СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздухоплавание

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воздухоплавание»

Воздухоплавание

Воздухоплавание

История воздухоплавания        А интерес широкой публики к демонстрационным полетам постепенно превращал воздухоплавание в особый вид зрелищных мероприятий. Но в 1793 году, то есть десять лет спустя после первых полетов людей на аэростатах, была обнаружена область их практического применения. Французский физик Гитон де Морво предложил использовать аэростаты на привязи для подъема в воздух наблюдателей. Эта идея была высказана в тот момент, когда враги Великой французской революции пытались задушить ее. Техническая разработка проекта привязного аэростата была возложена на физика Кутелля.

История воздухоплавания

  •       А интерес широкой публики к демонстрационным полетам постепенно превращал воздухоплавание в особый вид зрелищных мероприятий. Но в 1793 году, то есть десять лет спустя после первых полетов людей на аэростатах, была обнаружена область их практического применения.
  • Французский физик Гитон де Морво предложил использовать аэростаты на привязи для подъема в воздух наблюдателей. Эта идея была высказана в тот момент, когда враги Великой французской революции пытались задушить ее. Техническая разработка проекта привязного аэростата была возложена на физика Кутелля.
История воздухоплавания Техническая разработка проекта привязного аэростата была возложена на физика Кутелля, который успешно справился с задачей, и в октябре 1793 года аэростат отправили в действующую армию для проведения полевых испытаний, а в апреле 1794 года был издан декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. Ее командиром был назначен Кутелль. Появление привязных аэростатов над позициями французских войск ошеломило противника: поднимаясь на высоту 500 метров, наблюдатели могли заглянуть далеко в глубь его обороны. Разведывательные данные передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле.

История воздухоплавания

  • Техническая разработка проекта привязного аэростата была возложена на физика Кутелля, который успешно справился с задачей, и в октябре 1793 года аэростат отправили в действующую армию для проведения полевых испытаний, а в апреле 1794 года был издан декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. Ее командиром был назначен Кутелль. Появление привязных аэростатов над позициями французских войск ошеломило противника: поднимаясь на высоту 500 метров, наблюдатели могли заглянуть далеко в глубь его обороны. Разведывательные данные передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле.
ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОЗЕФА МОНГОЛЬФЬЕ   

ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОЗЕФА МОНГОЛЬФЬЕ

  •   "Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей", - такую записку получил в 1782 году Этьенн Монгольфье.Послание означало, что наконец-то найдено то, о чем братья не раз говорили при встречах: средство, с помощью которого можно подняться в воздух. В результате нехитрого эксперимента Ж. Монгольфье увидел, как матерчатая оболочка, сшитая в форме коробки из двух кусков ткани, после наполнения ее дымом устремилась вверх. Открытие Жозефа увлекло и его брата. Работая теперь уже вместе, они соорудили еще две аэростатические машины (так они называли свои воздушные шары).
ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОЗЕФА МОНГОЛЬФЬЕ  Успех был полный - оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров и пролетев по воздуху около километра. Они построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. Его, сшитая из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышения оболочка непроницаемости. Демонстрация воздушного шара состоялась на базарной площади города 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Шар, наполненный дымом, устремился ввысь. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОЗЕФА МОНГОЛЬФЬЕ

  • Успех был полный - оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров и пролетев по воздуху около километра. Они построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. Его, сшитая из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышения оболочка непроницаемости. Демонстрация воздушного шара состоялась на базарной площади города 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Шар, наполненный дымом, устремился ввысь. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.
Дирижабль   (от  фр.   dirigeable  — управляемый) —  летательный аппарат  легче  воздуха , представляющий собой комбинацию  аэростата с движителем (обычно винтовой с электрическим  двигателем  или с двигателем внутреннего сгорания) и  системы управления ориентацией (рули управления), благодаря которой дирижабль сможет двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков.

Дирижабль

  •   (от  фр.   dirigeable  — управляемый) —  летательный аппарат  легче  воздуха , представляющий собой комбинацию  аэростата с движителем (обычно винтовой с электрическим  двигателем  или с двигателем внутреннего сгорания) и  системы управления ориентацией (рули управления), благодаря которой дирижабль сможет двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков.
Устройство  дирижабля В конструкции дирижабля всегда предусмотрена оболочка для размещения газа легче воздуха. Впоследствии оболочки стали делать из прорезиненной ткани или других (синтетических) материалов однослойными или многослойными для предотвращения утечек газа и увеличения их срока службы, а объём газа внутри оболочки стали разделять на отсеки —  баллоны . В настоящее время применение стеклопластика для изготовления оболочки дирижабля считается перспективным

Устройство дирижабля

  • В конструкции дирижабля всегда предусмотрена оболочка для размещения газа легче воздуха. Впоследствии оболочки стали делать из прорезиненной ткани или других (синтетических) материалов однослойными или многослойными для предотвращения утечек газа и увеличения их срока службы, а объём газа внутри оболочки стали разделять на отсеки —  баллоны . В настоящее время применение стеклопластика для изготовления оболочки дирижабля считается перспективным
Типы дирижаблей  По типу оболочки: мягкие, полужесткие, жесткие. По типу силовой установки: с паровой машиной, с бензиновым двигателем, с электродвигателем, с дизелями, с газотурбинным двигателем. По типу движителя: крыльевые, с воздушным винтом, с  импеллером , реактивные. По назначению: пассажирские, грузовые, военные. По способу создания архимедовой силы: вытеснительные, термодирижабли (подъемный газ нагревается), комбинированные. По способу управления подъемной силой: стравливание подъемного газа, закачка балластного воздуха, сброс балластного груза, изменяемый вектор тяги силовой установки, аэродинамический.

Типы дирижаблей

  • По типу оболочки: мягкие, полужесткие, жесткие.
  • По типу силовой установки: с паровой машиной, с бензиновым двигателем, с электродвигателем, с дизелями, с газотурбинным двигателем.
  • По типу движителя: крыльевые, с воздушным винтом, с  импеллером , реактивные.
  • По назначению: пассажирские, грузовые, военные.
  • По способу создания архимедовой силы: вытеснительные, термодирижабли (подъемный газ нагревается), комбинированные.
  • По способу управления подъемной силой: стравливание подъемного газа, закачка балластного воздуха, сброс балластного груза, изменяемый вектор тяги силовой установки, аэродинамический.
Двигатели  дирижаблей Самые первые дирижабли приводились в движение паровым двигателем или мускульной силой, в 1880-х годах были применены электродвигатели, c 1890-х стали широко применяться двигатели внутреннего сгорания. На протяжении XX века дирижабли оснащались практически исключительно  ДВС  — авиационными и, значительно реже,  дизельными  (на некоторых цеппелинах и некоторых современных дирижаблях). В качестве  движителей  используются  воздушные винты . Стоит также отметить крайне редкие случаи применения  турбовинтовых двигателей  — в дирижабле GZ-22 «The Spirit of Akron» [2]  и советском проекте «Д-1» [3] . В основном подобные системы, равно как и реактивные, остаются лишь на бумаге.

Двигатели дирижаблей

  • Самые первые дирижабли приводились в движение паровым двигателем или мускульной силой, в 1880-х годах были применены электродвигатели, c 1890-х стали широко применяться двигатели внутреннего сгорания. На протяжении XX века дирижабли оснащались практически исключительно  ДВС  — авиационными и, значительно реже,  дизельными  (на некоторых цеппелинах и некоторых современных дирижаблях). В качестве  движителей  используются  воздушные винты . Стоит также отметить крайне редкие случаи применения  турбовинтовых двигателей  — в дирижабле GZ-22 «The Spirit of Akron» [2]  и советском проекте «Д-1» [3] . В основном подобные системы, равно как и реактивные, остаются лишь на бумаге.
Полёт дирижабля В полёте классический дирижабль обычно управляется одним или двумя пилотами, причём первый пилот в основном поддерживает заданный курс аппарата, а второй пилот непрерывно следит за изменением угла тангажа аппарата и в ручную с помощью штурвала либо стабилизирует его положение, либо изменяет угол тангажа по команде командира .Набор высоты и снижение производят, наклоняя дирижабль рулями высоты или поворотом мотогондол — движители тогда тянут его вверх или вниз. Сбрасывание балласта и выпуск газа в полёте производят редко  например, выпускают газ при выработке  топлива . В настоящее время всё чаще управление угловой стабилизацией аппарата доверяется автоматике.

Полёт дирижабля

  • В полёте классический дирижабль обычно управляется одним или двумя пилотами, причём первый пилот в основном поддерживает заданный курс аппарата, а второй пилот непрерывно следит за изменением угла тангажа аппарата и в ручную с помощью штурвала либо стабилизирует его положение, либо изменяет угол тангажа по команде командира .Набор высоты и снижение производят, наклоняя дирижабль рулями высоты или поворотом мотогондол — движители тогда тянут его вверх или вниз. Сбрасывание балласта и выпуск газа в полёте производят редко  например, выпускают газ при выработке  топлива . В настоящее время всё чаще управление угловой стабилизацией аппарата доверяется автоматике.
Стратоста́т   ( стратосферный аэростат ) — свободный  аэростат , предназначенный для полётов в  стратосферу , то есть на высоту более 11 км. Стратостаты, предназначенные для подъёма только до нижних слоёв стратосферы, называются субстратостатами.

Стратоста́т

  •   ( стратосферный аэростат ) — свободный  аэростат , предназначенный для полётов в  стратосферу , то есть на высоту более 11 км. Стратостаты, предназначенные для подъёма только до нижних слоёв стратосферы, называются субстратостатами.
Устройство и оборудование стратостата Хотя стратостат по сути является аэростатом, его устройство имеет ряд существенных отличий от тропосферных и субстратосферных воздушных шаров в силу других условий полёта.  Плотность  воздуха в нижних слоях стратосферы на  порядок , а на высотах около 30 км на 2 порядка меньше, чем на уровне моря, поэтому для создания достаточной аэростатической подъёмной силы  объём  баллона должен быть достаточно большим и, как правило, превышает 14 000 м³, а объём самого крупного баллона составлял 283 000 м³. 

Устройство и оборудование стратостата

  • Хотя стратостат по сути является аэростатом, его устройство имеет ряд существенных отличий от тропосферных и субстратосферных воздушных шаров в силу других условий полёта.  Плотность  воздуха в нижних слоях стратосферы на  порядок , а на высотах около 30 км на 2 порядка меньше, чем на уровне моря, поэтому для создания достаточной аэростатической подъёмной силы  объём  баллона должен быть достаточно большим и, как правило, превышает 14 000 м³, а объём самого крупного баллона составлял 283 000 м³. 
Устройство стратостата Вследствие сильного расширения газа с высотой на старте баллон имеет сильно вытянутую грушевидную форму, которая приближается к  шарообразной  вблизи верхней точки полёта. Как правило, баллон стратостата наполняется  гелием , в довоенное время в ряде полётов применялся  водород , который намного дешевле, но в смеси с воздухом крайне взрывоопасен. Небольшая удельная подъёмная сила газа на значительной высоте (вследствие низкой плотности воздуха) повышает требования к весу оболочки баллона. В большинстве случаев баллон оборудуется  клапаном  для стравливания газа, который используется для обеспечения снижения стратостата, а также для уменьшения скорости подъёма во время взлёта.

Устройство стратостата

  • Вследствие сильного расширения газа с высотой на старте баллон имеет сильно вытянутую грушевидную форму, которая приближается к  шарообразной  вблизи верхней точки полёта. Как правило, баллон стратостата наполняется  гелием , в довоенное время в ряде полётов применялся  водород , который намного дешевле, но в смеси с воздухом крайне взрывоопасен. Небольшая удельная подъёмная сила газа на значительной высоте (вследствие низкой плотности воздуха) повышает требования к весу оболочки баллона. В большинстве случаев баллон оборудуется  клапаном  для стравливания газа, который используется для обеспечения снижения стратостата, а также для уменьшения скорости подъёма во время взлёта.

Полёты на стратостате

Дата полёта+

Стратостат

27.05.1931

Экипаж

FNRS-1 (Бельгия)

18.08.1932

FNRS-1 (Бельгия)

Объём баллона, м³

О. Пикар, П. Кипфер

30.09.1933

Достигнутая высота, м

СССР-1 (СССР)

14 300

О. Пикар, М. Козинс

20.11.1933

14 300

15 785

Время в полёте

Г. А. Прокофьев ,  К. Д. Годунов ,  Э. К. Бирнбаум

Century of Progress (США)

30.01.1934

16 200

25 000

16  ч

28.07.1934

Т. Сеттл, К. Фордни

Осоавиахим-1  (СССР)

11  ч  45  мин

19 000

П. Ф. Федосеенко ,  А. Б. Васенко ,  И. Д. Усыскин

17 000

18.08.1934

Explorer-1 (США)

ч  20  мин

25 000

23.10.1934

А. Стивенс, О. Андерсон, У. Кепнер

FNRS-1 (Бельгия)

18 592

22 000

85 000

26.06.1935

М. Козинс, Н. ван дер Элст

Century of Progress (США)

СССР-1-бис (СССР)

11.11.1935

Жан и Жанет Пикар

14 300

18 475

ч  4  мин

16 000

17 000

К. Я. Зилле ,  Ю. Г. Прилуцкий ,  А. Б. Вериго

08.11.1956

Explorer-2 (США)

14  ч

17 672

25 000

02.06.1957

А. Стивенс, О. Андерсон

StratoLab-1 (США)

19.08.1957

Man High-1 (США)

М. Росс, Л. Льюис

16 200

105 000

ч  54  мин

08.10.1958

22 066

56 600

ч  37  мин

Дж. Киттингер

Man High-2 (США)

ч  15  мин

23 165

56 600

16.11.1959

Man High-3 (США)

Д. Симонс

Кл. МакКлюр

29 260

11.12.1959

85 000

ч

Excelsior-1 (США)

Дж. Киттингер

Excelsior-2 (США)

16.08.1960

85 000

30 942

ч  34  мин

Excelsior-3 (США)

32  ч  10  мин

85 000

29 870

Дж. Киттингер

04.05.1961

12  ч

StratoLab-5 (США)

Дж. Киттингер

01.11.1962

23 300

85 000

13.12.1962

М. Росс, В. Претер

СС - Волга (СССР)

22 800

85 000

283 000

02.02.1966

П. И. Долгов ,  Е. Н. Андреев

Stargazer (США)

31 333

ч  43  мин

01.05.1966

Дж. Киттингер, У. Уайт

StratoJump-2 (США)

34 668

72 900

Н. Пиантанида

StratoJump-3 (США)

ч  54  мин

28 640

Н. Пиантанида

ч  20  мин

141 600

26 200

37 643

18  ч

141 600

17 500

Вывод Мы думаем что воздухоплавание принесло большой вклад в развитие полётов И если бы не было воздухоплавания, то не было бы и самолетов, вертолетов.

Вывод

  • Мы думаем что воздухоплавание принесло большой вклад в развитие полётов
  • И если бы не было воздухоплавания, то не было бы и самолетов, вертолетов.
Ссылки   http://gorod.crimea.edu/librari/vozdux/str_09.htm http://900igr.net/kartinki/fizika/vozdukhoplavanie.html http://gorod.crimea.edu/librari/vozdux/str_02.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82

Ссылки

http://gorod.crimea.edu/librari/vozdux/str_09.htm

http://900igr.net/kartinki/fizika/vozdukhoplavanie.html

http://gorod.crimea.edu/librari/vozdux/str_02.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82