаний;
воспитание и развитие чувства справедливости, любви к семье, школе, Родине;
развитие гражданско-патриотических чувств и нравственных качеств воспитанников;
физическое воспитание и гигиеническая культура;
создание условий для сохранения здоровья детей;
Воспитательная работа была направлена на развитие творческих интересов детей, на развитие общекультурных интересов школьников и включения их в разнообразную деятельность. Воспитательная работа нацелена на формирование классного коллектива и принятие коллегиальных решений в вопросах организации внеурочной деятельности.
Воспитательная работа велась по нескольким направлениям.
«Россия – Родина моя!» - гражданско-патриотическое воспитание
«Здоровье – богатство на все времена» - здоровьесберегающее воспитание
«Я- Человек!» - духовно-нравственное воспитание
«Учёба и труд рядом идут» - труд и творчество
«Целый мир от красоты» - культуротворческое и эстетическое воспитание
«Милая академия наук» - интеллектуальное воспитание
«Имею право» - правовое воспитание и культура безопасности
«Крепкая семья – крепкая держава!» - воспитание семейных ценностей
«Искусство общения» - формирование коммуникативной культуры
«Земля – наш общий дом» - экологическое воспитание
В соответствии с задачами, поставленными на начало года были выбраны формы работы классного руководителя, посредством которых в течение года проводилась работа по их решению и достижению цели воспитательной работы – формирование гармонично развитой личности.
На классных часах учила детей сотрудничать друг с другом, проявлять самостоятельность, обдумывать принимаемые решения, проецировать свою будущую жизнь, знакомила с будущими профессиями. Воспитанники учились отвечать за последствия своих поступков, принимать верное решение, признавать свои ошибки, просить прощение, осознавая свои проступки.
Считаю, что основные задачи решены.
Анализ развития коллектива
Социально - психологический микроклимат в классе может быть оценен как благополучный. Большинство ребят в классе имеют систему собственных взглядов. Характер взаимоотношений обучающихся в целом дружественный, уважительный, но время от времени происходят незначительные межличностные конфликты, связанные с возрастными особенностями и индивидуально-психологическими характеристиками детей. В большинстве ситуаций обучающиеся внимательны друг к другу, заботливы, дружелюбны. Дети принципиальны и не боятся высказывать вслух свое мнение. Многие стараются доказать свою точку зрения.
За период 2018-2019 уч. года в 9 классе проводились различные диагностические работы.
Методика «Наша группа»
Цель: исследование межличностных взаимоотношений в коллективе.
Результат:
В тестировании принимали участие 6 человек. Детям предлагалось ответить на 8 вопросов о взаимоотношениях в классном коллективе. Анализ ответов позволил определить степень сплоченности коллектива.
У 33 % обучающихся средний уровень развития
У 67 % - высокий уровень
Обучающихся с низким уровнем развития в группе нет.
Т.о. по результатам диагностики группу 8 класса можно считать высокого уровня развития.
В основном дети вежливы, воспитаны.
Можно сказать, что уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в классе высокий, учащиеся активно включаются в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
Анализ участия учащихся в жизнедеятельности школы
Участие класса в общешкольных мероприятиях помогает заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями.
Мотивы участия обучающихся класса в школьных мероприятиях соответствуют их возрастным особенностям, к ним можно отнести
- потребность в самореализации, в самовыражении;
- потребность в причастности к группе;
- потребность в расширении круга общения;
- потребность в эмоциональной насыщенности общения;
- ощущение причастности к важным общешкольным проблемам;
- выражение своего творческого начала.
За прошедший учебный год 100% обучающихся класса были задействованы в мероприятиях различных уровней: традиционные общешкольные мероприятия, конкурсы, акции, олимпиады, турниры, соревнования, и т. д. Ребята были награждены грамотами, дипломами и сертификатами. (см. Приложение «Участие в конкурсах, смотрах и т.д.»).Весь класс активный участник спортивной жизни школы.
Участие в общешкольной жизни дало возможность увидеть творческие способности детей, выявить их наклонности; проследить систему взаимоотношений между собой и окружающими.
Анализ развития учащихся
Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие значительно возросло. Развитие познавательных интересов и творческих способностей особо заметны в их личных достижениях.
Занятость обучающихся класса во внеурочной деятельности составляет 100%. Дети с удовольствием посещают школьные кружки, спортивные секции.
№ | Ф.И. | Внеурочная деятельность |
1 | Афанасьева А. | Волейбол, школьный кружок «Музейно-поисковая работа» |
2 | Кулешов Н. | Футбол, школьный кружок «Музейно-поисковая работа» |
3 | Никулина Н. | Волейбол, школьный кружок «Музейно-поисковая работа» |
4 | Переверзев Д. | Волейбол, футбол, школьный кружок «Музейно-поисковая работа» |
5 | Селезнева М. | Волейбол, школьный кружок «Музейно-поисковая работа» |
6 | Тарасова А. | Волейбол,фетбол, школьный кружок «Музейно-поисковая работа» |
7. | Шабанова В. | Волейбол, школьный кружок «Музейно-поисковая работа» |
Успеваемость 9класса МОУ «Пузачинская СОШ» за 2018-2019 уч. г.
Класс | На начало года | На конец года | На «5» | На «4» | На «3» | На «2» | % успеваемости | % качества знаний |
9 класс | 7 | 7 | 2 | 1 | 4 | - | 100% | 43% |
43% |
В 9 классе обучалось 4 девочки и 3 мальчика.
В этом учебном году мною были проведены беседы, диагностики и классные часы по профориентации школьников с целью формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и с учетом требований рынка труда, оказания поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
В результате проведенных мероприятий были
определены сферы профессиональных предпочтений учащихся, а также индивидуально-личностные особенности;
выявлены трудности в профессиональном самоопределении учащихся, а также проблемы личностного характера;
определен уровень индивидуальных склонностей к различным видам деятельности и тип направленности личности;
выявлены проявленные интересы и профессиональные склонности учащихся к предметам и сферам деятельности.
Что касается отношения к учебе, то дети понимают, что им надо учиться, но не всегда этого хотят.
Считаю, что задачам повышения уровня учебной мотивации, ответственности к повышению успеваемости и интереса к учебе следует уделить особое внимание в 10 классе.
Анализ организации и эффективности воспитательного процесса
Каждое из классных мероприятий было составлено с учётом возрастных и психологических возможностей и потребностей обучающихся. Проводились различные классные часы, акции, анкетирования. Проводились беседы о правилах поведения в школе и на улице, по технике безопасности, по профилактике травматизма, по ПДД.
Была поставлена цель:
создание условий для социализации обучающихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
Реализовывались такие задачи, как:
формирование дружного коллектива;
развитие индивидуальных способностей обучающихся путём вовлечения в различные конкурсы, викторины, развивающие игры;
создание условий для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
заинтересовать общением друг с другом;
воспитывать нравственные качества.
Класс принимал участие в следующих мероприятиях, к которым дети готовились ответственно и с интересом: «День Учителя», «День Матери», «Праздник Урожая», новогодние праздники и др.
Активно принимали участие в классных часах:
«Привычки- хорошие и плохие », «Когда мы едины- мы не победимы», «Здоровый образ жизни», «Что я знаю о себе», «Уважение традиций разных народов», «Космос и мы» и др.
Детей, стоящих на школьном учете нет.
Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом
Во взаимодействии с учителями преобладает уважительное отношение, позитивный эмоциональный настрой.
Воспитательное взаимодействие класса осуществлялось при помощи классного руководителя, учителей-предметников, администрации школы.
Классным руководителем была организована серия посещений уроков, с целью: активность учащихся на уроках, выполнение домашних заданий. Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий, по вопросам подготовки и проведения экзаменов в форме ОГЭ в 9 классе.
Анализ педагогического взаимодействия с семьей
За прошедший учебный год до родителей доводились сведения об успехах и проблемах учеников в образовательном и воспитательном процессе, совместно решались вопросы по поводу поведения, пропусков занятий и внешнего вида обучающихся. Большинство родителей интересуются воспитанием своих детей по телефону.
Темы родительских собраний:
«Учимся понимать своего ребенка-подростка»
«Чтобы ребенок учился. Причины снижения успеваемости».
«Выпускные экзамены в форме ОГЭ» (беседа).
Считаю, поставленные цели и задачи достигнуты. Выбор форм и методов воспитания эффективен. Целесообразно продолжить реализацию поставленных задач в новом учебном году. Продолжить работу по сплочению коллектива, вовлечь малоактивных обучающихся в совместную деятельность.
Продолжить сотрудничество с учителями-предметниками и родителями, направленное на повышение мотивации к самообразованию, на осознанный выбор профессии и успешное прохождение итоговой аттестации.
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 10 классе обучается 5 человек, из них: 2 мальчиков и 3 девочек. 1 ученик 2004 года рождения, остальные 2003 года рождения.
Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми принадлежностями.
По мнению родителей качество приготовленной пищи позволяет им кормить своих детей в столовой, поэтому все учащиеся получают горячее питание. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях и их здоровье.
В полных семьях воспитываются- 7 обучающихся. Неблагополучных семей нет.
Состояние здоровья у ребят удовлетворительное. Наибольшее количество пропусков занятий у 1 ученика по причине частых простудных заболеваний. Остальные учащиеся без неуважительных причин уроки не пропускают.
Родители детей класса откликаются на просьбы учителя, но на общих мероприятиях активного участия не принимают. Советы и критику в адрес их детей воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, экскурсий.
Характер взаимоотношений между учениками и родителями хороший. Дети относятся друг к другу доброжелательно, случаи оскорблений со стороны родителей нет.
В классе особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения, есть желание учиться. Конечно, бывает и такое, что не всегда выполняют домашние задания некоторые ученики. С этой целью проводятся индивидуальные беседы с этими учащимися. На уроках дисциплину никто не нарушает. В целом в коллективе царит благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности. Явных группировок нет.
Детьми соблюдаются принятые в 5 классе традиции и заповеди. Актив класса является организатором всех классных и общешкольных дел. У ребят сформировано стремление к самоопределению и самообразованию. Ученики проявляют большой интерес к внеклассным мероприятиям и с радостью, активно принимают в них участие, проявляют свои способности в конкурсах. Весь класс занимается в спортивных секциях. Весь класс посещает кружок «Музейно-поисковая работа». Никулина Нина и Афанасьева Алина являются экскурсоводами в школьном историко-краеведческом музее. Тарасов А., Шабанова В. состоят в юнармейском поисковом отряде «Гвардеец», активные участники военно-патриотических мероприятий. Кулешов Никита увлекается футболом. Шабанова Вера, Никулина Нина, Кулешов Никита занимаются в кружке «Акварель».
Уровень сформированности учебной мотивации (высокий и норма) – 100%. Средний процент по качеству знаний по предметам - 46%.
Отличники: Никулина Нина, Афанасьева Алина.
Как классный руководитель при работе с классом главными задачами перед собой ставлю: создание атмосферы, способствующей сплочению коллектива, формированию у учащихся стремления к самостоятельному приобретению знаний, повышению уровня воспитанности, нравственно-эстетического и патриотического развития учащихся, повышению успеваемости и успешной сдачи ОГЭ.
Список актива класса:
Афанасьева Алина | Староста |
Кулешов Никита | Редколлегия |
Тарасов Александр | Трудорг |
Шабанова Вера | Культорг |
Никулина Нина | Учебный сектор |
5. Направления воспитательной работы.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Основные задачи: сформировать правовую культуру учащихся.
Месяц | Реализация программы | Ответственные |
Сентябрь | Беседа «Правовые основы современного общества» Классный час «Мораль и право» | Классный руководитель |
Ноябрь | Беседа «Социально опасные преступления молодежи» | Классный руководитель Актив класса |
Январь | Классный час «Мораль и право -дороги ведущие к человечности» | Классный руководитель Актив класса |
Апрель | Диалог: «Собственность: права и обязанности» | Классный руководитель |
II.НАПРАВЛЕНИЕ. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель работы: формировать правосознание и гражданскую ответственность; воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Основные задачи: развитие самоуправления, научить понимать соотношение внутренней и внешней политики государства; воспитывать интерес к истории и традициям гимназии; научить разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.
Месяц | Реализация программы | Ответственные |
Сентябрь | Классный час «Выбор актива класса». | Классный руководитель Актив класса |
Октябрь | День пожилых людей | Классный руководитель Актив класса |
Ноябрь | Кл.час«Солдат войны не выбирает» | Классный руководитель Актив класса |
Декабрь | Кл.час«Русская земля – Отечество героев»
| Классный руководитель
|
Январь | Викторина «Знаешь ли ты политические термины» | Классный руководитель
|
Февраль | Конкурс компьютерных презентаций. | Классный руководитель Актив класса |
Май | Участие на митинге. Возложение венков к памятнику павшим. | Классный руководитель Актив класса |
III.НАПРАВЛЕНИЕ. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Основные задачи: формирование активной жизненной позиции школьников, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, личной морали, инициативы, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела
Месяц | Реализация программы | Ответственные |
Сентябрь | «Бескорыстное служение людям» (Беседа о волонтёрстве) | Классный руководитель
|
Октябрь | Дискуссия «Общение в моей жизни» | Классный руководитель
|
Ноябрь |
|
|
Декабрь | Классный час «Нравственность – это разум сердца» | Классный руководитель Актив класса |
Март | Вечер отдыха «Азы народного этикета» | Классный руководитель Актив класса |
Май | Опросник «Личностный рост» | Классный руководитель |
IV.НАПРАВЛЕНИЕ.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель работы: Создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений. Способствовать сплочению классного коллектива.
Основные задачи: формирование художественного и эстетического вкуса учащихся
Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
Месяц | Реализация программы | Ответственные |
Сентябрь | Участие на Дне самоуправления, посв. Дню учителя. | Классный руководитель Актив класса
|
Октябрь |
|
|
Ноябрь |
|
|
Декабрь |
|
|
Февраль | Участие на празднике к 23февраля. Конкурсная программа. | Классный руководитель Актив класса |
Март | Концерт, посвященный 8 Марта. Конкурсная программа. | Классный руководитель Актив класса |
Апрель | Диспут «Этические нормы коллектива» | Классный руководитель Актив класса |
Май | Участие на митинге. | Классный руководитель Актив класса |
V. НАПРАВЛЕНИЕ. ВЫБОР ПРОФЕССИИ.
Дать подросткам знания по различным дисциплинам – одна из основных задач школы и учащиеся должны получить образовательный минимум, определенный государственными стандартами. Это их основной труд в школе. Но для подростков в рамках учебного плана должны быть организованы профориентационное обучение и трудовая деятельность, в процессе которых они приобретают теоретические знания, практические умения и определенные качества личности.
Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.
Формирование мотивов труда.
Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Развитие культуры труда.
Предполагаемый результат: успешное окончание школы и получение документов об образовании, формирование профессиональных умений и навыков, понимание учащимися необходимости выбора пути человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Формирование доброжелательного отношения к миру.
Месяц | Реализация программы | Ответственные |
Сентябрь | Практикум «В мире профессий». | Классный руководитель |
Октябрь | Игровое упражнение «Остров» | Классный руководитель |
Ноябрь | Круглый стол активистов самоуправления «Что зависит от нас?» | Классный руководитель |
Декабрь | Конкурс эрудитов «Шаг во Вселенную». | Классный руководитель |
Январь | Тест «Мой творческий потенциал» | Классный руководитель |
Февраль | Диспут «К чему стремятся люди?» | Классный руководитель |
Март | Практическое занятие «Я в этом мире». | Классный руководитель Актив класса |
Апрель | Диспут «Смысл жизни» | Классный руководитель Актив класса |
VI. НАПРАВЛЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКОЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.
Основные задачи: укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, просвещение школьников в области формирования здорового образа жизни
Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.
Месяц | Реализация программы | Ответственные |
Сентябрь | Составление индивидуальной карты | Классный руководитель |
Октябрь | Твое здоровье и пространство свободного времени | Классный руководитель |
Ноябрь | Твое здоровье | Классный руководитель |
Январь | Твое здоровье и планирование семьи | Классный руководитель |
Февраль | Беседа «Умеем ли мы беречь свое здоровье?» | Классный руководитель |
Март | Травматизм в быту | Классный руководитель |
VII. НАПРАВЛЕНИЕ.
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ
Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.
Основные задачи: формировать систему ценностных семейных ориентаций
Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.
Месяц | Реализация программы | Ответственные |
Сентябрь | Выбор родительского комитета. | Классный руководитель
|
Сентябрь-Май | Индивидуальные встречи с родителями, приглашение их в школу, посещение на дому. | Классный руководитель Родительский актив |
1 раз в месяц | Тематические родительские собрания | Классный руководитель
|
Ноябрь | День матери | Классный руководитель
|
Январь | Классный час «Учитесь говорить друг другу комплименты» | Классный руководитель Весь класс |
Февраль | Празднование 8 марта, 23 февраля | Ученический актив, классный руководитель |
Март | Дискуссия «Золотое правило нравственности» | Классный руководитель
|
Май | Беседа «Семейные реликвии» (тестирование) | Классный руководитель
|
VIII. НАПРАВЛЕНИЕ.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Основные задачи: воспитать убежденность в приоритете экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных групп и личностей.
Месяц | Реализация программы | Ответственные |
Сентябрь | Беседа «Роль растений в жизни человека»» | Классный руководитель.
|
Ноябрь | Беседа «О деятельности зеленых» | Классный руководитель.
|
Февраль | Кл.час, посв. Году экологии в РФ. Фотоконкурс «Свалка по имени Земля» | Классный руководитель. Ученический коллектив |
Март | Лекция «Право по защите окружающей среды»» | Классный руководитель.
|
Апрель | Экологический десант «Экологическая тропа». Уборка пришкольной территории. | Классный руководитель. Ученический коллектив |
Май | Работа на пришкольном участке. Посадка овощей, цветов. | Классный руководитель. Ученический коллектив |
7. Индивидуальная работа с обучающимися
Направления работы | Задачи и содержание деятельности | Сроки |
Диагностика развития личности, коррекция качеств личности | Реализация личностного подхода. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений. | В начале года В течение года |
Диагностика развития, коррекция развития классного коллектива | Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. | В начале года В течение года |
Определение детей группы риска, индивидуальная работа с «трудными» детьми | Выявление детей группы риска, «трудных» и их изучение с помощью анкетирований, индивидуальных бесед. Работа с родителями. Предоставлять «трудному» возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон.
| В начале года В течение года |
Приложение 1 к программе
Методическое обеспечение программы
Определение уровня воспитанности" (анкета) Н.П. Капустин, М.И. Шилова
Анкета ученика (цы)_____9 ____ класса___________________________________________
1 | Долг и ответственность | |||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережливость | |||||
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Дисциплинированность | |||||
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ответственное отношение к учебе | |||||
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
5 | Отношение к общественному труду | |||||
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
6 | Коллективизм, чувство товарищества | |||||
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
7 | Доброта и отзывчивость | |||||
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
8 | Честность и справедливость | |||||
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
9 | Простота и скромность | |||||
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
10 | Культурный уровень | |||||
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 4-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2+1)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников)
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны |
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция |
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна. |
Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция. |
АНКЕТА девятиклассника по преемственности
Инструкция.
Уважаемый десятиклассник! В этом учебном году ты начал учиться в профильном классе. Мы просим тебя ответить на вопросы анкеты. Выбери ответы и поставь напротив "галочку" (в вопросах 1–3, 5–12 выбирается только один ответ из предложенных).
1.Если тебе сейчас предложат перейти в другой класс, ты:
останешься в профильном классе;
перейдешь в обычный класс.
2.Твое отношение к обучению в профильном классе:
я считаю, что сделал правильный выбор, и обучение в профильном классе поможет мне при поступлении в вуз, пригодится в профессиональном будущем;
не вижу смысла обучения в профильном классе, но продолжу обучение на данном профиле;
я разочарован, профильное обучение не соответствует моим ожиданиям;
я считаю, что обучение в профильном классе способствует моему социальному и профессиональному самоопределению, повышает общекультурный уровень.
3.Твое отношение к содержанию элективных учебных предметов:
считаю, что выбор элективных предметов недостаточно широк;
меня не устраивает выбор и содержание элективных предметов;
меня удовлетворяет содержание элективных предметов;
я ничего не знаю о проводимых элективных предметах.
4.Твое отношение к учебным предметам (можно выбрать несколько предметов, отметив знаком "+"):
Учебный предмет | Отношение к учебному предмету | ||||||
люблю | хочу знать | заставляют заниматься | не люблю | самый | самый нужный для моей будущей жизни предмет | задают очень много домашней работы | |
Русский язык |
|
|
|
|
|
|
|
Литература |
|
|
|
|
|
|
|
Алгебра |
|
|
|
|
|
|
|
Геометрия |
|
|
|
|
|
|
|
Информатика |
|
|
|
|
|
|
|
Иностранный язык |
|
|
|
|
|
|
|
История |
|
|
|
|
|
|
|
Обществознание |
|
|
|
|
|
|
|
Экономика. Право |
|
|
|
|
|
|
|
География |
|
|
|
|
|
|
|
Физика |
|
|
|
|
|
|
|
Химия |
|
|
|
|
|
|
|
ОБЖ |
|
|
|
|
|
|
|
Биология |
|
|
|
|
|
|
|
Физкультура |
|
|
|
|
|
|
|
Искусство |
|
|
|
|
|
|
|
Технология |
|
|
|
|
|
|
|
5.Соответствует ли твоим физическим возможностям уровень учебной нагрузки?
не сильно устаю во время уроков, довольно легко справляюсь с домашними заданиями, и у меня еще остается свободное время;
немного устаю во время уроков, но, отдохнув, выполняю домашние задания, и еще остается свободное время;
устаю во время уроков, мне тяжело даются домашние задания, а свободного времени практически не остается.
6.Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания по предметам?
1–2 ч; 2–3 ч; 3–4 ч; более 4-х ч.
7.Когда ты выполняешь домашнюю работу по предметам?
сразу после возвращения из школы;
отдохну час-другой – и делаю;
после 18.00;
поздно вечером;
я ее вообще не делаю;
я ее делаю редко.
8.Связаны ли твои интересы (в учебе и внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?
связаны очень тесно;
связаны, но у меня нет четкого плана действий, я берусь то за одно, то за другое;
никак не связаны.
9.Занимаясь любимым делом, можешь ли ты делать неинтересную работу (например, выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?
делаю такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо;
иногда делаю, иногда бросаю на полпути;
избегаю выполнения такой работы.
10.Можешь ли ты заниматься длительное время интеллектуальной работой, иногда даже жертвуя развлечениями и отдыхом?
всегда, когда это необходимо;
только иногда;
никогда.
Анкета «Мой класс»
Инструкция. Выбери в каждом суждении тот вариант, который считаешь более подходящим. Анкета поможет тебе выработать более полное представление о своем классе.
1. В нашем классе:
а) большинство ребят хорошие;
б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;
в) большинство ребят неприятны мне.
2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?
а) да;
б) мне все равно;
в) нет.
3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
5. Оцени, насколько нравится тебе твой класс:
1 балл — совсем не нравится;
2 балла — не нравится;
3 балла — и нравится и не нравится;
4 балла — нравится;
5 баллов — очень нравится.
6. Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?
а) хорошо;
б) равнодушно;
в) плохо.
7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?
а) да;
б) не замечал;
в) нет.
8. Оцени, насколько дружный у вас класс:
1 балл — cовсем не дружный;
2 балла — недружный;
3 балла — когда как;
4 балла — дружный;
5 баллов — очень дружный.
9. Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
Оценка
Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.
Подсчитай сумму баллов.
Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.
Подсчитай общую сумму.
Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов
0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.
10—18 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.
19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.
Анкета «Сплоченность класса»
Прежде всего обсудим, что такое «сплоченность», и зачем она нужна в процессе школьной жизни. К числу важных характеристик сплоченности можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал ответственность за общее дело.
Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоему классу.
1
а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей;
б) далеко не всем уютно в нашем классе;
в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит.
2
а) В основном ребята дорожат нашим классом;
б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни;
в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.
3
а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;
б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;
в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из учеников.
4
а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;
б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее;
в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо полностью изменить.
5
а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;
б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом;
в) не надо никуда ходить вместе всем классом.
6
а) Думаю, что наш класс дружный;
б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а общей дружбы нет;
в) дружба в классе невозможна.
7
а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы;
б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе;
в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.
Обработка результатов
Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопроса
Ответы в баллах
а б в
1 10 2 -10
2 10 2 -10
3 10 20 -10
4 10 5 -10
5 20 10 -10
6 10 6 -5
7 30 20 -10
Подсчитайте сумму полученных баллов
Интерпретация результатов
76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.
46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.
30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.
Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.
После получения индивидуальных результатов важно представить общую картину. Можно использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников записывает в каждую колонку количество голосов (голоса подсчитываются поднятием руки). В результате можно увидеть наглядную картину представления ребят о сплоченности своего класса.
Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно корректно, не требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить класс на две группы (выбор происходит добровольно). Одна группа – представляет позицию «за», другая – «против». Каждая группа выдвигает свои аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека) выносят решение о том, кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой группе предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности класса.
Диагностика учебной мотивации
Доминирующие мотивы1
Учащиеся выполняют задания на листочках: ставят напротив перечня мотива балл, указанный в таблице.
№ |
| Баллы | |||||
|
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Понимаю, что ученик должен учиться хорошо |
|
|
|
|
|
|
2 | Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя |
|
|
|
|
|
|
3 | Понимаю свою ответственность за учение перед классом |
|
|
|
|
|
|
4 | Хочу закончить школу и учиться дальше |
|
|
|
|
|
|
5 | Понимаю, что знания мне нужны для будущего |
|
|
|
|
|
|
6 | Хочу быть культурным и развитым человеком |
|
|
|
|
|
|
7 | Хочу получать хорошие отметки |
|
|
|
|
|
|
8 | Хочу получать одобрение родителей |
|
|
|
|
|
|
9 | Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне |
|
|
|
|
|
|
10 | Хочу быть лучшим учеником в классе |
|
|
|
|
|
|
11 | Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех |
|
|
|
|
|
|
12 | Хочу занять достойное место среди лучших в классе |
|
|
|
|
|
|
13 | Хочу, чтобы ребята класса не судили меня за плохую учебу |
|
|
|
|
|
|
14 | Хочу, чтобы не ругали родители и учителя |
|
|
|
|
|
|
15 | Не могу получать плохие отметки |
|
|
|
|
|
|
16 | Мне нравится учиться |
|
|
|
|
|
|
17 | Люблю узнавать новое и неизведанное |
|
|
|
|
|
|
18 | Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей |
|
|
|
|
|
|
19 | Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
20 | Люблю уроки, на которых можно рассуждать |
|
|
|
|
|
|
21 | Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи |
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов
Мотивы 1-3 - мотивы долга и ответственности.
Мотивы 4-6 - мотивы самоопределения и самосовершенствования.
Мотивы 7-9 - мотивы собственного благополучия.
Мотивы 10-12 - мотивы престижности.
Мотивы 13-15 - мотивы избежания неприятностей.
Мотивы 1618- мотивы содержания учебной деятельности.
Мотивы 19-21 - мотивы отношения к процессу учения.
В мотивах 1-15 - можно анализировать социальные мотивы.
8. План работы с родителями.
Родительский комитет:
Председатель: Афанасьева Валентина Леонидовна
Члены: Никулина Людмила Анатольевна, Кулешова Анна Юрьевна
Темы родительских собраний:
ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ
Тема: ПОМОЩЬ СЕМЬИ В ПРАВИЛЬНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ РЕБЕНКА
Вопросы для обсуждения:
⇒ Учебные заведения, в которые может поступить учащийся после 9 класса (информация классного руководителя).
⇒ Профессиональные интересы девятиклассников и отношение к ним родителей (сообщение классным руководителем результатов анализа).
⇒ Роль семьи в правильной профориентации ребенка (рекомендации психолога).
ВТОРОЕ СОБРАНИЕ
Тема: АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Вопросы для обсуждения:
⇒ Отношение учащихся 9 классов к учебе (выступления учителей-предметников с результатами анализа).
⇒ Объективные оценки качества образования (на основе анализа контрольных работ, диктантов и т. д.).
⇒ Причины неуспеваемости учащихся (собеседование администрации школы с неуспевающими учащимися).
ТРЕТЬЕ СОБРАНИЕ
Тема: ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК. КАКОЙ ОН?
Вопросы для обсуждения:
⇒ Какого ребенка считают трудным?
⇒ Причины изменения поведения подростка.
⇒ Влияние на подростка различных социальных групп (родителей, учителей, одноклассников, друзей, уличных группировок и т. д.): негативное и положительное.
⇒ Меры профилактики правонарушений среди подростков и негативного влияния дворовых и уличных группировок, социально-опасных родителей, меры предупреждения агрессивного, конфликтного поведения подростков.
План проведения собрания
I. Выступление классного руководителя по теме собрания.
II. Выступление представителя инспекции по делам несовершеннолетних.
III. Собеседование и консультации соответствующих специалистов с родителями.
ЧЕТВЕРТОЕ СОБРАНИЕ
Тема: АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К ЭКЗАМЕНАМ
Вопросы для обсуждения:
⇒ Значение семьи в ответственные моменты жизни.
⇒ Готовность учащихся класса к сдаче экзаменов.
Анкетирование родителей (1)
- Кем вы видите своего ребенка в будущем?
- Каким вы видите своего ребенка в будущем?
- Знакомы ли вы с его жизненными целями?
- Одобряете ли вы их?
- Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
- Что вам не нравится в его жизненных целях?
- Какие качества ему необходимы, чтобы их реализовать?
- Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
- Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
- Что делать, если ребенок разочаровался в своей цели?
Анкетирование родителей (2)
- Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
- Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?
- В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
Анкета для родителей
«Понимаете ли вы своего ребенка? »
1. Часто ли на некоторые поступки ребенка вы реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?
2. Пользуетесь ли вы помощью или советами других людей, если не знаете как реагировать на поведение вашего ребенка?
3. Считаете ли вы лучшими помощниками в воспитании свою интуицию, опыт?
4. Доводилось ли вам доверять ребенку секрет, про который вы никому не рассказывали?
5. Вас обижают отрицательные отзывы про вашего ребенка других людей?
6. Вам приходилось просить у ребенка прощения за свое поведение?
7. Считаете ли вы, что ребенок не может иметь секретов от родителей?
8. Если вы видите отличие между своим характером и характером ребенка, это вас удивляет?
9. Сильно ли вы переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?
10. Можете ли вы воздержаться от покупки интересной игрушки (даже если есть деньги)?
11. Считаете ли вы, что до определенного возраста лучшая форма воспитания -физическое наказание?
12. Ваш ребенок именно такой, о котором вы мечтали?
13. Вам ребенок приносит больше забот, чем радости?
14. Кажется ли вам, что ребенок воздействует на ваше поведение?
15. Бывают ли у вас конфликты с дочерью, сыном?
Ответы:
«Да» - на вопросы 2,4, 6, 8, 10, 12,14, а также
«Нет» - на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - 10 очков.
«Не знаю» - по 5 очков.
100-150 очков - Вы хорошо понимаете своего ребенка. Если ваши ответы не расходятся с практикой, вас можно назвать образцом для других родителей. Для усовершенствования вам не хватает одного маленького шага - узнать искренние мысли про вас вашего сына или дочери. Рискните!
50-99 очков - Вы находитесь на правильном пути. Свои частичные трудности или проблемы вы сможете решить, если начнете с себя. Не старайтесь искать себе оправдание в недостатке времени или в чем-нибудь другом.
0-49 очков - Можно посочувствовать вашему ребенку, потому, что он не видит в родителях дорогих и хороших друзей. Но не все еще потеряно.
Памятка для родителей
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. Оттого, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших, жизненных планах, сегодняшних и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
Формируйте нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.
Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Памятка родителям
• Регулярно показывайте ребенку свои чувства и, прежде всего, любовь.
• Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
• Умейте принять его таким, каков он есть.
• Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
• Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
• Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
• К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
• Поощряйте в ребенке надежду на лучшее.
• Будьте для ребенка примером человека, который постоянно учится. Учитесь вместе с детьми.
• Отмечайте школьные успехи ребенка, устраивая по этому поводу праздники.
• Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми в классе или с детьми ваших знакомых или родственников.
• Обсуждайте с ребенком его жизненные планы, ценности, мечты.
• Ребенку важно видеть, что его родители помогают окружающим. Создавайте в вашем доме атмосферу доброжелательности и заботы друг о друге и об окружающих.
• Показывайте пример уважительных отношений в семье. Не миритесь с унижениями, оскорблениями, грубостью.
• Учите ребенка различать агрессивное поведение, пассивное поведение, поведение уверенного в себе человека.
• Не исключайте ребенка из семейных дискуссий, которые касаются его лично. Давайте ему возможность высказаться. Принимая решения, учитывайте его мнение.
• Обсуждайте планы всей семьей. Вместе выстраивайте приоритеты.
• Во всех несчастьях вашего ребенка есть и ваша вина. Больнее всего мы раним друг друга словами. Слово, сказанное сгоряча, может стать последней соломинкой, которая сломает спину верблюду...
Что нельзя говорить ребенку
Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». Подростки воспринимают окружающее гораздо острее, они еще не привыкли к мелким подлостям жизни. То, что кажется вам пустяком, для них может стать трагедией.
Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток может воспринять как то, что вы хотите его смерти.
Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то, что он делает что-то не так. «Меня не устраивают твои поступки, но не ты сам» - вкладывайте этот смысл во все ваши выговоры.
Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и самое страшное - что вы его ненавидите... Не срывайте на подростке злость. В период полового созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти навсегда». Что будет с вами?
Прислушаемся к советам своих детей!
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха - поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же - никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.
Вечная детская мудрость
План работы с классным коллективом.
Сентябрь
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | День знаний | 1 | Администрация |
2. | Туристический поход: «Все дороги нам хочется пройти» | 2 нед. | Старшая вожатая |
3. | Веселые старты | 3 нед. | Старшая вожатая |
|
|
|
|
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Беседа «Правовые основы современного общества» Кл. час «Мораль и право» | 1 нед. | Классный руководитель, староста |
2. | Кл. час «Терроризм-угроза обществу» | 2 нед. | Классный руководитель |
3. | Бескорыстное служение людям» (Беседа о волонтерстве) | 3 нед. | Классный руководитель |
4. | Практикум «В мире профессий» | 4 нед. | Классный руководитель, весь класс |
5. | Составление индивидуальной карты на обучающихся | В течение месяца | Классный руководитель, весь класс |
|
|
|
|
Октябрь
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Акция «Молоды душой», посвященная декаде пожилых людей. | 1 нед. | Старшая вожатая |
2. | Праздник, посвященный Дню Учителя. | 1 нед. | Колпакова Н.Л. |
3. | Праздник Осени | 4 нед. | Ермакова И.А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Дискуссия «Общение в моей жизни» | 1 нед | Классный руководитель, весь класс |
2. | Игровое упражнение «Остров» | 2 нед. | Классный руководитель, актив класса |
3. | Кл. час «Твое здоровье и пространство свободного времени» | 3 нед. | Классный руководитель, староста |
4. | Турнир эрудитов | 4 нед. | Классный руководитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ноябрь
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Праздник, посвященный Дню Матери. | 4 нед. | Переверзева Л.А. |
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Беседа «Правовые основы современного общества» | 2 нед. | Классный руководитель, актив класса |
2. | Кл. час «Солдаты войны не выбирают» | 3 нед | Классный руководитель, культорг |
3. | Круглый стол активистов самоуправления «Что зависит от нас?» | 4 нед. | Классный руководитель, весь класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
Декабрь
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Мастерская Деда Мороза | 2-3 нед. | Старшая вожатая |
2. | Новогодний вечер | 4 нед. | Колпакова Н.Л. Переверзева Л.А. |
3. | Встреча с сотрудниками правоохранительных органов | 2 нед. | Зам. директора по ВР |
4. | День героев Отечества | 9 | Старшая вожатая |
|
|
|
|
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Кл. час»Русская земля- Отечество героев» | 1 нед | Классный руководитель, актив класса |
2. | Кл.час «Нравственность – разум сердца» | 2 нед. | Классный руководитель, староста |
3. | Конкурс эрудитов «Шаг во Вселенную» | 3 нед. | Классный руководитель, культорг |
4. | Классное собрание «Итоги полугодия» | 4 нед. | Классный руководитель, староста |
|
|
|
|
Январь
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Акция «Покормите птиц»
| В течение месяца | Кл. рук |
|
|
|
|
|
|
|
|
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Кл. час «Знаешь ли ты политические термины»
| 2 нед | Кл. рук |
2. | Тест «Мой творческий потенциал»
| 3 нед | Кл. рук |
3. | Беседа «Культура поведения в общественных местах»
| 3 нед | Кл. рук |
4. | Кл. час «Тревожность и стресс во время сдачи экзамена»
| 4 нед | Кл. рук |
Февраль
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Выставка рисунков о российской армии
| 12-23 | Учителя ИЗО |
| Урок Мужества «Солдат войны не выбирает»
| 12 | Ст.вожатая |
3. | Соревнования «А ну-ка, мальчики!»
| 3 нед | Учителя физкультуры |
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Конкурс компьютерных презентаций
| 1 нед | Культмассовый сектор |
2. | Кл час «День защитника Отечества. Воинский долг»
| 2 нед. | Кл. рук |
3. | Кл.час «Хобби подростков» | 3 нед. | Кл. рук Культмассовый сектор |
4. | Беседа «Правонарушители. Кто они? Уголовная ответственность за правонарушение».
| 4 нед. | Кл. рук |
Март
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Конкурс, посвященный 8 Марта
| 2 нед. | Ст. вожатая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Кл. час «Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом»
| 1 | Кл. рук |
2. | День воссоединения Крыма с Россией
| 18 | Кл. рук |
3. | Кл. час «Азы народного этикета»
| 2 нед | Культмассовый сектор |
4. | Беседа «Безопасность во время каникул»
| 3 нед. | Кл. рук |
5. | Классное собрание по итогам 3 четверти
| 3 нед | Староста класса |
Апрель
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | День здоровья | 2 нед | Учителя физкультуры |
2. | Весенняя неделя добра
| 4 нед. | Ст. вожатая |
3. | Гагаринский урок «Космос-это мы»
| 12 | Учитель Астрономии |
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Диспут «Этические нормы коллектива»
| 1 нед | Кл. рук |
2. | Кл. час «Интернет зависимость. Как не стать жертвой соц.сетей»
| 2 нед. | Кл. рук |
3. | Кл. час «Семейное воспитание».
| 3 нед. | Кл.рук |
4. | Беседа «Куда пойти учиться? Обзор учебных заведений Курской и Белгородской областей»
| 4 нед. | Кл. рук |
Май
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Неделя Памяти: -акция «Милосердие» - митинг; - экскурсия в школьный музей; - благоустройство памятников; - акция «Бессмертный полк»;
| 1-2 нед. | Ст. вожатая |
2. | Праздник, посвященный Дню детской организации. | 19 | Ст. вожатая |
3. | Праздник «Последний звонок» | 24 | ЗДВР Жибоедова Е.Г. |
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Кл. час «Земля без войны»
| 1 нед | Староста, кл. рук |
2. | Опросник «Личностный рост»
| 2 нед | Кл. рук |
3. | Беседа «Взаимоотношение в семье: пути решения конфликтов»
| 3 нед. | Кл. рук |
4. | Итоговое классное собрание | 4 нед. | Кл. рук |
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общешкольные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классные мероприятия
№п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Октябрь
Ожидаемые результаты:
• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны
здоровья и жизни детей;
• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах
социально значимой деятельности;
• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка
исследовательской и проектной деятельности;
• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик
воспитательной работы;
• Развитие различных форм ученического самоуправления;
• Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;
формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.