Воспитательный час «Безопасный интернет»
Дата 24.10.2016
Класс 7 -Б
Тема урока: Безопасный интернет
Цели урока:
Образовательная: Научить учащихся безопасному пользованию интернет - ресурсами.
Воспитательная: Прививать культуру общения по интернет – ресурсам, умение отличить добро от зла, соблюдать этические и эстетические нормы поведения.
Развивающая: умственно-логическое мышление
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оснащение: Интернет - ресурс, слайды.
Ожидаемый результат: Учащиеся распознают основные опасности в интернет сети и определяют пути выхода из этих ситуаций, умело пользуются интернет – ресурсами без угрозы для здоровья и жизни.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку и сообщение темы и задач урока.
Актуализация опорных знаний. Сегодня мы рассмотрим практические рекомендации о том, как помочь вам, юным пользователям, оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.
Фронтальный опрос:
- Что такое интернет – ресурс? (отв. Интернет – ресурс это глобальная мировая сеть, предназначена для общения людей всего мира, пополнения и расширения знаний, обмена информацией)
- Что означают слова:
а) нежелательный контент? (отв. Материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.) если не знают, озвучить.
б) интернет – знакомства? (В Контакте, одноклассниках)
в) Груминг. кибербуллинг? (отв. термин «груминг», обозначает установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт, Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.)
г) интернет и игровая зависимость? (отв.если человек постоянно сидит в интернете)
д) Что делать, если вы столкнулись с какими либо рисками ?
е) как защитить себя от нежелательного контента?
Мотивация учебной деятельности
Целью сегодняшнего воспитательного часа является научить вас распознавать вред, который может принести неумелое и неразумное пользование гениальным изобретением человечества.
Восприятие и осмысление нового материала
Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
Как избежать столкновения с нежелательным контентом:
Чаще советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
Вы должны знать, что далеко не все, что вы можете прочесть или увидеть в Интернете – правда. Чаще спрашивайте о том, в чем вы не уверены родителей, наставников;
Зачастую, открыв один сайт, вы хотите познакомиться и с другими подобными ресурсами, а это может быть небезопасно;
Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить вас от нежелательного контента;
Постоянно помните правила безопасности в Сети;
Как научиться быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
Контактируйте в Интернете с теми людьми, которых знаете лично
Нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
Если вы интересуетесь контактами с людьми намного старше вас, то должны знать что это небезопасно;
Нельзя вам и встречаться с онлайн-знакомыми без разрешения родителей или в отсутствии взрослого человека. Если вы желаете все-таки встретиться с новым интернет-другом, то следует настоять на том, чтобы родители или кто-то старший пошел с вами на эту встречу;
Рассказывайте родителям куда и с кем вы ходите, с кем дружите.
Основные правила поведения в Сети:
Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.
Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение кибербуллинга:
при общении в Интернете, вы должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
правильно реагируйте на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
Если же вы стали жертвой буллинга, найдите выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
Как защититься от кибербуллинга:
Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять вас в Интернете – необходимо просто уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет вам угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения вас, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье ваши родители иногда не смогут вовремя заметить грозящую вам опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить, поэтому будьте более открытыми в этом вопросе с родителями, чтобы вовремя предупредить и избежать неприятной ситуации, сохранить ваше здоровье и жизнь.
Если вы все –же стали жертвой кибербуллинга, то у вас:
Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что вы подвергается агрессии.
Неприязнь к Интернету. В большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
Нервозность при получении новых сообщений. Возникает негативная реакция на звук письма на электронную почту
Как быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое)
Предупреждение кибермошенничества:
самые распространенные методы мошенничества –онлайн-покупки, кража конфиденциальных данных,
Прежде чем совершать покупки и перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете, советуйтесь со взрослыми
Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если вы уже совершаете онлайн-покупки самостоятельно, помните простые правила безопасности:
А) Ознакомьтесь с отзывами покупателей
Б) Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
В) Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
Г) Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
Д) Сравните цены в разных интернет-магазинах.
Е) Позвоните в справочную магазина
Ж) Обратите внимание на правила интернет-магазина
З) Выясните, сколько точно вам придется заплатить
Помните, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
Как распознать интернет и игровую зависимость
Сегодня все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Как выявить признаки интернет-зависимости у детей:
Оцените, сколько времени вы проводите в Сети, не пренебрегаете ли вы из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
Чем вы занимаетесь в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше вы общаетесь, тем больше у вас друзей, тем больший объем информации вам нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Поддерживаете ли вы интерес к реальным увлечениям, или же вы просто стараетесь ничего не пропустить и следите за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для вас общение в Сети и не заменяет ли оно ваше реальное общение с друзьями.
Как часто меняется ваше настроение и поведение после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
Если вы обнаружили у себя возможные симптомы интернет-зависимости, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которое вы можете проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
Попробуйте в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
Попробуйте заняться каким-то реальным делом. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у вас были не связанные с Интернетом увлечения, которым вы могли бы посвящать свое свободное время.
Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Важно, чтобы вы поняли – ничего не произойдет, если вы на некоторое время выпадете из жизни интернет-сообщества.
В случае серьезных проблем настоятельно рекомендуется обратитесь за помощью к специалисту.
Как избежать загрузки на компьютер вредоносных программ.
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
Делайте резервную копию важных данных.
Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Что делать, вы все же столкнулись с какими-либо рисками
Помните, что ваши родители обеспокоены вашим поведением и всегда помогут вам, расскажите им об этой проблеме.
Если вы расстроены чем-то увиденным (например, кто-то взломал ваш профиль в социальной сети) или вы попали в неприятную ситуацию (потратили свои деньги или деньги родителей в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь успокоиться прежде всего, и вместе с родителями или наставником разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершили вы и нарушили правила безопасности в Интернете;
Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к вам, то необходимо выяснить информацию об агрессоре и что известно агрессору о вас (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное), избегайте встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей.
Соберите наиболее полную информацию о происшествии. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вами или вы не знаете как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и др
Закрепление новых знаний и умений
Вопросы на закрепление:
(Ответы: нежелательный контент, кибербуллинг, зависимость, вредоносные программы)
(Ответы: не заводить знакомств с незнакомыми людьми, старше себя, ограничивать время пребывания за компьютером, не реагировать на буллинг и самому не использовать его в общении, не сообщать незнакомцам много информации личного характера о себе, без разрешения родителей не совершать онлайн-покупки, установить на компьютере программы защиты от вредоносных программ.)
Подведение итога урока.