СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитательный потенциал урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО учителей начальных классов по теме "Воспитательный потенциал урока"

Просмотр содержимого документа
«"Воспитательный потенциал урока»

МО учителей начальных классов. Январь, 2025г

«Воспитательный потенциал урока»

                                                                                                                     Спиридонова М. А.

учитель начальных классов


Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

В процессе обучения постоянно нужно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, предлагать им самостоятельно решать проблемы, учить настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создавать в классе творческую обстановку, такое обучение, конечно же, является не только развивающим, но и воспитывающим.

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника.

       Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста.

Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:

— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;

— использования современных образовательных технологий;

— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке.

       Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии (труда) ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д.  При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель.





Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания.

       Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о честности и справедливости, о самопожертвовании, милосердии и бескорыстии, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует нравственные идеалы.

       Главная задача обучение искусству не только слушать, но и слышать.

Это умение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях. Каждое изучаемое произведение имеет большое значение в духовно-нравственном становлении юного гражданина. При анализе художественного произведения ребята разбирают поступки положительных и отрицательных героев, высказывают свое мнение по отношению  к литературному  персонажу. Внимательно прочитать изучаемое произведение, самостоятельно сделать самооценку происходящих событий и поступков героев позволяют ученику вычленить то главное, что хотел сказать писатель своим произведением, что ценное планировал «посеять» в детских душах – это важный воспитательный момент уроков литературного чтения.

      Учим детей сформулировать главную мысль произведения (или «чему учит это произведение?»), что даётся непросто, так как словарный запас детей невысок. Это важный этап урока. Учащиеся как бы «пропускают» через своё сердце и разум нравственные и эстетические моменты,  и в детских душах зарождаются и укрепляются ростки  нравственного сознания и нравственной самооценки своих и чужих поступков.

      Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов.

    Уроки литературного чтения воспитывают у детей достойную гражданскую позицию, учат любить и ценить русскую культуру, быть патриотами своей Родины,  формируют  эмоциональную культуру как одно из слагаемых культуры общения, которая в свою очередь, является компонентом культуры личности.


Одна из важнейших задач уроков русского языка

воспитание любви к языку, к Родине.

     

     Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

     В учебнике есть достаточное количество текстов и заданий к ним, которые воспитывают чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию нашего народа – русскому языку, уважение к культурному наследию, любовь к родной природе, чувство доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной ответственности за свои поступки, развивают речь учащихся. 

     Отрывки поэтических произведений в качестве упражнений по различным темам позволяют насладиться красотой, богатством слов русского языка. Тексты учебника дают представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное отношение к нему. Читая тексты, осмысливая их содержание, ученики задумываются о необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле. 

Одна из самых важных задач уроков русского языку формирование грамотной устной и письменной речи. Изучение правил правописания  и умение применять орфограммы в изменённых условиях часто вызывает у учащихся затруднения.   Использую разнообразные методические приёмы, чтобы дети при письме анализировали предложение, состав слова, замечали расхождение в произношении и написании слова, видели опасные безударные гласные, парные согласные и т. д. В таких случаях использую мудрые русские пословицы: «Перо пишет - ум водит», «Что напишешь пером - не вырубишь топором», «Сказанное слово было да нет, а написанное живёт век», «Покажи свои тетрадки – и я скажу, кто ты», «Тетрадь – зеркало ученика» . 

      Работая над фонетическим и грамматическим разбором, над усвоением орфограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл приведённых в упражнениях пословиц и поговорок. Провожу работу над обогащением словарного запаса детей нравственными определениями (справедливость, гуманизм, честность).

      В качестве развития речи, учащимся предлагаю творческое задание нравственного характера: написать мини-сочинение на одну из предложенных тем: «Что значит воспитанный человек?», «Что я ценю больше всего в человеке»; на тему, позволяющую раскрыть смысл пословицы. Например: «Дарёному коню в зубы не глядят» и др.

Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру.

     Одна из важнейших воспитательных задач на уроках русского языка – формирование интереса  к родному русскому языку. Для этого я использую проектные задания. Проектная деятельность предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека. Например, в 3 классе проводились следующие проектные задания: «Рассказ о слове», «Семья слов», в 4 классе в третьей четверти будет проект «Говорите правильно». 


Таким образом, на уроках русского языка дети  учатся думать,  анализировать задание, находить нужную информацию, обобщать её,   правильно формулировать свои мысли, высказывать свое мнение вслух,  развивают устную и письменную речь. И все это благотворно влияет на развитие личности школьника и его воспитание.

Уроки окружающего мира  имеют  большой воспитательный потенциал.

              Главная задача уроков окружающего мира:

–формирование в сознании младших школьников целостной картины социоприродного и поликультурного мира через познание природы и общества родного края, страны, мира;

– воспитание чувства патриотизма, национального самосознания, уважения к культуре своего и других народов, любви и бережного отношения к природе родного края.

Уроки окружающего мира в каждом классе начальной школы посвящены изучению сквозных тем: «Человек и общество», «Человек и природа», «Правила безопасности жизнедеятельности»

Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их эстетические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность.

Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразие связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу – значит творить добро.

         Высокие патриотические качества  воспитываются у подрастающего поколения  при изучении раздела «Человек и общество»: изучение природы и экономики родного края , государственных символов  страны и родного края, истории  Руси, городов золотого кольца  России, героических страниц нашей Родины. Большое воспитательное значение имеет проектная деятельность: « Моя малая родина», «Моя семья», «Моя родословная», «Помоги птицам зимой» ,  «Великая Отечественная война в моей семье» и т.д.   

         Важно ещё в младшем школьном возрасте воспитывать чувство гражданского долга, гражданской ответственности, прививать любовь к малой родине, к своей стране.

           И если с детства ребёнок приучен заботиться о своём крае, о своём селе, поступать по отношению к природе гуманно, то вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, к своей Родине поможет стать ему настоящим патриотом своей Родины.

 

Воспитательные возможностей урока математики.

В отличие от многих других дисциплин математика имеет предметом своего учения не вещи и явления реального мира, а абстрагированные от них количественные отношения и пространственные формы. С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие возможности математики:.она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость...»                                                                                                                         Основные воспитательные функции предмета математики следующие:

— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;

— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

      На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.

  Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность. Закончу своё выступление словами Евгения Павловича Ильина, советского и российского психолога:

«Учить и воспитывать, как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке»