Моя малая родина – Болгар.
(Программа для учащихся 1 – 4 классов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.
Краеведческий подход в образовании младших школьников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Объект изучения – город Болгар: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда.
Цель программы:
Изучение истории города Болгара; создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры. Формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему г.Болгара;
Задачи:
формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему Спасского района;
формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;
развитие эмоционально-целостного отношения к семье, дому, улице, городу, стране;
формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.
пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.
воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому;
развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа);
формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражение этого в своей деятельности.
Организация достижения целей:
целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
При отборе краеведческих сведений следует придерживаться правил:
События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
Представлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Этапы реализации:
Программа состоит из нескольких содержательных блоков.
1 блок. «Мир моего города»
1 класс
I четверть
1. Дети заводят альбом «Моя малая родина - Болгар», в котором отражают свои мысли и чувства по поводу увиденного и услышанного в виде рисунков, сочинений и мини-докладов.
2. Возникновение города на берегу реки Волги.
II четверть
3. Город Болгар в годы войны.
4. Знакомство с аллеей героев В.О.В.
III четверть
5. Экскурсия по городу.
6.Знакомство с культурной средой города (посещение библиотеки, музеев).
IV четверть
7. Знакомство с Булгарским городищем.
8. Природа моего города (посещение парков и окружающего город леса).
2 блок. «Особенности моего города»
(2 класс)
I четверть
1. Продолжение работы с ранее заведенным альбомом.
2. Углубление знаний об истории города. Историях старых зданий города.
II четверть
3. Углубление знаний о городе во время ВОВ.
4. Создание альбома о родственниках- участниках войны.
III четверть
5. Экскурсии по памятным местам города.
6. Продолжение знакомства с культурной средой города (посещение музеев и кинотеатра).
IV четверть
7. Продолжение знакомства с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашего района. (Г. Тукай, А. Алиш, художник И. Шишкин.)
8. Углубление знаний о природе города (поход в краеведческий музей).
3 блок. «Самые памятные места моего города»
(3 класс)
I четверть
1. Продолжение работы с альбомом.
2. Углубление знаний об истории города (экскурсия в Булгарский заповедник).
II четверть
3. Углубление знаний о городе во время ВОВ. Встреча с участницей войны Прохоровой.
4. Знакомство с главными достопримечательностями города. Памятники города Болгар.
III четверть
5. Продолжение знакомства с культурной средой города (посещение
кинотеатра, музеев).
6.Продолжение знакомства с произведениями литературы и искусства
знаменитостей нашего района.
IV четверть
7. Углубление знаний о природе города. Озера нашего города.
8. Знакомство с воинами – нашими земляками, служившими в Афганистане и Чечне. Встреча с Бельбасовым Олегом – награжденным орденом «За отвагу».
4 блок. «Болгар - центр Великой Булгарии»
(4 класс)
I четверть
1. Продолжение работы с альбомом.
2. Углубление знаний об истории города (экскурсии на промышленные предприятия).
II четверть
3. Из истории появления Великой Булгарии.
4. Экскурсии по Спасскому району (Посещение родины Антона Петрова – село Антоновка, малая родина А. Алиша – село Каюки.)
III четверть
5.Самые большие озера Спасского района.
6.Продолжение знакомства с культурной средой города.
IV четверть
7. Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам).
8.Турпоход. Спасский заказник. Встреча с сотрудниками Спасского заказника.
Ожидаемый результат:
формирование творческой личности, способной к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию; развитие эмоционально-ценностного отношения к городу и формирование познавательного интереса к родному городу и его природной среде.
Данная программа ориентирует на самостоятельность мышления и самовыражения. Потребность в освоении культуры и истории и природы города становится естественной формой существования и для учащихся, и для учителя. Вся эта программа тесно связана с воспитанием у ребенка гражданской ответственности за то, что происходит в городе, в стране, за судьбу своего народа, частицей которого он является.
Основным слагаемым краеведческой работы и воспитания для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Формы и приемы по изучению родного края:
1. Экскурсии по городу и району:
«Болгар в прошлом и настоящем»;
Аллея героев;
Булгарский заповедник;
В Триозеро;
В село Антоновка;
В село Каюки;
2. Посещение библиотеки, кинотеатра, музеев.
3. Конкурс рисунков на темы:
«Мой любимый уголок»
«Мой город»
«Город моей мечты»
«Мой город в прошлом»
4. Выставка фотографий «Мир вокруг нас»
5. Конкурс сочинений «Мой город»
6. Конкурс чтецов «Творчество поэтов нашего края»
7. Поисковые задания:
«О чем говорят названия улиц»
«Знаменитые земляки»
«Орден в моем доме»
«Профессии моих родителей»
8. Встречи и беседы с интересными людьми, героями Великой Отечественной войны
9. Викторина «Мой край».
10. Создание презентаций:
«Растения нашего района»
«Животные нашего района»
«Наши земляки – участники В.О.В.»
10. Благотворительные акции.
11. Краеведческий материал можно использовать фрагментально на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.