«Здоровье и безопасность наших детей»
Работу выполнила:
Рыжова Ольга Сергеевна
Учитель начальных классов
2020 год
Программа родительского просвещения
Предисловие
Современное поколение родителей, в нынешних условиях жизни, к их собственному сожалению всё меньше позволяют себе уделять время своему ребёнку в силу их постоянной занятости и первостепенной необходимости в материальном обеспечении семьи. Да и, в частой степени, современный дети намного быстрее отстраняются от участия родителей в своём воспитании и взрослеют намного быстрее, чем предполагают родные.
Учитывая особенности развития современного подрастающего поколения и желание родителей не терять связь со своим ребёнком, была создана небольшая программа родительского просвещения для формирования здорового и безопасного образа жизни у своих детей.
Программа может реализоваться на базе школы как полностью, так и отдельными занятиями и мероприятиями, представленными в ней, в виде внеклассной работы с родителями и учениками. Программа состоит из 12 мероприятий (1 учебный год – мероприятие 1 раз в месяц и небольшое домашнее задание на лето для родителей и учеников (3 месяца – 3 задания), для установления сплоченности в семье). Программа практически не имеет возрастных ограничений, просто мероприятия адаптируются в соответствии с возрастом ребёнка и особенностями его развития, но подходит как для первого класса, так и для выпускного. В вопросах формирования здорового и безопасного образа жизни затрагивает практически все аспекты данных понятий.
Цель - укрепление детско-родительских отношений. Взаимодействия семьи и школы в вопросе формирования здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
Формирование понятия здорового и безопасного образа жизни у родителей современного подростка;
Знакомство родителей с основными источниками опасности для современного ребёнка;
Просвещение ребенка в вопросе здорового и безопасного образа жизни через непосредственное участие родителей;
Поддержка семейного воспитания;
Включение родителей в совместную творческую деятельность с детьми;
Приобщение детей к традициям и истории своей семьи.
«Здоровье и безопасность наших детей»
Календарно – тематическое планирование
Месяц | Тема меро-прия-тия | Форма мероприя-тия | Работа с родителями | Работа с учениками | Задачи мероприятия | Заметки |
сентябрь | «Здоровье современного поколения» | Классный час и родительс-кое собрание | Формирование понятия здорового и безопасного образа жизни. Вовлечение родителей в процесс наблюдения не только за физическим, но и психоэмоциональным состоянием ребёнка. | Формирование понятия здорового и безопасного образа жизни. Внушение и призыв ребёнка к откровенности во взаимоотношениях с родителями. | Просвещение родителей и детей в вопросе здорового и безопасного образа жизни. Поддержка семейного воспитания и установление взаимосвязей родители – дети. | Мероприятия проводятся отдельно с родителям и учениками и адаптируются в соответствии с их возрастными особенностями |
октябрь | «Болезни молодости» | Беседа, сопровож-дающаяся презентацией. | Знакомство родителей с возрастными особенностями детей и причинами возникновения у них каких-либо зависимостей (тексикомания, наркомания, игровая или интернет – зависимость…) Рассмотрение социальных проблем, которые могут возникнуть по данным причинам. | Знакомство детей с основными губительными зависимостями, причинами их возникновения и возможностями их своевременного предотвращения | Закрепление понятия здоровый и безопасный образ жизни. |
ноябрь | «Правильный стол» | Фотокон-курс | Совместное приготовление ребёнком и родителями здоровых блюд для такого же совместного ужина. | Формирование представления о правильном питании как одной из основ здорового образа жизни, приобщение и совместное создание родителей и детей новой традиции для истории своей семьи. | Призыв родителей и детей как можно больше времени проводить совместно. |
декабрь | «Интернет – наш друг или наш враг» | Решение проблем-ного вопроса + Тестирова-ние. | Знакомство с основными опасностями, в которые может вовлекать детей современная социальная сеть. Тестирование «Как много времени проводит ваш ребёнок в сети интернет» | Знакомство с основными опасностями, в которые может вовлекать детей современная социальная сеть. Тестирование «Как много времени я провожу в сети интернет» | Формирование понятия безопасного образа жизни для детей и родителе. | Мероприятия проводятся отдельно с родителями и учениками и адаптируются в соответствии с их возрастными особенностями |
январь | Конкурс плакатов - «Наша жизнь в наших руках» | Конкурс-ная творческая работа | Совместная творческая работа родителей и учеников в рисовании плаката по теме ЗОЖ и формировании представлений ребёнка о правильном и здоровом образе жизни под контролем и с помощью поддержки родителей. | Включение родителей в совместную творческую деятельность с детьми; | |
февраль | «Безопасно жить не запретишь» | Презента-ция | Подготовка совместно родителями и детьми выступлений о безопасном образе жизни. Рассмотрение основных правил поведения в тех или иных ЧС. | Знакомство с основными правилами безопасного поведения. Приобщение детей и родителей к совместной творческой деятельности. | Дети выступают перед одноклассниками совместно с родителями. |
март | «Помогите маме» | Игра – инсцени-ровка | Вовлечение родителей и их детей в совместную трудовую деятельность – ситуацию взаимопомощи. | Поддержка семейного воспитания. Формирование сплочённых детско-родительских взаимоотноше-ний. | |
апрель | «Как здоровенькими быть и иммунитет не загубить» | Беседа | Формирование понятия иммунитет ребёнка. Как укрепить иммунитет ребёнка в период весеннего авитаминоза. | Формирование понятия иммунитет. Как укрепить своё здоровье. Что такое авитаминоз. Введение понятия закаливание и знакомство с основами укрепления иммунитета. | Знакомство с понятиями здоровье ребёнка | Данные советы носят рекомендательный характер |
май | «Дорога в лето» - весёлые старты | Семейный спортив-ный фестиваль | Совместная командная робота с целью формирования положительного опыта взаимопомощи родителя и ребёнка. Установление новых традиций семьи. | Поддержка семейного воспитания. Включение родителей в совместную спортивную деятельность с детьми; | |
Задания на лето |
Месяц | Тема мероприятия | Совместная работа ребёнка и родителя | Цели мероприятия | Заметки |
июнь | «Что я могу сделать для своего ребёнка» | Формирование здорового образа жизни на взаимном примере. | Формирование здорового образа жизни на собственном примере. Установление крепких семейных связей в процессе совместной трудовой и развлекательной деятельности. | Данные мероприятия делятся по месяцам условно, их порядок можно менять с условием занятости родителей. Первое задание предполагает участие родителей в формировании здорового образа жизни на всё лето. |
июль | «Неделя без интернета» | Совместный отказ от социальных сетей в пользу здоровья и безопасности. | Установление крепких семейных связей в процессе совместной трудовой и развлекательной деятельности. |
август | «Наше счастливое лето» | Совместная творческая работа по оформлению отчёта о проведённом лете. | Включение родителей в совместную творческую деятельность с детьми; |
Основа мероприятий представлена в Приложении 1.
Приложение 1
Основа мероприятий
«Здоровье современного поколения»
Ребенок вообще, его образ жизни, его родственники и его болезни в частности. Ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо, рекомендации, позволяющие принять правильные решения, и советы, способствующие укреплению нервной системы мам, пап, и детей. Отдельное рассмотрение психологического здоровья ребёнка. Введение понятия адаптация ребенка, социализация.
«Правильный стол»
Формирование представления родителя и ребёнка о здоровом питании, как одном из аспектов здорового образа жизни. Составление правильного рациона и культуры употребления полезных продуктов.
«Интернет – наш друг или наш враг»
Рассмотрение вопросов связанных с глобальной сетью интернет.
Как известно, все имеет свои положительные и отрицательные стороны. Глобальная паутина не исключение. Многие люди считают, что интернет способен нанести серьезный вред нашему обществу и в частности, вызывает так называемую «инфоманию» – информационную зависимость, но куда более серьёзную проблему могут представлять люди, которые скрываются от наших детей по ту сторону монитора….
В данном мероприятии сначала с родителями, а потом и с детьми рассматриваются основные проблемы и опасности, которые влечёт за собой глобальная сеть интернет. Призыв родителей контролировать интернет-активность своего ребёнка и правильно вести себя в тех или иных ситуациях, которые може6т спровоцировать интернет активность вашего ребёнка.
Конкурс плакатов - «Наша жизнь в наших руках»
Проведение выставки творческих работ, где родителям совместно с детьми предлагается подготовить плакат призывающий к здоровому и безопасному образу жизни. Плакат должен соответствовать теме мероприятия и ярко отражать основную мысль автора. Техника исполнения любая – графическая, художественная, макет или панно.
«Безопасно жить не запретишь»
Подготовка совместных выступлений ребёнка и родителей на тему безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Рекомендовано раздать всем разные тематики, чтобы максимально охватить данный вопрос и избежать повторений. Приветствуется инсценировка и театральные постановки.
«Помогите маме»
Игра – инсценировка. Предлагается один день провести маме в роле серьёзно больного или травмированного пациента. Здесь ребёнку предлагается максимально проявить взаимовыручку и помощь абсолютно во всех делах по дому. Проводить до комнаты, накрыть стол, прибраться, помыть посуду, помочь готовить, поднести бокал с водой…
«Как здоровенькими быть и иммунитет не загубить»
Рассмотрение вопросов, связанных с иммунитетом ребёнка. Основные причины частых болезней ребёнка, как избежать серьёзных осложнений для здоровья и предохранится от частых простуд. Способы укрепления иммунитета.
«Дорога в лето» - весёлые старты
Ряд спортивных соревнований, направленных на становление родительско-детских отношений и приобщение к здоровому образу жизни.
«Что я могу сделать для своего ребёнка»
Родителям предлагается на своем примере показать ребёнку как можно формировать силу воли в воспитании здорового образа жизни. На протяжении лета можно, например, бросить курить и продемонстрировать на своём примере избавление от дурной привычки. Если у ребёнка излишний вес, то можно совместно с ребёнком 3 летних месяца просидеть на здоровой питании и поддерживать его своим образом. Совместно тренироваться выходить на утреннюю пробежку или вечернюю прогулку (велопрогулку). Совместное решение отказаться на 3 месяца от сладкого и т.д.
«Неделя без интернета»
Родителям и детям предлагается провести небольшой совместный отпуск и ограничить использование современных гаджетов. Для этого хорошо подойдёт отпуск в деревне, выезд в поход даже неделя на даче….
Хорошим вариантом будет совместная поездка к бабушке или родственникам с целью приобщения ребёнка к традициям и истории семьи. Можно и никуда не ездить, основная задача провести неделю с ребёнком максимально вовлекая его в процесс общения и активной деятельности (спортивные игры, купание, рыбалка, помощь в саду, сборка урожая, шашлыки…. Совместные поездки), тем самым лишая необходимости отвлекаться на телефоны, игры и интернет.
«Наше счастливое лето»
Родителям совместно с детьми предлагается подготовить небольшую презентацию совместного летнего отдыха в виде фотоотчёта и рассказа ребёнка о своих летних каникулах. Совместная работа родителя и ребёнка в подборке фотографий, их описании и отчётом, ребёнка о том, какой положительный пример продемонстрировали его родители на своём примере за лето (например: папа бросил курить, мы с мамой вместе похудели на 5 кг, тренируясь с попой я стал пробегать 100м за 11 секунд и.т.д.).