Воспитательный потенциал уроков родного языка и родной литературы
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
А.П. Чехов
Сегодня в нашей стране происходят изменения во многих областях жизни. И образование не стало исключением. Именно из грамотно выстроенной образовательной системы произрастают такие понятия, как мораль, нравственность, патриотизм, труд. И этом случае можно начинать разговор о воспитании: духовно-нравственном, патриотическом, гражданском, трудовом, физическом. Данные направления воспитательной работы представлены в обновлённом ФГОС.
Таким образом, сегодня воспитание неразрывно связано с процессом обучения, вместе являясь одними из важных составляющих учебного процесса. Гармоничное сочетание этих двух понятий реализует единую цель образования: целостное развитие личности школьника. В Законе «Об образовании Российской Федерации» читаем: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [Закон «Об образовании в РФ»]. Школа является одной из первых пор в жизни человека, поэтому от того, что в этот период будет закладываться взрослым и «всасываться» учеником, зависит то, какие ценности прочно и надёжно будут сформированы в совершеннолетнем гражданине.
Для качественных изменений в сфере образования, конечно, необходимо изменение и совершенствование школьного урока как основной организационной формы учебно-воспитательного процесса. Современный урок подразумевает не только использование современных технологий обучения, но и создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся. Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская. На уроках родной литературы, на мой взгляд, можно создать наиболее благоприятные условия для её развития у школьников, а также успешно осуществлять духовно-нравственное, патриотическое, гражданское и трудовое воспитание обучающихся.
Уже в шестом классе в процессе изучения стихотворения Н.А Некрасова «Железная дорога», а также погружения в исторический контекст, может состояться обстоятельный разговор о тяжести труда рабочих крестьян и о значении этого труда для развития Отечества. Сегодня все мы живём в технологически развитом обществе и не представляем свою жизнь без всех удобств, которыми окружены. Однако необходимо рассказывать обучающимся, какой ценой происходило развитие нашей страны и чья в этом заслуга. Картины тяжелейшего строительства железной дороги, главными героями которых стали простые крестьяне, противопоставлены комфортному путешествию генерала со своим сыном на поезде. Анализ произведения можно начать с эпиграфа и с ответов на вопросы, которые возникают при его прочтении. Кто такой граф Пётр Андреевич Клейнмихель? Что за человек он был? Какой след в истории оставил после себя? Если дорогу построил граф, почему же во второй части стихотворения возникает «высокорослый, больной белорус»? Почему над ним царствует голод, а не граф? А может, это одно лицо? Откуда возникает толпа мертвецов, которая отчаянно начинает рассказывать об условиях, в которых она трудилась? Почему единственный вопрос, который она задаёт уже нам, - это вопрос о том, помним ли мы их труд или давно забыли? Если последний вопрос задать учащимся, то большая часть даже не знает об истории строительства железной дороги. И когда, если не на этих уроках, разговаривать об этом?
Чтобы полностью погрузиться в историю становления железной дороги, мы рассмотрели с детьми первую чугунную железную дорогу, первую рельсовую дорогу на заводе Демидовых, Царскосельскую железную дорогу, Санкт-Петербурго-Московскую железную дорогу, первый паровоз Черепановых, затем паровоз по типу стефенсоновского. Изучая материалы изготовления, технику и условия работы, прослеживая совершенствование моделей, мы постоянно говорили о том, что это всё достигнуто тяжелейшим человеческим трудом. И что без порою губительного труда обычного рабочего человека мы не имели бы ничего из того, что есть сейчас. И можно ли после всего этого согласиться с ответом папаши своему сыну, что дорогу построил граф Клейнмихель?
В качестве проектной итоговой работы ученикам было предложено разделиться на группы по 3-4 человека и из подручных материалов создать макет железной дороги XIX века. Работы получились разными: кто-то продемонстрировал процесс строительства, кто-то результат, кто-то отошёл от темы XIX века и сконструировал более современный вариант. Важным в этой работе было то, что, работая над макетом, дети держали в голове сюжет стихотворения и наши разговоры о тех людях, которые имели к процессу становления и развития железной дороги прямое отношение. Представление макетов закончилось разговором о том, что и сегодня развитие страны зависит от человеческого труда: как умственного, так и физического. И каждый из нас может внести свой вклад, чтобы быть полезным государству и обществу.
Большое внимание сегодня уделяется и духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Знакомясь в 8 классе с произведением Д.И. Фонвизина «Недоросль» и параллельно погружаясь в исторический контекст, ученики знакомятся с такими понятиями, как просвещение и необразованность, невежество и воспитанность, грубость и вежливость. Эти антонимические пары как нельзя лучше раскрываются через введение в произведение героев-антиподов: Стародума и Простаковой со Скотининым, Митрофанушки и Софьи с Милоном и Правдиным. На этом противопоставлении потом и будет развиваться конфликт: столкновение образованного дворянства и закостенелого мира самодуров-крепостников. Для выявления этого конфликта учащимся было предложено создать визуальную характеристику одного из героев пьесы. Эта работа подразумевает анализ речи героя, его поведения, привычек и в результате этого создание графического образа персонажа. Характер героя необходимо передать через мимику, одежду, позу, а вокруг персонажа написать цитаты, которые отражают его мировоззрение. Наиболее часто ученики изображали деспотичную и необразованную Простакову, невежественного и грубого Скотинина, мудрого и рассудительного Стародума.
Так, проанализировав речь героя, ученики изображали Простакову с ярко нарумяненными щеками, чёрными нахмуренными бровями, угольными глазами и плотно сжатыми губами. Платье на героине было пышное с безвкусно пришитыми рюшами и бантами. Причёска - высокая, цилиндрической формы. В образе Скотиница ученики делали акцент на лицо - изображали его с большим количеством складок, что напоминало поросячье рыло. Черты лица Стародума в изображении школьников были мягкими, взгляд - спокойный, умиротворённый, губы - тонкие, подёрнутые лёгкой улыбкой. Одежда - опрятная, сдержанная, без излишеств.
После полноценного анализа комедии, разбора проблем и погружения в причины их возникновения ученикам была предложена ещё одна творческая работа: создание диаграммы Венна. Эта математическая модель предполагает изображение пересечения нескольких геометрических фигур. В нашем случае предлагалось взять только две фигуры. Цель заключалась в том, чтобы ученик проанализировал связь себя с каким-либо персонажем из пьесы. В одной геометрической фигуре надо было записать свои качества, в другой - качества выбранного героя, а на пересечении - то, что является общим в характерах литературного персонажа и ученика. Важно было подходить к этой работе честно. Диаграммы ученики сдали мне на индивидуальную проверку. Результат получился интересным: некоторые сравнивали себя с отрицательными героями, выделяя в собственном преимущественно положительном образе некоторые недостатки. Значит, есть над чем работать и ученику, и учителю.
Проблема духовно-нравственного обнищания общества поднимается и в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Изучая пьесы с восьмиклассниками на уроках литературы, мы снова обращаемся к говорящим фамилиям героев, их речевой характеристике, поступкам и образу жизни. Анализируя все эти аспекты, мы выходим на обстановку в городе: каким он будет выглядеть при градоначальнике-казнокраде, судье-взяточнике, безвольном и трусливом смотрителе училищ, смотрителе богоугодных заведений, готовом наклеветать и распустить сплетни ради получения собственной выгоды, начальнике полиции, не имеющем авторитета у подчинённых, самих полицейских, нарушающих общественный порядок? Дальше начинаем искать, над чем смеётся Гоголь? Конечно, над глупым раболепием чиновников перед человеком, который даже не является тем, за кого они его принимают. И здесь получается двойная сатира: вместе с услужливостью и чинопочитанием автор высмеивает огромную глупость и наивность высокопоставленных лиц, которые даже не потрудились узнать более подробную информацию о приехавшем человеке и сразу приписали ему статус ревизора. Хлестаков во всей этой ситуации является жертвой обстоятельств, из которых он не захотел выйти честным путём. Обманывая и лицемеря, он вкушает все прелести жизни в городе N и совсем не заботится о том, к чему может привести такое развращённое поведение.
В качестве проектного задания к этому произведению ученикам предлагалось примерить на себя роль корреспондента, приехавшего в город N, и сделать заметку в местную газету с описанием городской обстановки и поведения чиновничества и жителей. В основном ученики представляли свои работы в бумажном варианте, но была группа, которая сделала видеоряд с картинками, которые, на их взгляд, описывали город N. Видеоряд сопровождался заметками корреспондента. Интересным в этой работе было то, что видеоряд в основном состоял из современных фотографий. Это как раз и делает проблему, поднятую Гоголем в XIX веке, актуальной на сегодняшний день.