СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал урока , как фактор развития обучающихся с овз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед современной школой, – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный воспитательный процесс, формирующий гармонически развитую личность, гражданина нашей страны. Обычно в педагогической литературе вопросы воспитания школьников исследуются в связи с внеклассной и внешкольной работой. При этом упускается важнейшая и большая часть жизни школьников – урок. Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражён в суждении «Каждый урок воспитывает». Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, ибо последнее – непременно целенаправленный процесс, т.е. организованный и построенный в соответствии с осознанной и специально поставленной целью воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность.

 

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал урока , как фактор развития обучающихся с овз.»

МОАУ «СОШ № 49 г. Орска»

Методические рекомендации



"Воспитательный потенциал урока как фактор личностного развития обучающихся с ОВЗ»

















ФИО











Аннотация



Одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед современной школой, – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный воспитательный процесс, формирующий гармонически развитую личность, гражданина нашей страны. Обычно в педагогической литературе вопросы воспитания школьников исследуются в связи с внеклассной и внешкольной работой. При этом упускается важнейшая и большая часть жизни школьников – урок. Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражён в суждении «Каждый урок воспитывает». Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, ибо последнее – непременно целенаправленный процесс, т.е. организованный и построенный в соответствии с осознанной и специально поставленной воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность.целью. И потому, следовательно, урок, лишённый такой цели, не





































Воспитательный потенциал урока , как фактор развития обучающихся с овз.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Сама постановка задачи – воспитание ученика в процессе преподавания конкретного предмета – вряд ли нова, хотя и начала энергично обсуждаться в нашей педагогике только в последнее время.

Издавна известно: «Учитель, воспитай ученика!». Не «научи», что так естественно, а «воспитай»! Что же стоит за этим «воспитай»? Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования. В соответствии с личностной парадигмой образования воспитательная цель при обучении любого предмета – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания.

Воспитание в процессе обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика, направленная на развитие способностей придавать смысл знаниям.

При реализации воспитательной функции, при изучении предметов первое, с чем приходится столкнуться учителю, – это выдвижение воспитательных задач к уроку. Большинство из учителей на этом этапе испытывают трудность. Что конкретно воспитывать? Необходима диагностика уровня воспитанности ученика, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели. Также обязательно обсуждение с учениками тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. Это необходимо для того, чтобы ребенок в этом процессе не был «слепым», а понимал, что хочет помочь воспитать в нем учитель и что необходимо ему самому. В этом случае ребенок будет анализировать свои поступки и действия осмысленно и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока.

Круг воспитательных задач определен, далее идет самый сложный и ответственный этап в работе: как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности обучающегося на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.

Проанализируем некоторые моменты урока с воспитательной точки зрения. Начало урока – это очень важный, так как на этом этапе происходит влияние на потребностно мотивационную сферу, и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока.

Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный заряд? У каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов начать урок. 1. Например, «раскручивание формулировки темы». Учитель озвучивает тему урока и учащемуся предлагается высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога «ученик – учитель». В результате решается сразу несколько педагогических задач: во-первых, ученик сам выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи, конечно, сосновной массой наших учеников это сделать проблематично, но некоторые обучающиеся справляются с этой задачей; во-вторых, перед ним возникает проблема, которую придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, волевые качества; в третьих, ученик самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации (на этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах); в четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащегося на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно потребностная сфера.

Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми он уже встречался, то этот прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

2. Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоя- тельность, сила воли, трудолюбие, ответственность.

3. Урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы. Разные способы оценивания также оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач.

На уроках обязательно нужно применять разные подходы в оценивании. Конечно, в течение урока обязательно должна присутствовать словесная оценка учителя – одобрительные реплики учителя.

Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с обучающимся с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, ученика и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания.

Любой урок несет огромный воспитательный потенциал, и поэтому на учителя возлагается большая ответственность – не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом, позволяет сделать материал актуальным, востребованным, интересным.

Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного мирового образования. Важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей, соотнесение их с реальными возможностями и развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».

Выпускник школы должен быть готов соответствовать требованиям и запросам общества. Простое усвоение какой-то информации не является всеобщим механизмом личностного развития. Современному ученику надо научиться видеть единство мира и выступать автором собственного видения этого мира. Учитель призван организовать целенаправленное формирование запланированных отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми они сталкивается на уроке. Воспитательные требования к уроку включают:

определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке;

формирование и постановка реально достижимых воспитательных целей;

воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;

формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности др.;

внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Воспитывать будет весь процесс обучения в целом, если учитель не просто сообщает знания учащимся, а всей своей работой, всей системой занятий учит школьников умению всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя. Задача учителя состоит том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие. Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. И это относится не только к предметам гуманитарного цикла. Самыми сильными воспитательными моментами на уроках, особенно в старших классах, оказываются те, когда учитель мыслит вслух, ведёт мысль учащихся, ищет вместе с ними правильный ход решения вопроса, что – то отвергает, заменяет по ходу, объясняя почему, задумывается, приглашает как бы посмотреть вперёд, к чему это приведёт. Научить учеников мыслить может сама мысль и время. Поэтому учителю необходимо найти время послушать ученика, дать возможность принять участие в поиске, правильно, логично построить ответ, т.е. научить аргументировать ответ, высказать свою точку зрения.

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся.

Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:

воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);

воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (например, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию,; уроки истории, , ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.);

воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.

Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:

решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;

использования современных образовательных технологий;

организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке.

Проектирование воспитательной задачи урока

Обязательным требованием к современному уроку является запланированная заранее воспитательная задача, которая формулируется как часть общей цели урока наряду с обучающей и развивающей задачами. Следовательно, воспитательная задача урока должна быть конкретной, понятной детям и самому учителю.

Воспитательные задачи должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности:

для формирования и развития различных качеств личности;

воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации;

сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности;

формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.

Формулировка воспитательной задачи в контексте раздела предмета и темы конкретного урока выглядит следующим образом: воспитывать (формировать) отношения (культурные, социальные, нравственные)/ личпостные качества/ ценности/эмоциональный отклик и чувства/ отдельные личностные способности/ потребности/ мотивы/ определенные социальные умения и навыки.

Воспитательные задачи урока должны удовлетворять следующим требованиям:

быть сформулирована в несовершенной, продолженной форме («воспитывать», «развивать»);

быть конкретной и ясной (не «воспитать гражданственность учащихся», а должны быть названы те компоненты гражданственности, над которыми школьники будут работать на этом уроке, например «воспитывать уважение к защитникам Родины»);

основываться на контенте урока;

соответствовать логике используемых методов обучения, средств и технологий.

При подведении итогов урока целесообразно назвать ученику воспитательную задачу урока и проанализировать ход и итог ее выполнения.

Содержание обучения

Содержание обучения – конкретный ответ на вопрос, чему учить  какие знания взять из всех богатств, накопленных человечеством. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит: знания об окружающем мире, обществе, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учеников.

Категория содержания образования отображает накопленный предшествующими поколениями социальный опыт, в котором выделяются: известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные человечеством умения выполнения известных способов деятельности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе и т.д.

Исторически сложилось так, что научные знания попадают в содержание школьного обучения в распредмеченном виде, т.е. разделенными на отдельные части – предметы. Учебный предмет – это часть человеческой культуры, выделенная по определенным признакам, чаще всего по принадлежности к определенному классу явлений.

Накопление социального опыта ведет к увеличению количества учебных предметов, поскольку принцип предметности сохраняется. Происходит дифференциация (измельчение) единого и неделимого в своей основе знания, вычленение его частей – предметов. При этом часто случалось, что одни и те же знания, попавшие в разные предметы, получали там различное истолкование.

Система знаний и умений, которая реализуется в содержании школьного образования, должна быть необходимой и достаточной для обеспечения поступательного развития человека и общества. В связи с этим содержание очерчивается так, чтобы создать надежную основу для всестороннего развития учеников, формирования их мышления, познавательных интересов, подготовки к жизни, трудовой деятельности. Оно должно отражать как текущие, так и перспективные потребности.

Принципы формирования содержания обучения

Гуманизм, требующий ставить в основу содержания приоритет общечеловеческих ценностей.

Последовательность, т.е. планирование содержания по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает

Историзм, требующий отражения в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещения в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

Систематичность – рассмотрение изучаемых знаний, умений в системе, организация содержания школьного обучения в виде множества входящих друг в друга и в общую человеческую культуру систем.

Связь с жизнью – проверка действенности изучаемых знаний и формируемых умений путем практического применения.

Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым адресовано содержание.

Доступность, требующая выбора адекватного силам и возможностям учеников уровня изложения научных знаний в учебных книгах, введения в оптимальном количестве научных понятий и терминов.

Содержание должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учащихся. В содержание должен быть введен материал, облегчающий адаптацию к жизни.

Главные направления реформирования содержания обучения

Реформирование содержания школьного образования осуществляется на основе гуманитаризации, гуманизации, экологизации, интеграции, целенаправленного использования достояний мировой и национальной культуры, широкого применения новых информационных технологий.

Гуманитаризация – это общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необходимы всем людям, каждому человеку, независимо от того, чем он занимается.

Гуманизация содержания образования – многомерное направление, составленное из возможностей не только гуманитарных, но и всех других предметов. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит историческому и словесному образованию, нравственному и эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции собственного поведения.

Под дифференциацией понимается не выделение новых учебных курсов или предметов, а создание благоприятных условий для обучения учащихся с различными способностями, потребностями и отношением к учебе

Интеграция предусматривающая уплотнение, структурирование, выделение главных, системообразующих знаний, умений, изъятие малоценных, второстепенных, не нужных всем знаний, умений. Материала становится меньше, но качество его за счет структурирования повышается. Интеграция может быть:

внутрипредметной, предполагающей упорядочение содержания отдельного учебного предмета вокруг основного сущностного ядра;

межпредметной, осуществляемой на основе общих принципов родственных учебных предметов.

Красной нитью через все предметные области школьного образования проходит идея экологизации. Это настолько важно и значимо сегодня, что во многих странах мира экологизация образования становится ведущим принципом построения нового содержания.

Целенаправленное использование достояний национальной и мировой культуры предполагает формирование содержания таким образом, чтобы цели обучения сливались с целями воспитания в одно общее направление – формирование человека и гражданина.

Воспитывающее содержание учебных предметов

Русский язык. Основная воспитательная направленность этих уроков состоит в воспитании ценностного отношения к русскому языку, его эстетической выразительности, нравственной наполненности. Помимо этого содержание упражнений, заданий и учебных текстов по этому предмету дает следующие возможности для воспитания школьников:

обогащение детских представлений об отношениях людей;

ознакомление с нормами и правилами жизни в обществе;

ознакомление с формами выражения эмоций, чувств;

расширение представлений учащихся об окружающем мире;

экологическое воспитание.

Литературное чтение. Русская литература. Содержание текстов для чтения создают основу для обсуждения и решения на уроках нравственных поступков людей, их оценки, рефлексии; помогают школьникам понять содержание нравственных понятий.

Общественно-научные предметы. Содержание учебного материала предметов общественно-научной направленности имеет самый большой воспитательный потенциал среди всех предметов школьной программы, поскольку представлено областями Человек и Природа, Человек, История, и др., имеющими социально активный характер. Изучение предметов способствует формированию основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, чувства гордости за свою Родину; гуманистических и демократических ценностных ориентаций; гражданской идентичности; эмоционально окрашенного отношения к природе и культуре; понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; понимания необходимости экологического поведения в школе, быту и природной среде; умения оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах; чувства исторической перспективы; представления о богатстве внутреннего мира человека; представления о значении созидательной деятельности человека

Математика, естественнонаучные предметы. Воспитательные задачи уроков этой предметной области опираются на содержащиеся в условиях заданий и задач факты, информацию о процессах окружающей жизни. Упражнения, задачи и задания способствуют формированию критического и логического мышления; навыков оценки, структурирования информации и выделения главного; умений доводить начатую работу до конца; стремления выбирать рациональный путь решения задачи, выполнения задания; умений руководствоваться правилами при выполнении заданий, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание необходимости применения достижений современной науки и технологий для рационального природопользования, формирование основ экологической грамотности.

Предметная область «Искусство» должно обеспечить развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению; умение организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; умение оказывать помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий.

Технология. Содержание предмета обеспечивает получение первоначального опыта трудового самовоспитания; формирование качеств и отношений: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда; понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире, уважение к ним и др.

Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока.

Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:

поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;

репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;

творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;

методы обучения на основе заданий по выбору обучающихся позволяют обучающемуся уточнить сферу своих интересов и ценности, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;

методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения школьника: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии. Формируют регулятивные УУД.

Для учителя важно умение проанализировать процесс воспитания на уроке.
Примерный план анализа может быть таким:

использование воспитательных возможностей организации урока;

воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся);

воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины);

формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащегося, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места);

воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение);

формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимся,);

воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).

Необходимо также учить детей ценить и продуктивно использовать время.

Самому учителю надо показать пример рационального использования времени урока:

четко указывать время выполнения каждого этапа работы;

подбирать оптимальное содержание учебного материала и формулировать задания и вопросы в доступной для учащихся форме.

Поэтому грамотный учитель будет стремиться научить учащегося учебно-познавательной деятельности. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебных заданий означает рациональную организацию учебной деятельности. Опытные учителя свидетельствуют, что при обучении приемам учебной деятельности учащиеся обнаруживают не только более высокий уровень усвоения предмета, но и более высокий уровень мышления и умения учиться. В процессе обучения у части учащихся стихийно формируются некоторые способы организации своей учебной деятельности, отдельные частные приемы решения задач, написания сочинений и т.д. Необходимо кроме частных приемов учебной деятельности обучать их приемам сравнения, обобщения, конкретизации, определения понятий, работы с учебником, ведения тетрадей, подготовки домашнего задания, и др.

Приёмы организации учебной деятельности при работе с учебным содержанием

Обозначим некоторые общие приемы учебно-познавательной деятельности.Общий прием организации внимания: учащимся необходимо внутренне настроиться на предстоящую работу (определить ее цель), внешне сосредоточиться на предстоящей работе - сесть ровно за свое рабочее место, смотреть на преподавателя или того, с кем они работают, использовать все виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), заставить себя быть внимательным, не позволять себе отвлекаться от начатой работы, использовать при чтении материала приемы сохранения внимания (составления плана, постановку вопросов, пересказ прочитанного и т.д.), стараться понять то, что слушают, наблюдают, читают, использовать приемы понимания, стараться поддержать в себе интерес к работе.

Общий прием организации восприятия зрительной и слуховой информации: определить (или принять данную) цель восприятия, выделить объект наблюдения (слушания) и организовать удобные для себя условия восприятия информации, определить наиболее целесообразные для данного случая способы фиксирования (описание, конспектирование, зарисовка, запись в таблицу, специальные чертежи, графики, символика, фотографии и т.д.), получить и зафиксировать информацию выбранным способом, проанализировать и обобщить полученную информацию.

Общий прием организации памяти: осознать, для чего нужно запомнить изучаемый материал, определить, что нужно запомнить надолго, а что нет, и сделать себе соответствующую установку, предварительно понять и осмыслить материал, а не запоминать механически, использовать приемы, способствующие запоминанию: выделение в материале главного, сравнение с ранее изученным, расположение запоминаемого в логической последовательности, составление плана, таблицы или схемы, пересказ, конкретизация, применение, мнемонические и игровые приемы, сочетать различные виды памяти (образную, логическую, смысловую, зрительную, слуховую, двигательную, закреплять в памяти материал как можно скорее, пересказывать и повторять трудные места, заучивать большой объем информации на сразу, а с перерывами.

Для учащихся важны и приемы осуществления логических операций (операционное мышление).С помощью мыслительных операций осуществляется понимание, осмысление, обобщение, систематизация изучаемого материала и способов деятельности, перенос усвоенного в новые ситуации, построение целостной системы знаний.

К основным мыслительным операциям относятся:

Анализ: дает возможность проверить, можно ли использовать какой-нибудь прием сравнения. Если невозможно, то расчленить изучаемый объект на составные элементы (признаки, свойства, отношения, частные случаи). Затем исследовать (изучить) отдельно каждый элемент, если нужно, включить изучаемый объект в связи и отношения с другими, составить план исследования (изучения) объекта в целом.

Сравнение: используя наблюдение и анализ, выделить свойства данных объектов или их частей, провести смысловой анализ объектов (можно ли их сравнивать), установить различные и несущественные свойства объектов (отличительные признаки). А так же сформулировать основание для сравнения (заданное или найденное среди существующих признаков объектов), сопоставить объекты (или их части) по этому основанию, установить зависимость между ними, сформулировать вывод сравнения.

Синтез: объединяет свойства, полученные при анализе (сравнении) в единое целое.

Обобщение: позволяет зафиксировать первое впечатление об объектах, подлежащих обобщению, на основе анализа и сравнения сформулировать общие и существенные свойства данных объектов. Можно объединить объекты с общими существенными свойствами в одно множество, дать название (термин, символ) полученному множеству. С помощью обобщения можно сформулировать суждение - характерное свойство полученного нового множества объектов (или определение нового понятия).

Абстрагирование: дает возможность разделить существенные и несущественные свойства данных объектов, выделить их общие и различные свойства, определить существенные и общие свойства. В другом случае, отбросить несущественные и различные свойства, сформулировать полученное суждение об объектах с полученными свойствами.

Конкретизация: позволяет привести пример, иллюстрирующий абстрактное понятие (суждение, свойство), устно, с помощью схемы, рисунка, чертежа, модели и т.д.

Классификация: изучает данные объекты, устанавливает их существенные признаки, сформулирует на основе анализа и сравнения общие и различные свойства (признаки) изучаемых объектов. А также позволяет выбрать основание классификации – признак, по которому она будет проводиться, разделить по этому признаку все множество объектов на непересекающиеся классы так, чтобы каждый объект попал в один и только один класс.

Систематизация: выделенные (на основании классификации) классы объединяет в группы по сходству их характерных признаков, установить связи между классами, изобразить полученную систему в виде таблицы, схемы и т.д.

Специализация: выделяет в классе объектов (понятий, свойств) подкласс по какому-нибудь признаку (вид), сформулирует характеристическое свойство его объектов.

К приемам развития логического (формального) мышления относятся: приемы работы с понятиями: образование понятий, определение понятия. Теоретическое мышление реализуется путем образования понятий и оперирования ими, формулировка суждений о понятиях и умозаключений об их свойствах. Теоретическое мышление - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.

Для развития речи также существуют общие приемы:

формулировать предложения по данному образцу (правилу, приему схеме);

составлять вопросы к тексту, для беседы, для интервью, для работы в паре или группе, по домашнему заданию, к выступлению или ответу товарищей и т.д.);

Устная речь развивается при устных ответах выступлениях.

Правила устного выступления:

излагать выступления по плану, выделяя его смысловые части;

соблюдать грамматические правила, шире использовать свой словарный запас (полезно чаще пользоваться толковым словарем);

стараться усилить эмоциональность выступления и говорить выразительно (с правильной интонацией);

следить за своей дикцией, совершенствовать е, следить за тем, как вас слушают и воспринимают;

устанавливать контакт со слушателями и обратную связь.

Рецензирование (самоанализ) ответа на уроке (последовательно ответь на вопросы):

Излагался ли материал последовательно, по плану?

Был ли ответ достаточно полным, аргументированным?

Сделаны ли обобщающие выводы?

Какие допущены ошибки?

Была ли грамотной и выразительной речь.

Систематическое применение этих приемов дает положительный результат, если использовать их постоянно в своей работе с обучающимися. Если содержание учебного материала для работы будет подобрано с учетом развития памяти, внимания, воображения, речи, то автоматически осуществляется индивидуальный подход к ученику с учетом его потребностей и возможностей. Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Поэтому реализация потенциала урока, направленного на воспитание и социализацию учащихся, развитие личности и умений учиться сделает урок результативным и современным.



































Список литературы:

  1. Булатова, О. С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  2. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.

  3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005.

  4. Уклад школы будущего. Ред.-составитель Н.Б. Крылова. Москва, НИИ школьных технологий, 2007.

  5. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока. — М., 2000.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!