Конспект воспитательного события «Детство, опаленное войной».
Занятие посвящено памяти моей бабушки
Талановой (Викуловой) Нине Семеновне, ребенку войны.
Дата проведения события.9.02.23 год
Цели:
Образовательная:
познакомить обучающихся с жизнью детей войны, в том числе с военным детством Талановой ( Викуловой) Н.С.;
формировать интерес к историческим событиям и судьбам людей, которые сохранили мир на Земле.
Развивающая:
Воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к героям ВОВ, прошлому нашей Родины, воспитание патриотических чувств.
Оборудование: презентация, проектор, доска, раздаточный материал.
Дети сидят в 3 группах.
Организационный момент:
-Здравствуйте, дети! Сегодня у нас будет необычное занятие.
Посмотрите, пожалуйста, на ваши парты.
Перед детьми на партах лежат медали, книжки «Ветеран труда», дневниковые записи.
- Что вы на них увидели? Можете взять в руки, внимательно рассмотреть. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (мы будем говорить о детях войны, об их подвиге)
В качестве эпиграфа к нашему уроку я хочу взять строки из стихотворения Нины Семеновны Викуловой, ребенка войны.
«Была война, а я была девчонкой.
И помню всё, что было в те далёкие года.
Мы жили мирно, спали все спокойно,
Трудились и не знали, что придет война.
Ушли на фронт отцы, деды и братья,
Остались только те, кто не мог уйти.
В тылу работали и женщины, и дети,
Другого не было у них пути».
Н.С.Викулова
Основной этап.
-Ребята, в эпиграфе автор стихотворения говорит нам о чем? Как вы понимаете смысл этого стихотворения? ( дети трудились и тд). Хорошо. Чем занимались дети, мальчишки и девчонки, в годы войны? (помогали родителям по дом, в огороде, по хозяйству и др) . Какова была их главная задача, кроме помощи взрослым? (беречь себя)
-Да, я согласна с вами, главной их задачей было сохранить свои жизни и продолжать совершать свои маленькие и большие подвиги. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – не смотря на голод и страх дети:
Продолжали учиться
Работали в полях
Заменяли родителей у станков
Ухаживали за ранеными
Собирали лекарственные растения
Отправляли подарки на фронт и писали письма
Дети войны- это самые обыкновенные девчонки и мальчики. Просто на их детство выпало такое страшное событие – война. Давайте посмотрим небольшое интервью с ребенком войны Викуловой Н.С. (демонстрация видеофрагмента).Прежде чем посмотреть видео, давайте я нацелю вас на то, о чем мы будем говорить дальше – после просмотра видео расскажите, чем занимались дети войны, какие были самые страшные и самые радостные воспоминания? И как вы думаете, почему?
Анализ видеофрагмента. Вернемся к вопросам.
-Как вы думаете, какие чувства испытывала маленькая Нина, прячась под столом? Неся корзину с ягодами на продажу? Видя, что взрослых нет дома.
- Можно ли сказать, что она смелая? Да? Почему? Нет, почему?
Ребята, обратите внимание, у меня в руках тетрадь, это дневник Нины.
Что такое дневник? У вас есть дневники? Для чего они нужны? (записывать моменты из жизни)
Писала она его уже во взрослом возрасте, чтобы оставить память о войне, о том, какое это страшное время. Позвольте зачитать вам пару строчек из дневника.
«Зимой учились в школе, собирали удобрения для полей, весной помогали дома и в колхозе на посадке овощей, летом на сенокосе, на уборке урожая. Работали бесплатно наравне со взрослыми. »
«Устраивали соревнования в полях под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!».
«Телефон был только в соседней деревне, там был дежурный постоянно. Мне часто приходилось ходить на ночное дежурство с сестрой, так как она боялась»
«Когда Ленинград был в блокаде, то по дороге жизни через Ладожское озеро привозили детей. Их брали в семьи. Нам было их жаль, мы с ними дружили»
Вот такие вот воспоминания были у Нины, ее мысли отразились и в стихотворениях, и в любви к Родине, и в отношении к хлебу.
Давайте нарисуем словесный портрет это девочки. Какая она? Внешне, по характеру? Можете закрыть глаза и представить её. Нине было всего 9, когда началась ВОВ.
(Дети описывают девочку) Я предлагаю вам завершить наше занятием необычно – давайте напишем письмо в прошлое. Успокоим ту маленькую девочку, скажем, что она сильная, все смогла, скажем ей, что войны больше нет. И что она не зря была сильной.
Дети оформляют небольшие тексты ( 3 письма).Обсуждение писем.
Закончить занятие я бы хотела такими словами: Война – не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. В горестные годы войны дети быстро взрослели, уже в свои 11-14 лет они осознали себя частью нашей великой Родины, счастью нашего народа.
Заключительный этап. Рефлексия
Тяжелые испытания принесла война детям. Мы сегодня как раз вспомнили об одной из страшных дат в истории страны.
- Ребята, какие чувства сегодня вы испытали на занятии? Чему мы с вами можем научиться у таких маленьких героев, как Нина?
-Что могут сделать сегодняшние дети, чтобы солнце светило ярко, чтобы всегда было голубое небо?
Спасибо за работу, ребята. Мне было очень приятно с вами работать.