ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
IB. А. Сухомлинский/
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль образовательных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего школьного возраста. Моя задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
Как известно уровень экологической воспитанности зависит не только и не столько от развития интеллектуальных способностей, сколько от развития эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему его миру и самому себе.
В целях формирования у детей младшего школьного возраста экологической культуры, мною разработана образовательная экологическая программа «Берегиня»
Содержание экологического воспитания в программе обеспечивает ребенку познавательный опыт по взаимодействию с окружающим миром.
В процессе экологического образования отдаётся предпочтение не механическому воспроизведению знаний, а формированию способности мыслить, оценивать отношение человека к окружающей среде, понимать существующие в природе взаимосвязи. Дети учатся устанавливать связи, зависимость, обнаруживать причины и следствия, формируется такие моральные качества как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.
Цель программы достигается путем формирования у детей системных знаний о живой и неживой природе, экосистеме на основе совершенствования умений и навыков творческой деятельности наполненной экологическим содержанием.
Практика показывает, что успешное решение проблем экологического образования детей возможно только там, где существуют взаимопонимание, взаимодействие, координация усилий родителей и педагогов.
Основная цель организации системного взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями – максимальное вовлечение их в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта этого процесса. Это позволяет изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном сужающейся до материального обеспечения всем необходимым для счастливой жизни.
Моя задача педагога вовлечь родителей в процесс экологического воспитания, показать им необходимость формирования у детей экологической культуры
При выборе форм общения с родителями я отказываюсь от назиданий, привлекаю родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Например, при организации « птичкиной недели» родители совместно с детьми мастерили скворечники и развешивали их во дворе школы( фото №1). В рамках операции « Муравей» привлекала пап огораживать муравейники в близлежащей посадке и около школы ( фото №2,№3).
Форм привлечения родителей в учреждения дополнительного образования и совместного экологического воспитания множество. Все формы работы с родителями основываются на педагогике сотрудничества.
В практике стараюсь использовать также и проведение различных форм досуга с детьми .
К формам познавательной деятельности относятся: дни открытых уроков( фото №4), экологические праздники, турниры знатоков, выпуск экологических газет. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, правда , непосредственно участвуют в мероприятиях не часто ,ввиду своей занятости.
Формы трудовой деятельности: благоустройство и озеленение двора, экологический десант, природоохранные акции, проведение выставок.
Формы проведения досуга: совместные праздники, спектаклей, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки.
. Совместные занятия помогают в выработке активной жизненной позиции родителей, формировании чувства собственной значимости, создании атмосферы дружелюбия и взаимопомощи среди родителей и детей, участвующих в беседах и привитии навыков экологической культуры, как родителей так и детей.
Большее внимание уделяю природоохранным акциям - охране и привлечению зимующих птиц. В связи с этим ежегодно проводится экологическая операция «Каждой пичужке по кормушке», где родители помогают детям изготовить кормушки для птиц.
Участие в конкретной природоохранной деятельности позволяет каждому ощутить свою полезность
Проведение любого массового мероприятия требует тщательной, четкой подготовки. В ходе подготовки к празднику в кружке проводятся тематические экскурсии, прогулки, беседы, общественно полезные дела. При этом следует помнить, что важны не отдельные мероприятия, а непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Поэтому некоторые мероприятия проводятся традиционно каждый год. Например, День Земли. Дети пишут стихи, рассказы, рисуют рисунки, посвящённые Земле. И конечно чаще всего не без помощи родителей. Ведь дорого то, о чем позаботился сам, когда проявил заботу добровольно о ком-то бескорыстно, вместе с родителями!
По возможности стараюсь организовывать совместные экскурсии в природу в лес.
В процессе совместного времяпрепровождения происходит духовное сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений, формирование убеждений. Общение с родителями, особенно если оно происходит вне дома, на лоне природы, весьма значимо для ребят ввиду возникающей особой духовной близости, на фоне которой бывает гораздо легче достичь взаимопонимания.