СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная роль уроков русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная роль уроков русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная роль уроков русского языка.»

Воспитательная роль уроков русского языка.

Преподаватель Каширская Т.Н.

Уроки русского языка призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Решение задач обучения преследует цель «подготовить обучающихся грамотных в широком смысле слова». При этом процесс воспитания медленно, но верно отходит на второй план. А ведь задачи воспитательного плана заключаются в необходимости воспитать личность с активной жизненной позицией, творчески мыслящую и действующую в интересах общества.

Цели филолога на уроке не просто научить обучающегося правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить им любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.

В современной практике обучения проблема воспитания нравственных качеств не теряет своей значимости и актуальности, а ее решение представляет большую ценность. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств обучающегося. Дидактический материал должен обращать внимание на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.

Так, ребята при подготовке к написанию сочинения-рассуждения с удовольствием размышляют над текстом Юрия Визбора «Зачем мы ходим в горы?» Они, не задумываясь, говорят о том, чем привлекают горы, чем они опасны, какие чувства возникают у человека при мысли о походе в горы, почему, испытывая холод, голод, зной, люди всё равно стремятся покорить вершины. Кто-то делится впечатлениями из собственного опыта, кто-то просто предполагает, а к концу урока хрупкая девушка осторожно, несмело всё-таки говорит: «Я бы тоже хотела отправиться в такой поход».

Уникален и текст Леонида Жуховицкого об обострившихся межнациональных отношениях. Актуальная проблема современности настолько интересна подросткам, что и после своих уроков, где-то в коридоре слышишь от ребят продолжение их обсуждений. Обсуждают – значит, поняли, прониклись, поставили себя на место героя. Отрадно, что дети это понимают, ведь среди их одноклассников тоже есть ребята, принадлежащие к другой нации. И они принимают их такими, какие они есть. Ведь совсем не важно, что у соседа иная форма глаз, носа и другой цвет волос. Главное – душа человека.

Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.

К уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном и простом предложениях» в мною был подобран материал на тему «Руки трудовые».



Встречается сутулый человек, и думаешь:

В труде он прожил век.

А, может, стал таким не оттого:

Поклоны спину сгорбили его?

Кто в том виной: подхалимаж иль труд?

Взгляни на руки: руки не соврут.

(М.Сазонов)

Руки в труде – прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя и самонадеянности, добрых и щедрых.

Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить.

Руки труженика – характеристика его нравственной силы, неустанного стремления вперёд. Золотыми народ называет руки искусных: сталевара и скульптора, агронома и исследователя, строителя и воспитателя.

Кто хочет сделаться глупцом,

Тому мы предлагаем:

Пускай пренебрежёт трудом

И жизнь начнёт лентяем.

Когда придёт упадок сил,

Хандра наступит злая,

Верь: ни единый пёс не выл

Тоскливее лентяя.

(Н.А. Некрасов)

Не лень, а труд возвышает человека. Лентяй всем ненавистен. Можно быть скромным, не будучи мудрым, не обладая скромностью. Некогда позёвывать, когда дело есть. У кого два дела в виду – ни одного не исполнит.

Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный, требующий постоянного поиска, но творческий. Разные профессии, разные студенты… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение воспитанника и учителя.

           Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

           Не худшая все-таки участь.

           Мне кажется, я их чему-то учу,

           А это они меня учат.

Так хочется, чтобы они гордились, выбранной профессией, стали хорошими грамотными специалистами, любили свою работу и были востребованы и успешны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!