Сценарий воспитательного занятия на тему:
«Учусь говорить красиво»
Исполнители:
Комарова Т. И.
Заметалина В.А.
г.Саров
Тема: «Учусь говорить красиво»
Цель: Формирование речевой культуры учащихся с ОВЗ
Задачи:
расширять знания учащихся по вопросам общения;
развивать речь обучающихся, их творческие способности, умение слушать окружающих людей и собеседников ;
воспитывать уважение к родному языку.
Форма занятия: Воспитательное занятие
Оборудование: проектор, слайды по теме, памятка «Правила общения», клубок ниток, карточки со стихами детей.
Ход занятия
.
Достоинство речи- - быть ясной и не быть низкой
Аристотель.
1. Вступительное слово
Вед.1:
Человек — существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение.
- Как вы, ребята, понимаете «общение»?
(Взаимодействие, взаимосвязь, установление и развитие контактов с окружающими)
При этом общение бывает разным: деловое (учитель — ученик; директор - учитель; мастер — рабочий; и т. д.); личностное (друзья, враги, знакомые, приятели).
Вед.2: Что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь).
- Каково значение слова «язык»? (Средство общения)
-А что такое речь? (Умение, способность человека говорить, процесс общения людей с помощью языка, способность выразить свои мысли, форма общения( коммуникации) людей посредством языка.
Речь – результат использования языковых средств, т.е. язык в действии; это использование языка, системы его в целях говорения; передача мыслей, общения. В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Великий французский философ Вольтер говорил: « Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена» . Каждое новое поколение использует в своей речи так называемые сленговые выражения. Которые живо и эмоционально вплетаются в речь современных подростков
Вед.1: Ребята, как вы думаете, можно ли подростка назвать культурным человеком?
(ответы детей)
-Что же такое культура речи?
Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Другими словами, культурная речь — это речь, с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.)
Но этому надо учиться. Этим мы и займемся на нашем занятии.
2. Сообщение темы и цели занятия
И его тема звучит так: «Учусь говорить красиво». Мы с вами поговорим о красивой и правильной речи, о том, что делает ее скудной и невыразительной, и о том, как речь обогатить.
Нашу с вами встречу я хочу начать с рассказа знатока речи современных подростков, школьного портфеля. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.
(читает ученик)
Знакомьтесь: Петя мой сосед-
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор входит в кабинет,
Закрыт магазин на обед.
Хозяйка моет стаканы,
Секёт свеклу, пекёт блины.
И до меня дошёл черёд:
Портфель он портфелем зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут Петя.
-Петя! – несётся со двора-
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а не дитя!
Петя обижен на ребят,
Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
- Что произошло с Петей?
- Почему это случилось?
-Как же помочь Пете, ребята?
(Высказывания детей.)
-Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.
Вот вам задание: поставьте правильно ударение.
Задание 1. Договор, документ, премировать, ссуда взята, товары продали, узнайте цену изделия, столяр, досуг, обеспечение, квартал, средства.
догово́р, докуме́нт, премирова́ть , ссу́да взята́, това́ры про́дали, узна́йте це́ну изде́лия, столя́р, досу́г, обеспе́чение, кварта́л, сре́дства.
Вед.2: Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Ещё труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п. Так же засоряют нашу речь лишние слова, словосочетания, предложения или как их ещё называют «слова – паразиты» или «слова – пустышки»: Как его..., ну и значит, и того...,это самое..., это, в общем, так сказать..., ну, это...,видишь ли, видите ли..., э-э-э..., и вообще... Частое повторение этих слов затрудняет общение. Они «любимцы» нашей речи, но от них просто необходимо избавиться. Они засоряют нашу речь и очень сильно обедняют ее. Если вы будите использовать такие слова как «типа», «блин», «короче» для связи ваших мыслей, то это очень негативно скажется на оценке окружающих о вас.
Вед.1: Знаете ли вы, что такое сленг? Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Выглядит это приблизительно так.
Просмотр Ералаша (0.13- 1.37)
-Ребята, можете ли вы назвать мальчика воспитанным и культурным человеком? Почему?
(ответы детей)
Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.
-Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?
1. Я балдею от этой песни – она мне нравится.
2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.
3. Прикол - шутка.
4. Отпад – замечательно.
5. Тащиться – быть в восторге.
Вед.2: Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже нецензурные выражения, которые называют сквернословием. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». Но многие люди считают, что ругаться матом допустимо. Мы же хотим убедить вас в том, что это не так. А.С.Макаренко писал: "Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте."
Согласно словарю В. Даля «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, но теперь все в корне изменилось. Сквернословие охватило почти все возрасты. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».
И мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека. В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Горяев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо -техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.
Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.
Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь»
Откуда же в нашу речь пришла нецензурная лексика? Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.
Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.
Давайте послушаем стихотворение Э. Асадова « О скверном и святом»:
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Психологи заметили, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
3 стадии сквернословия
первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;
третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Физпауза.
Вед. Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения. Но, тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но, повелевший ему сделать это, сказал: "Теперь иди и собери все до единой пушинки". На это, клеветник ответил: "Это - невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой".
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом, можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Основной чертой этикета является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление: «Вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».
Вежливость - это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.
Очень часто можно услышать: «Какая славная у Вас девочка! Всегда говорит: «Здравствуйте!», или: «Наш сосед хороший человек - так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу», или: «Какой неприятный человек, говорит всем «ты». Таким образом, окружающие делают вывод о нашей воспитанности и культуре.
Просмотр ролика «Говорите чаще добрые слова»
-Вы уже поняли, что мы говорим о «волшебных словах». A какие знаете вы?
(Ответы детей.)
-Пожалуй, это одни из тех слов, которыми перенасыщать свою речь очень-очень сложно, если только не употреблять их одним за другим – это еще одно их волшебное свойство. Никогда не бойтесь подкреплять ими любое обращение к собеседнику.
Игра «Цветок вежливости».
Учитель выносит ромашку, на лепестках которой написано:
Приветствия
Прощания
Извинения
Просьба
Благодарность
Игра «Словесная паутинка»
A теперь давайте поиграем в игру «Словесная паутинка». Цель игры сказать друг другу добрые и приятные слова. Вы передаёте друг другу клубок ниток и при передаче говорите доброе, приятное или волшебное слово. В итоге получится паутинка, которая символизирует то, что все мы друг с другом переплетены с помощью слов услышанных и произнесённых. Так давайте же говорить друг другу добрые слова. Начинаем игру.
Дети передают друг другу клубок ниток, говоря приятные слова.
Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали как можно чаще, каждый день.
Ребята, но чтобы наше общение стало полезным, приятным и нужным нам необходимо соблюдать правила общения.
Правила для говорящего:
Проявляй уважительность, доброжелательность к адресату речи.
Будь вежливым.
Не ставь в центр внимания собственное «Я».
Ставь в центр внимания слушающего.
Выбирай тему, интересную для партнера.
Следи за логикой речи.
Не старайся говорить громче собеседника.
Правила для слушающего:
Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.
Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к говорящему.
Ставь в центр внимания говорящего и его интересы.
Вовремя оценивай речь собеседника.
Заключительная часть
Всегда ли мы употребляем слово для утверждения добра? «…язык, хотя он и малая часть тела, похвалиться может делами великими. Крохотное пламя может поджечь большой лес. Язык – это пламя, он несет в себе самое большое зло сравнению с другими частями нашего тела. Он оскверняет все тело и сжигает саму жизнь нашу. Человек может приручить и приручал разного рода животных и птиц, пресмыкающихся, но не может укротить язык. Он неуемен, злобен и полон смертельного яда. Из одних и тех же уст исходят благословения и проклятия».
Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу!
Как это просто: стоит рот открыть,
И чудо слова возродится сразу.
Завершить наше занятие я хочу такими словами: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.» Наша речь – это великое богатство, способное на многие чудеса.
Просмотр видеоролика «Песня о словах»
Список используемой литературы.
Л.А. Введенская – «Культура речи» 3-е издание, Ростов-на-Дону 2002 г.
Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева – «Русский язык и Культура речи», Ростов-на-Дону 2003 г.
А.А. Данцев, Н.В. Нефедова – «Русский язык и Культура речи», Ростов-на-Дону 2002 г.
Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова – «Русский язык и культура речи», Москва 2005 г.
Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения//Русский язык в школе, 2007. №1.