Воспитательный час ( 2 класс)
"Честность и правдивость"
Цель: ознакомление с нравственными понятиями «честность» и
«правдивость».
Задачи:
- способствовать воспитанию у младших школьников понятий «честность»,
«правдивость»;
- содействовать формированию у детей умения анализировать свои и чужие
поступки;
- прививать детям этические качества личности и нормы поведения.
Оборудование: книги для чтения «Азбука нравственности» под ред.
Э.П.Козлова, кроссворд, картинка веселого поезда
Ход мероприятия
1. Оргмомент
Учитель:
- Наше занятие пройдѐт в необычной обстановке. Я предлагаю
отправиться в заочное путешествие на весѐлом поезде. А чтобы было в
дороге комфортно, мы возьмѐм с собой самое лучшее, что встретится нам на
пути.( слышится стук в дверь, входит Буратино)
Буратино:
-Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы отправляетесь в путешествие.
Возьмите меня с собой!
Учитель:
-Ребята! Возьмѐм с собой Буратино? (Дети хором – да). Ну, что ж, поехали!
Дети хором поют припев песни:
«Скатертью, скатертью дальний путь стелется,
И упирается прямо в небосклон,
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон».
2.Проблемная ситуация
Учитель:
-Тема нашего занятия зашифрована на доске. Чтобы назвать еѐ, предлагаю
разгадать кроссворд. Вспоминаем, некоторые нравственные качества,
которыми должен обладать любой человек. Итак, попробуем угадать первое
слово.
-Каким должен быть человек? Слово начинается на букву «В» (вежливым).
-Как нужно относиться к своим вещам, чтобы вещи были всегда в порядке и
служили человеку долго? (бережливым).
- Какие волшебные слова должен употреблять человек в своей речи?
(«спасибо», «пожалуйста», «извините», «простите», «до свидания!»,
«благодарю»).
41
-Кто же обладает всеми названными качествами и употребляет с своей речи
вежливые слова? (человек).
3.Игра-путешествие
Учитель:
-Итак, мы разгадали первое слово темы нашего занятия – ЧЕСТНОСТЬ.
-Путешествие будет долгим, поэтому предлагаю почитать рассказ, который
называется «По грибы».
Беседа
-Понравился ли вам рассказ?
-Правильно поступила Надя, взяв у бабушки полную корзину? Обоснуй
свой ответ.
-Что подействовало на Надю? Почему в самый последний момент Надя
призналась, что корзина не еѐ?
-А как вы догадались, что девочке стало стыдно? За что можно похвалить
Надю?
-Итак, как поступила Надя?
-Возьмѐм мы Надю с собой?
(Буратино помогает прикрепить картинку девочки на один из вагончиков
поезда).
-Кто может сделать вывод о том, какого человека можно назвать честным?
-Это ваше мнение. А я предлагаю заглянуть в толковый словарь Ожегова и
найти объяснение значения слова «честный».
-Сделаем вывод: «Честный человек всегда говорит правду, не обманывает,
не лжѐт. Честный человек признаѐтся в своѐм поступке, никогда не будет
обвинять другого в чѐм-либо.
-Какое же хорошее качество человека мы возьмѐм с собой в путь?
(«ЧЕСТНОСТЬ»)
(Буратино помогает прикрепить слово «честность» на другой вагончик
поезда).
Учитель:
-Я прочитаю вам небольшой рассказ. Вы подумайте, как можно озаглавить
этот рассказ?
Учитель читает рассказ Л.Н.Толстого «Правда всего дороже»
Беседа
- Почему отец сказал такие слова?
-Хорошо ли Петя поступил? Как бы вы поступили на месте мальчика?
-Возьмѐм мы его с собой в дорогу?
(Буратино прикрепляет картинку мальчика на следующий вагончик поезда).
-Как вы думаете, какому человеку легче жить на свете, который всегда
говорит правду или который лжет и обманывает?
-Попробуем угадать второе слово темы нашего занятия, ответив на вопрос:
-Какое слово будет близким по значению к слову «честность»?
(«правдивость»).
-Записывается второе слово в кроссворд «ПРАВДИВОСТЬ».
-Это хорошее качество мы тоже возьмѐм с собой.
(Буратино прикрепляет слово «ПРАВДИВОСТЬ» на следующий вагончик
поезда).
(Дети поют припев детской песни).
4.Проблемная ситуация.
Инсценировка. Внимательно посмотрите и потом постарайтесь ответить на
вопрос: «Как бы в этой ситуации поступил ты?»
Стоит в коридоре Миша – первоклассник, плачет и трѐт кулачками глаза. Он
на перемене бегал и потерял деньги.
1 ситуация
Никита находит деньги, оглядывается, никого нет, кладѐт их к себе в карман
и бежит в буфет. По дороге Никита сталкивается с первоклассником.
Никита: Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
Первоклассник: Никто не обидел. Я деньги потерял.
Никита: А где ты их потерял?
Первоклассник: Не знаю.
Никита: Ну так иди ищи свои деньги! (Смеѐтся и убегает, но деньги не
отдаѐт).
2 ситуация
Даниил находит два пятачка в коридоре, берѐт их и крепко зажимает в
кулаке.
Повстречавшись с первоклассником, который громко плакал.
Даниил: Что с тобой произошло? Ты почему плачешь?
Первоклассник: Я деньги потерял.
Даниил: А сколько было денег?
Первоклассник: Два пятачка.
Даниил: А я только что нашѐл два пятачка в коридоре. Смотри, может это
твои?
Первоклассник: Наверное.
Даниил: Как же нам быть? Давай мы их разделим пополам. Тебе – пятачок и
мне – пятачок! Ведь это я нашѐл твои деньги!
Первоклассник: Ну, хорошо!
(Дети делят деньги поровну и расходятся).
3 ситуация
Эрик находит деньги в коридоре, берѐт их, идѐт дальше и видит, стоит
первоклассник у стены и плачет. Подходит к нему и спрашивает.
Эрик: Ты что двойку получил?
Первоклассник: Нам не ставят оценки в первом классе.
Эрик: Тогда почему ты плачешь?
Первоклассник: Просто я деньги потерял.
Эрик: Не плачь! Так вот же они, я их в коридоре нашѐл – два пятачка. Бери
скорее!
Первоклассник: Спасибо тебе! И убегает.
Учитель:
-Мы увидели три разные ситуации. Подумайте и поднимите руки те, кто
считает, что первый мальчик Никита поступил правильно.
- А теперь поднимите руки, кто считает, что второй мальчик Даниил
поступил правильно.
-А сейчас поднимите руки те, кто считает, что правильно поступил
последний мальчик Эрик.
Учитель:
-Почему вам понравился поступок Эрика? Какие качества он проявил?
Ребята! Кого из мальчиков мы возьмѐм с собой в дорогу? Помните, что мы
берѐм с собой только хорошее!
(Буратино помогает прикрепить на следующий вагончик мальчика Эрика).
5. Продолжение путешествия
Учитель:
-Едем дальше, поѐм веселее…
-Хочу предложить для дальнейшей беседы в поезде ещѐ один рассказ
Л.Н.Толстого «Лгун». (Читает сам учитель).
Беседа
-Как вы думаете, ребята, почему люди не прибежали на помощь мальчику в
последний раз?
-О каком качестве человека здесь говорится?
-Хорошо это или плохо врать, обманывать?
- А вы попадали в подобные ситуации?
Учитель:
-Обман и ложь – это очень плохо. Возьмѐм мы с собой в дорогу ложь и
обман?
6. Физкультминутка
Учитель:
- Ребята! Закройте глаза и вспомните всем вам хорошо известный
детский фильм «Шрек». В этом фильме нам встречается один из героев –
маленький деревянный мальчик.
- Кто помнит, как его зовут? (Пинокио).
- Верно! А теперь вспомните, что происходило с ним, когда мальчик
говорил неправду?
- Очень хорошо, что в реальной жизни таких чудес не бывает. И я
верю, что меня окружают в моѐм классе честные, правдивые ученики. Это
вы, ребята! Продолжаем наше путешествие.
7. Продолжение путешествия . Работа с пословицами
Учитель:
- Ребята! А какие вы знаете пословицы о правдивости и честности?
(детям предлагаются несколько пословиц, из которых они выбирают
относящиеся к теме занятия)
«Правда в огне не горит, и в воде не тонет»
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
- Как вы понимаете смысл каждой пословицы?
- Возьмѐм мы их с собой в дорогу?
(Буратино помогает прикрепить две пословицы на следующие
вагончики поезда).
«В мире открытий». Выставка детских книг
Продолжение путешествия - Я хочу предложить вам, ребята,
прочитать рассказы Льва Николаевича Толстого.
Именно они очень поучительны, заставляют задуматься над своими
поступками.
(Несколько слов о книгах)
8. Рефлексия. Стихотворение в подарок
«На свете так бывает,
Порой не разберѐшь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!»
Хором: «Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!»
Учитель:
- Молодцы! Вот и заканчивается наше путешествие. Посмотрите на
наш весѐлый поезд. Что нам удалось хорошего взять с собой?
- Я хочу дать вам еще несколько простых советов:
1) Не трать напрасно время своѐ и других!
2) Не бери без спроса чужое!
3) Не перекладывай свою вину на другого!
4) Не обманывай себя и взрослых!