СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная система классного коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная система классного коллектива

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система классного коллектива»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  КЛАССА Методическая разработка. Данная работа выполнена кл. руководителем 2 «Д» класса МАОУ СОШ №17 учителем первой квалификационной категории Днепровской Светланой Александровной

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА

Методическая разработка.

Данная работа выполнена

кл. руководителем 2 «Д» класса МАОУ СОШ №17 учителем первой квалификационной категории Днепровской Светланой Александровной

«Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».   Толковый словарь  С.И. Ожегова

«Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». Толковый словарь С.И. Ожегова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА Моделирование воспита-тельной системы класса  - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных её системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах её построения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

Моделирование воспита-тельной системы класса - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных её системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах её построения.

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Основные ценности и идеи, которые положены в основу построения воспитательной системы класса: - цель воспитательной системы, её взаимосвязь с целевыми ориентирами жизнедеятельности класса и целями воспитательной системы школы;  - участие учащихся и родителей в её выдвижении; основные моменты (анализ предыдущей воспитательной деятельности, существующие проблемы, интересы и потребности учащихся и их родителей, общешкольные цели и т.п.), повлиявшие на выбор цели; - наличие у классного руководителя и учащихся представлений о дальнейших, средних и близких перспективах развития классного сообщества.

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Основные ценности и идеи, которые положены в основу построения воспитательной системы класса:

- цель воспитательной системы, её взаимосвязь с целевыми ориентирами жизнедеятельности класса и целями воспитательной системы школы;

- участие учащихся и родителей в её выдвижении; основные моменты (анализ предыдущей воспитательной деятельности, существующие проблемы, интересы и потребности учащихся и их родителей, общешкольные цели и т.п.), повлиявшие на выбор цели;

- наличие у классного руководителя и учащихся представлений о дальнейших, средних и близких перспективах развития классного сообщества.

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Ценности, наиболее значимые для классного руководителя, учащихся и родителей, их влияние на жизнедеятельность класса. Наиболее важные идеи, которые составляют кредо классного руководителя и могут являться правилами (заповедями) построения жизни класса. Образ учащегося класса, его отличие от образа выпускника школы; значимость и привлекательность этого образа для детей и родителей.

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Ценности, наиболее значимые для классного руководителя, учащихся и родителей, их влияние на жизнедеятельность класса.

Наиболее важные идеи, которые составляют кредо классного руководителя и могут являться правилами (заповедями) построения жизни класса.

Образ учащегося класса, его отличие от образа выпускника школы; значимость и привлекательность этого образа для детей и родителей.

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Воспитательная система – это сообщество детей и взрослых как совокупный субъект воспитательного  процесса, реализации его целей: коллектив класса, уровень и особенности его развития; родители учащихся, их активность и включенность в жизнедеятельность класса; педагоги и другие взрослые, которые играют важную роль в воспитании учащихся класса. УЧАЩИЕСЯ РОДИТЕЛИ УЧИТЕЛЯ 6

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Воспитательная система – это сообщество детей и взрослых как совокупный субъект воспитательного процесса, реализации его целей:

  • коллектив класса, уровень и особенности его развития;
  • родители учащихся, их активность и включенность в жизнедеятельность класса;
  • педагоги и другие взрослые, которые играют важную роль в воспитании учащихся класса.

УЧАЩИЕСЯ

РОДИТЕЛИ

УЧИТЕЛЯ

6

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Ценностно-целевой компонент  включает в себя: Цели и задачи воспитания нравственных ценностных ориентации; Приоритетные идеи построения воспитательной системы; Формирование нравственных ценностей как значимых целей развития личности учащихся.

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Ценностно-целевой компонент включает в себя:

Цели и задачи воспитания нравственных ценностных ориентации;

Приоритетные идеи построения воспитательной системы;

Формирование нравственных ценностей как значимых целей развития личности учащихся.

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Подчеркивая значимость данного компонента, его мы называем ценностно-смысловым ядром воспитательной системы, так как целями воспитательной системы класса являются: Создание единой воспитательной направленности в развитии личности учащихся по формированию нравственных ценностей; Воспитание разносторонне развитой личности, способной творчески участвовать в социальных преобразованиях общества; Удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок поисков и поступков учащихся; Формирование потребностей к нравственному саморазвитию

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Подчеркивая значимость данного компонента, его мы называем ценностно-смысловым ядром воспитательной системы, так как целями воспитательной системы класса являются:

Создание единой воспитательной направленности в развитии личности учащихся по формированию нравственных ценностей;

Воспитание разносторонне развитой личности, способной творчески участвовать в социальных преобразованиях общества;

Удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок поисков и поступков учащихся;

Формирование потребностей к нравственному саморазвитию

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Субъек-субъектный компонент  включает в себя взаимодействие следующих  компонентов: 1) классного руководителя; 2) учащихся класса; 3) родителей  класса; 4) значимых взрослых. Особое место в технологии моделирования воспитательной системы класса отводится классному руководителю, он саамы главный участник и заинтересованное лицо в успешном функционировании воспитательной системы класса.  Существенную роль в построении концептуальной модели воспитательной системы класса играют личностные качества классного руководителя.

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Субъек-субъектный компонент включает в себя взаимодействие следующих компонентов: 1) классного руководителя; 2) учащихся класса; 3) родителей класса; 4) значимых взрослых.

Особое место в технологии моделирования воспитательной системы класса отводится классному руководителю, он саамы главный участник и заинтересованное лицо в успешном функционировании воспитательной системы класса.

Существенную роль в построении концептуальной модели воспитательной системы класса играют личностные качества классного руководителя.

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Содержательный компонент  моделирования воспитательной системы класса носит полиструктурный характер, и каждый из компонентов выполняет свою функцию, ориентирующую (обучение учащихся смысла человеческого существования) субъектно-личностную (ценность существования себя и других людей); операциональную (осознание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего); духовную (возрождение духовно-нравственных общечеловеческих ценностей, норм и правил).

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Содержательный компонент моделирования воспитательной системы класса носит полиструктурный характер, и каждый из компонентов выполняет свою функцию, ориентирующую (обучение учащихся смысла человеческого существования) субъектно-личностную (ценность существования себя и других людей); операциональную (осознание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего); духовную (возрождение духовно-нравственных общечеловеческих ценностей, норм и правил).

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Процессуально-коммуникативный компонент,  включающий в себя: формы и методы воспитательного воздействия, отношения взрослых и детей в классном сообществе; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на развитие качеств. Этот компонент связывает все элементы системы в единое целое и обеспечивает и обеспечивает коммуникативную связь с внешней средой.

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Процессуально-коммуникативный компонент, включающий в себя: формы и методы воспитательного воздействия, отношения взрослых и детей в классном сообществе; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на развитие качеств. Этот компонент связывает все элементы системы в единое целое и обеспечивает и обеспечивает коммуникативную связь с внешней средой.

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Рефлексивный компонент  включает в себя: - критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой класса; - анализ и оценку результативности функционирования данной системы; - воспитательный анализ управления системой; самоуправление. В рефлексивный компонент воспитательной системы ответы на следующие вопросы: - Для чего я это делаю? - Так ли я это делаю? - Правильно ли я сделал? - Сумели ли я себя выразить?

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Рефлексивный компонент включает в себя:

- критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой класса;

- анализ и оценку результативности функционирования данной системы;

- воспитательный анализ управления системой; самоуправление.

В рефлексивный компонент воспитательной системы ответы на следующие вопросы:

- Для чего я это делаю?

- Так ли я это делаю?

- Правильно ли я сделал?

- Сумели ли я себя выразить?

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА? Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА?

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса. Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка. Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи: изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся; воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу); воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива; воспитывать бережное отношение к природе; создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника; развитие творческой деятельности ребенка.

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.

Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
  • воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
  • воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
  • развитие творческой деятельности ребенка.

Основные направления воспитательной работы Интеллект Общение Здоровье Нравственность Дорога и ты Досуг

Основные направления воспитательной работы

  • Интеллект
  • Общение
  • Здоровье
  • Нравственность
  • Дорога и ты
  • Досуг

Направление «Интеллект» Цель:   оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни. Задачи: определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность Формы реализации: Читательские конференции. Тематические недели. Экскурсии познавательного характера.

Направление «Интеллект»

Цель:   оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи:

  • определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации:

Читательские конференции.

Тематические недели.

Экскурсии познавательного характера.

Направление «Общение» Цель:   передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей. Задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»; создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса; учить учащихся приемам преодоления проблем в общении Формы реализации: Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе: социометрия, диагностика «10 моих Я», игра «Путешествие по морю любимых занятий».

Направление «Общение»

Цель:   передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
  • создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
  • учить учащихся приемам преодоления проблем в общении

Формы реализации:

Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе: социометрия, диагностика «10 моих Я», игра «Путешествие по морю любимых занятий».

Направление «Здоровье» Цель:   использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Задачи: формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья. Формы реализации: Спортивные праздники и соревнования. Недели здоровья. Походы выходного дня. Проект «История Олимпийских игр» Проект «Здоровье и безопасность»

Направление «Здоровье»

Цель:   использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

  • Спортивные праздники и соревнования.
  • Недели здоровья.
  • Походы выходного дня.
  • Проект «История Олимпийских игр»
  • Проект «Здоровье и безопасность»

Направление «Нравственность» Цель:  обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи: формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания; формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем; воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам; воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям Формы реализации: 1. День мира. Конкурс рисунков. Акция «Голубь мира». 2. День памяти юного героя антифашиста. 3. Проект «Они защищали Родину».

Направление «Нравственность»

Цель:  обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  • формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
  • воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
  • воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям

Формы реализации:

  • 1. День мира. Конкурс рисунков. Акция «Голубь мира».
  • 2. День памяти юного героя антифашиста.
  • 3. Проект «Они защищали Родину».

Направление «Дорога и ты» Цель:   обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах. Задачи: способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу; познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте; познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора. Формы реализации: 1. Цикл бесед. 2. Настольные игры по правилам дорожного движения. 3. Просмотр кинофильмов.

Направление «Дорога и ты»

Цель:   обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.

Задачи:

  • способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
  • познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте;
  • познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

Формы реализации:

  • 1. Цикл бесед.
  • 2. Настольные игры по правилам дорожного движения.
  • 3. Просмотр кинофильмов.

Направление «Досуг» Цель:  создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. Задачи: создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям; развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. Формы реализации: Культпоходы в театр на концерты, кино. Посещение кружков, секций, студий. Классные собрания:    создание законов;    распределение поручений Участие в делах школы.

Направление «Досуг»

Цель:  создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  • создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
  • использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
  • развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации:

  • Культпоходы в театр на концерты, кино.
  • Посещение кружков, секций, студий.
  • Классные собрания:   создание законов;   распределение поручений
  • Участие в делах школы.

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? Л. Толстой

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было.

Если же поймешь, что воспитывать других можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?

Л. Толстой

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ