Просмотр содержимого документа
«Воздухоплавание»
Воздухоплавание
История воздухоплавания
- А интерес широкой публики к демонстрационным полетам постепенно превращал воздухоплавание в особый вид зрелищных мероприятий. Но в 1793 году, то есть десять лет спустя после первых полетов людей на аэростатах, была обнаружена область их практического применения.
- Французский физик Гитон де Морво предложил использовать аэростаты на привязи для подъема в воздух наблюдателей. Эта идея была высказана в тот момент, когда враги Великой французской революции пытались задушить ее. Техническая разработка проекта привязного аэростата была возложена на физика Кутелля.
История воздухоплавания
- Техническая разработка проекта привязного аэростата была возложена на физика Кутелля, который успешно справился с задачей, и в октябре 1793 года аэростат отправили в действующую армию для проведения полевых испытаний, а в апреле 1794 года был издан декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. Ее командиром был назначен Кутелль. Появление привязных аэростатов над позициями французских войск ошеломило противника: поднимаясь на высоту 500 метров, наблюдатели могли заглянуть далеко в глубь его обороны. Разведывательные данные передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле.
ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОЗЕФА МОНГОЛЬФЬЕ
- "Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей", - такую записку получил в 1782 году Этьенн Монгольфье.Послание означало, что наконец-то найдено то, о чем братья не раз говорили при встречах: средство, с помощью которого можно подняться в воздух. В результате нехитрого эксперимента Ж. Монгольфье увидел, как матерчатая оболочка, сшитая в форме коробки из двух кусков ткани, после наполнения ее дымом устремилась вверх. Открытие Жозефа увлекло и его брата. Работая теперь уже вместе, они соорудили еще две аэростатические машины (так они называли свои воздушные шары).
ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОЗЕФА МОНГОЛЬФЬЕ
- Успех был полный - оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров и пролетев по воздуху около километра. Они построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. Его, сшитая из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышения оболочка непроницаемости. Демонстрация воздушного шара состоялась на базарной площади города 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Шар, наполненный дымом, устремился ввысь. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.
Дирижабль
- (от фр. dirigeable — управляемый) — летательный аппарат легче воздуха , представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно винтовой с электрическим двигателем или с двигателем внутреннего сгорания) и системы управления ориентацией (рули управления), благодаря которой дирижабль сможет двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков.
Устройство дирижабля
- В конструкции дирижабля всегда предусмотрена оболочка для размещения газа легче воздуха. Впоследствии оболочки стали делать из прорезиненной ткани или других (синтетических) материалов однослойными или многослойными для предотвращения утечек газа и увеличения их срока службы, а объём газа внутри оболочки стали разделять на отсеки — баллоны . В настоящее время применение стеклопластика для изготовления оболочки дирижабля считается перспективным
Типы дирижаблей
- По типу оболочки: мягкие, полужесткие, жесткие.
- По типу силовой установки: с паровой машиной, с бензиновым двигателем, с электродвигателем, с дизелями, с газотурбинным двигателем.
- По типу движителя: крыльевые, с воздушным винтом, с импеллером , реактивные.
- По назначению: пассажирские, грузовые, военные.
- По способу создания архимедовой силы: вытеснительные, термодирижабли (подъемный газ нагревается), комбинированные.
- По способу управления подъемной силой: стравливание подъемного газа, закачка балластного воздуха, сброс балластного груза, изменяемый вектор тяги силовой установки, аэродинамический.
Двигатели дирижаблей
- Самые первые дирижабли приводились в движение паровым двигателем или мускульной силой, в 1880-х годах были применены электродвигатели, c 1890-х стали широко применяться двигатели внутреннего сгорания. На протяжении XX века дирижабли оснащались практически исключительно ДВС — авиационными и, значительно реже, дизельными (на некоторых цеппелинах и некоторых современных дирижаблях). В качестве движителей используются воздушные винты . Стоит также отметить крайне редкие случаи применения турбовинтовых двигателей — в дирижабле GZ-22 «The Spirit of Akron» [2] и советском проекте «Д-1» [3] . В основном подобные системы, равно как и реактивные, остаются лишь на бумаге.
Полёт дирижабля
- В полёте классический дирижабль обычно управляется одним или двумя пилотами, причём первый пилот в основном поддерживает заданный курс аппарата, а второй пилот непрерывно следит за изменением угла тангажа аппарата и в ручную с помощью штурвала либо стабилизирует его положение, либо изменяет угол тангажа по команде командира .Набор высоты и снижение производят, наклоняя дирижабль рулями высоты или поворотом мотогондол — движители тогда тянут его вверх или вниз. Сбрасывание балласта и выпуск газа в полёте производят редко например, выпускают газ при выработке топлива . В настоящее время всё чаще управление угловой стабилизацией аппарата доверяется автоматике.
Стратоста́т
- ( стратосферный аэростат ) — свободный аэростат , предназначенный для полётов в стратосферу , то есть на высоту более 11 км. Стратостаты, предназначенные для подъёма только до нижних слоёв стратосферы, называются субстратостатами.
Устройство и оборудование стратостата
- Хотя стратостат по сути является аэростатом, его устройство имеет ряд существенных отличий от тропосферных и субстратосферных воздушных шаров в силу других условий полёта. Плотность воздуха в нижних слоях стратосферы на порядок , а на высотах около 30 км на 2 порядка меньше, чем на уровне моря, поэтому для создания достаточной аэростатической подъёмной силы объём баллона должен быть достаточно большим и, как правило, превышает 14 000 м³, а объём самого крупного баллона составлял 283 000 м³.
Устройство стратостата
- Вследствие сильного расширения газа с высотой на старте баллон имеет сильно вытянутую грушевидную форму, которая приближается к шарообразной вблизи верхней точки полёта. Как правило, баллон стратостата наполняется гелием , в довоенное время в ряде полётов применялся водород , который намного дешевле, но в смеси с воздухом крайне взрывоопасен. Небольшая удельная подъёмная сила газа на значительной высоте (вследствие низкой плотности воздуха) повышает требования к весу оболочки баллона. В большинстве случаев баллон оборудуется клапаном для стравливания газа, который используется для обеспечения снижения стратостата, а также для уменьшения скорости подъёма во время взлёта.
Полёты на стратостате
Дата полёта+
Стратостат
27.05.1931
Экипаж
FNRS-1 (Бельгия)
18.08.1932
FNRS-1 (Бельгия)
Объём баллона, м³
О. Пикар, П. Кипфер
30.09.1933
Достигнутая высота, м
СССР-1 (СССР)
14 300
О. Пикар, М. Козинс
20.11.1933
14 300
15 785
Время в полёте
Г. А. Прокофьев , К. Д. Годунов , Э. К. Бирнбаум
Century of Progress (США)
30.01.1934
16 200
25 000
16 ч
28.07.1934
Т. Сеттл, К. Фордни
Осоавиахим-1 (СССР)
11 ч 45 мин
19 000
П. Ф. Федосеенко , А. Б. Васенко , И. Д. Усыскин
17 000
18.08.1934
Explorer-1 (США)
8 ч 20 мин
25 000
23.10.1934
А. Стивенс, О. Андерсон, У. Кепнер
FNRS-1 (Бельгия)
18 592
22 000
85 000
26.06.1935
—
М. Козинс, Н. ван дер Элст
Century of Progress (США)
СССР-1-бис (СССР)
11.11.1935
Жан и Жанет Пикар
14 300
18 475
7 ч 4 мин
16 000
—
17 000
К. Я. Зилле , Ю. Г. Прилуцкий , А. Б. Вериго
08.11.1956
Explorer-2 (США)
14 ч
17 672
25 000
02.06.1957
А. Стивенс, О. Андерсон
StratoLab-1 (США)
19.08.1957
Man High-1 (США)
М. Росс, Л. Льюис
16 200
105 000
7 ч 54 мин
08.10.1958
22 066
56 600
2 ч 37 мин
Дж. Киттингер
Man High-2 (США)
8 ч 15 мин
23 165
56 600
16.11.1959
Man High-3 (США)
Д. Симонс
Кл. МакКлюр
29 260
11.12.1959
85 000
6 ч
Excelsior-1 (США)
Дж. Киттингер
Excelsior-2 (США)
16.08.1960
85 000
30 942
6 ч 34 мин
Excelsior-3 (США)
32 ч 10 мин
85 000
29 870
Дж. Киттингер
04.05.1961
12 ч
StratoLab-5 (США)
Дж. Киттингер
01.11.1962
23 300
85 000
13.12.1962
М. Росс, В. Претер
—
СС - Волга (СССР)
22 800
85 000
—
283 000
02.02.1966
П. И. Долгов , Е. Н. Андреев
Stargazer (США)
31 333
1 ч 43 мин
01.05.1966
Дж. Киттингер, У. Уайт
StratoJump-2 (США)
34 668
72 900
Н. Пиантанида
—
StratoJump-3 (США)
9 ч 54 мин
28 640
Н. Пиантанида
2 ч 20 мин
141 600
26 200
37 643
18 ч
141 600
—
17 500
—
Вывод
- Мы думаем что воздухоплавание принесло большой вклад в развитие полётов
- И если бы не было воздухоплавания, то не было бы и самолетов, вертолетов.
Ссылки
http://gorod.crimea.edu/librari/vozdux/str_09.htm
http://900igr.net/kartinki/fizika/vozdukhoplavanie.html
http://gorod.crimea.edu/librari/vozdux/str_02.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82