Методическая разработка
Участник: учитель начальных классов МАОУ СШ №1 СП№1
Скворцова Наталья Владимировна
Номинация: воспитательное мероприятие.
Тема: Любовью к Родине дыша".
Категория учащихся: 3,4 классы

Задачи:
-обобщить представления детей о родном крае (г.о.г.Бор, в т.ч. п.Неклюдово), в т.ч. расширить знания о гербе родного города, о его героическом прошлом;
-воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к малой Родине, России, гордость и уважение к ним.
Материал:
1.Кроссворд "Родина" (каждому учащемуся на листе А4).
2.Карта Нижегородской области.
3.Иллюстационный материал: пейзажи г.Бор
4.Изображение герба г.Бор.
5.Для аппликации "Мы любим и обнимаем нашу землю": ножницы, бумага, клей, карандаши, макет земного шара.
Оборудование:
1.Проектор, экран.
Время: 40минут.
Подготовительная работа:
-экскурсия в Борский краеведческий музей (тематическая экскурсия «История земли Борской»);
-разучивание с детьми стихотворения А.И.Мудровой "Борская наша земля"
(см. в тексте);
-посещение библиотеки : знакомство с литературой о родном городе, поселке Неклюдово.
Ход занятия.
Знакомство с темой.
Учитель:
-Ребята, прежде чем мы начнем наше мероприятие, назовите мне слова, которые являются для вас самыми близкими и дорогими на свете.
Дети:
-Мама, родина, дом…
Учитель:
- Да, правильно! И еще есть одно очень дорогое слово. А какое, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд (см.приложение №1 "Кроссворд").
Дети разгадывают кроссворд.
Ответы на кроссворд :
Герб.
Москва.
Президент.
Гимн.
Конституция.
Знамя.
Учитель:
-Итак, какое слово у вас получилось в заштрихованных клетках?
Дети: Родина.
Учитель:
-"…В сердце ты у каждого,
Родина- Россия,
Белые березки, колос золотой…
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!" ("Наша Родина". И.Черницкой).
-Велика и прекрасна наша страна. Много разных народов проживает на ее территории. Все они имеют свои традиции и обычаи, но всех нас объединяет одно- любовь к Родине и забота о ее процветании. А чтобы любить и заботиться, нужно хорошо знать свою страну и все, что с ней связано.
Поэтому сегодня наше занятие "Любовью к Родине дыша" позволит вам
узнать для себя что-то новое, вспомнить и закрепить изученное.
II. Основная часть.
Писатель Т.Г Шевчено сказал "В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки".
У каждого человека есть своя малая родина-край, где он родился и где все кажется ему особенным, родным. И где бы не оказался человек на протяжении свой жизни, куда бы он не уехал, он всегда будет с гордостью вспоминать то место, где вырос, где проживают его родители.
А как называется город, область, где многие из нас родились и живем?
Как называется поселок, в котором мы сейчас проживаем?
Дети:
-г.Бор Нижегородской области; поселок Неклюдово.
Учитель:
- Наш край прекрасен. Про него пишут стихи, поют песни. Посмотрите на иллюстрации, которые передают красоту нашего родного края на экране (педагог показывает иллюстрации-см приложение №2) в сопровождении музыкальной композиции (песня «Город Бор»).
-Посмотрите на карту Нижегородской области (приложение №3). Наш город Бор отмечен на ней одной маленькой точкой, но во все времена люди помнили о важных событиях в жизни страны, города, о людях- гордости родной земли.
История нашего города хорошо отражена в стихотворении нашей землячки А.И.Мудровой. Послушайте его (дети читают наизусть стихотворение).
Борская наша земля- На воду ставит суда
Леса соснового край. Славный завод "Теплоход".
Здесь, просыпаясь, заря. Варит стекло без труда
Слушает гимн птичьих стай. Борский стекольный завод.
Волжские помнят пески Бор- это город садов,
Гулкий напев бурлаков, Весь в ожерелье озер,
Полной глубокой тоски, Где многотравье лугов
Спрятанный в дали веков. Манит на волжский простор.
Здесь аромат смоляной
Сердце окутает вмиг,
В дюнах, поросших сосной,
Город любимый возник.
Был он торговым селом,
Добрым приютом купцов.
Нижнего стал он крылом,
Выполнив волю отцов.
И, округленный судьбой,
Город окреп и расцвел,
К радости нашей с тобой.
Новую стать приобрел.
Учитель: А как называтся поселок, в котором мы живем?
Дети: поселок Неклюдово.
Учитель: Ему 65 лет, но это только как присвоили ему статус поселка. А известно Неклюдово давно. Название поселок получил в честь купца Неклюда Бутурлина. Разными промыслами славились жители поселка ( по всей округе славились бортники ,бондари, корзиночники и валяльщики своим искусством).
Дополнительная информация :
Бортники-люди, которые занимались пчеловодством в лесу. Дупло дерева, в котором находили пристанище дикие пчелы, называли «борть». Дупла в деревьях использовали уже образованные естественным способом, или же выдалбливали своими силами. Для бортника было важно обладать хорошей физической подготовкой, чтобы влезть на дерево, выдолбить дупло, а потом забрать оттуда мед. Позже люди стали строить пасеки на своих участках земель, чтобы содержать пасеку дома.
Бондарь - это мастер по изготовлению всевозможных бочек, шаек, ушатов и прочей домашней утвари из дерева. Раньше они пользовались большим спросом, потому что люди и мылись в банях и солили (квасили) овощи и фрукты в бочках.
Валяльщик - Тот, кто занимается валянием (изготовлением изделий из шерсти, пуха)
Корзиночник- человек, занимающийся плетением корзин.
А сейчас, чтобы выяснить, хорошо ли вы знаете свой родной город Бор, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины. На предыдущем занятии мы с вами уже получали некоторые сведения из истории города.
1. Почему наш город носит такое название? (Из-за лесных массивов, находящихся на его территории).
2. Где расположен наш город: на каком берегу реки Волга? (на левом).
3. Какая газета выпускается в нашем городе? Когда вышел ее первый номер? (Газета "Борская правда". Ее первый номер вышел в ноябре 1930 года и называлась она тогда "Новый путь").
4. Какие виды транспорта связывают город Бор с г.Н.Новгородом? (автомобильный, железнодорожный, водный).
5. Какие промышленные и с\х предприятия находятся на территории
Борского района? (Завод "Теплоход", "Силикатный завод", "Стекольный завод", "Борская войлочная фабрика", трубный завод и др. Выпускают: трубы, мебель, стекло, кирпич, суда, с\х продукцию).
6. Какое предприятие за свой добросовестный труд первым получило правительственную награду- Орден Ленина? (Борский стекольный завод). Позднее были награждены : завод "Теплоход" орденом Трудового Красного Знамени, и силикатный завод орденом "Знак Почета".
7. Когда на Бору появилась первая школа? (В 1820 году и была частной. Основала ее дочь борского священника – М.М.Архангельская).
8. Какие заповедные места, охраняющие редкие виды растений, животных вы знаете? (Керженецкий государственный заповедник, Ситниковский орнитологический заказник, болото Нюжемское).
9. Назовите имя летчика-космонавта, Героя Советского Союза, родившегося на Бору в 1942г. и совершившего полет в космос на корабле "Союз-23" вместе с Валерием Ильичом Рождественским? (Вячеслав Дмитриевич Зудов).
9. Назовите имена борских писателей (Ю.В.Суворов, А.В.Востримов, М. Кириллова, В.В.Харчев, Н.Ф.Филатов).
10. Назовите спортивные сооружения, которые построены на территории нашего города (ФОК "Красная горка", Ледовый дворец при ФОК "КВАРЦ", стадионы "Спартак", "Водник").
-Молодцы. Я вижу вы многое знаете о своем городе.
На предыдущих занятиях мы с вами знакомились с географическими особенностями, населением, природными богатствами, с государственными символами нашей страны.
Ребята, а как вы думаете, а у нашего города есть свой герб?
Дети: Есть.
Учитель: Верно, есть! Наш герб является визитной карточкой города Бор. (Педагог показывает герб города Бор на экране- см. приложение №4 к занятию).
Слово "герб" в переводе означает "наследство". В гербе отражена история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа. Давайте рассмотрим наш герб.
Что на нем изображено? (учитель слушает ответы детей).
Форма герба- щит. Обрамляют щит красно-голубые полосы.
- В верхнем левом углу –красный олень на белом поле олицетворяет тесную связь с областным центром; шестерня, колос и веточка хвои на золотом поле- рассказывают о том, что в нашем городе много промышленных и сельскохозяйственных предприятий, в районе много лесных массивов. Синий круг и волна означают расположение города на левом берегу реки Волга.
Приглядитесь внимательно: в корпусе парусника- название города. Штурвал символизирует судоремонт и судостроение, а паруса- легкую промышленность.
-А что вам напоминает форма парусов? (ответы детей).
-Конечно, автомобильное стекло, которое выпускается на Борском стекольном заводе.
-Может кто из вас знает, когда появился наш герб и кто его авторы? Не знаете? Тогда запоминайте.
Наш герб появился в 1979году. Его авторы- архитектор Борис Александрович Брызгалин и художник Владимир Александрович Мельников.
Учитель:
-А сейчас мы с вами перейдем к теме военных лет.
За тысячелетнюю историю России много произошло событий.
Все дальше уходят от нас суровые годы Великой Отечественной войны, все меньше остается в живых ее участников. Но по-прежнему звучат песни военных лет, в семьях хранятся фронтовые и трудовые награды, стоят на земле скромные обелиски и величественные мемориалы (можно ребятам показать иллюстрации).
Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
-Какими словами вы можете охарактеризовать наших солдат, сражавшихся против немецко-фашистких захватчиков?
Дети:
-Смелыми, бесстрашными, храбрыми, мужественными…
Учитель:
-Как называют человека, который проявил храбрость, отвагу, бесстрашие и совершил подвиг?
Дети: герой.
Учитель:
-За долгие годы войны нашими бойцами было совершено много подвигов, героических самоотверженных поступков. Воины бесстрашно сражались не земле, на воде, в воздухе, не жалея своей жизни, чтобы остановить врага.
Среди участников Великой Отечественной войны были и борчане. Более
6 тыс. отдали жизни за честь и независимость Родины, около 4 тыс. пропали без вести. Более 15 тыс. борчан награждены боевыми орденами и медалями. Среди них 11 Героев Советского Союза: Н.М.Баринов, Ф.С. Балдин, Н.П.Власенко, А.Н.Голубев, Д.С. Калинин, С.Ф.Махалов, А.Н.Медведев, Г.А.Тупицин, Т.Г.Терентьев, А.В. Филиппов, Л.С.Чигин (Приложение №5).
Молодой теплоходец Александр Шурганов повторил подвиг Н.Гастелло, направив подбитый самолет в колонну вражеских танков. В честь героев названы улицы нашего города: ул. Баринова, ул.Филиппова, ул.Махалова.
-Ребята, приходилось ли вам встречаться с ветеранами и участниками В.О.войны? Что вы знаете об их героической жизни. Расскажите. (Дети вспоминают истории, которые рассказывали ветераны или участники, когда дети посещали их дома: акции «Помощь Ветерану», «»Подарок Ветерану».)
-Послушайте и мой рассказ о героических подвигах наших земляков:
Николая Поликарповича Власенко и Дмитрия Семеновича Калинина.
-В октябре 1941 года, когда танки фашистов рвались на Орел, Минск, Тулу, стремясь захватить Москву, группа из нескольких советских танков, возглавляемая Николаем Поликарповичем Власенко получила особо ответственное задание. Около Минска находились боевые позиции «катюш»-грозы фашистов. Подбитые, они оказались между нашими войсками и войсками противника. Нельзя было допустить, чтобы секретная техника попала в руки врага. Танковый взвод Власенко получил приказ прорваться к «катюшам».Бойцы это сделали, но выйти из окружения уже не смогли: у них закончились патроны. И тогда Н.П.Власенко вызвал огонь на себя. Фашисты были уничтожены, «катюши» врагу не достались, но погибли и смельчаки во главе с батальонным комиссаром Н.П.Власенко. В 1991г.около здания культпросветучилища на Бору был открыт памятник в его честь.
Еще один памятник герою Советского Союза Дмитрию Семеновичу Калинину был открыт 9 мая 1970 г в день 25-летия Победы в поселке «Память Парижской коммуны». Д.С.Калинин оборонял Одессу, освобождал Керчь и Северный Кавказ. За боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды. Д.С.Калинин геройски погиб 1 мая 1943г.под Анапой при выполнении боевого задания.
Десантный отряд в составе 35человек был скрытно высажен с двух катеров недалеко от Варварки под Анапой, но был обнаружен противником. Десантники вступили в неравный бой с немецкими автоматчиками, который длился 2 часа. Уничтожив около 150 вражеских солдат и офицеров, десантники геройски погибли. Оставшись один Д.С.Калинин встал перед лицом сотни фашистов, вынул гранату и, прижав ее к себе раненой рукой, приготовился к схватке. Фашисты бросились к нему. Калинин рванул чеку…
В 1965г. В память о борчанах, сложивших свои головы на полях сражений В.О.войны 1941-45гг. был установлен обелиск и зажжен вечный огонь.
-Помните!
Через века, через года,-
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,-
Помните!
Памяти павших будьте достойны!... (Р.Рождественский)
Учитель:
-А сейчас послушайте пословицы и объясните их смысл:
1. «Герой за славой не гонится».
2. «Герой никогда не умрет –он вечно живет».
3. «Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается».
-Вы, ребята, живете в счастливое время, это счастье добыто в сражениях и битвах.
«Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно видеть сны могли…..»(Е.Евтушенко)
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:
обведите свою ладошку на листе бумаги, и вырежьте ее. Сделаем вместе аппликацию «Мы обнимаем нашу Землю» (дети приклеивают вырезанные ладошки вокруг земного шара (макет в приложении), заранее приготовленного учителем на белом листе формата А 3 ).
Учитель: Ребята, давайте уважать и беречь друг друга, любить нашу родину.
И пусть всегда будет мирное небо над нашей головой.
III.Заключение.
Учитель:
-А сейчас возьмите за руки друг друга и послушайте стихотворение.
«Берегите Россию – нет России другой.
Берегите Россию, её тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей не ведомы страхи , и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию –без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию- нет России другой».
(Е.Синицын).
Учитель:
-Ребята, я желаю, чтобы всегда были вместе, вместе решали проблемы в классе, помогали друг другу в учебе, участвовали в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, уважали учителей и помогали им во всем. А сейчас продолжите строчки: «Я желаю своим друзьям…» ( чистого неба, хорошо учиться...); «Я буду…» (любить родителей, малую родину…).
- Спасибо за урок.
Приложение №1

Приложение №2





Приложение №3

Приложение №4
Герб г. Бор

Приложение №5
Борчане- Герои Советского Союза

14