СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздушная оболочка Земли - атмосфера

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа позволит провести открытое мероприятие при изучении новой темы в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Воздушная оболочка Земли - атмосфера»

План - конспект урока по географии

на тему: " Воздушная оболочка Земли - атмосфера ". 5-й класс


Цели урока:

 Образовательные:  организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в  жизни планеты и человечества.

 Развивающие: 

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с                      географическими текстами, учебником, делать  обобщения и выводы;

  • формировать навыки самооценки.

 Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию  коммуникативных умений;

  • развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностныеосознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из  источников ЭОР, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 6 рабочих группы), индивидуальная, в парах.

Методы:

  • демонстрация презентации при устном изложении изучаемого материала;

  • беседа;

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником; предварительный поиск информации

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков.

Оборудование для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор.

Оборудование для учеников: - учебник О.А Климанова « География. Землеведение» – М.: «Дрофа» 2019; рабочая тетрадь, ТПО, раздаточный материал, шарики, апельсин, стаканы с водой, целлофановые пакеты





Ход урока.


I. Организационный момент (2 мин.)

Добрый день.
Я приветствую вас на уроке географии.


II. Повторение домашнего задания ( 5 минут)

На прошлом уроке мы с вами знакомились с Мировым океаном. Давайте вспомним

Что это такое и какую роль он выполняет для поверхности Земли?

Перед вами лежат маршрутные листы. Подпишите Фамилию и Имя, дату и выполните задание 1

Задание 1

1.Выберите части Мирового океана: река, море, озеро, пролив, остров, залив, водопад.

2.Какой океан не входит в Мировой?

Тихий, Индийский, Бенгальский, Атлантический

3. Самый большой и глубокий океан это- Атлантический, Индийский, Тихий, Северный Ледовитый

4.Марианская впадина находится в

Индийском, Атлантическом, Тихом, Северном Ледовитом океане.

5. Аравийский – это название острова, материка, полуострова, пролива.

6. Гренландия – это название острова, материка, полуострова, пролива

7. Самый мелководный океан - Атлантический, Индийский, Тихий, Северный Ледовитый

8.Моря бывают: внутренние и окраинные, внутренние и поперечные, глубокие и не глубокие

А теперь поменяйтесь листочками, проверьте по образцу на доске и оцените ответ своего товарища. (взаимопроверка) Слайд


III. Изучение нового материала (20 мин.)

Но на земле есть оказывается еще один океан, который играет не меньшую роль, чем те, которые мы с вами вспомнили.

- Ребята! Давайте представим, что мы с вами ученые, которые отправились в экспедицию на воздушном шаре. Название нашего воздушного шара вы видите на слайде,

только буквы перепутаны. МЕАФАТОРС.

Как называется наш шар? Помогите мне составить слово.

- Вы совершенно правы, наш шар называется «Атмосфера».

И эпиграфом к уроку мы возьмем высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли

« Мы живём на дне воздушного океана…»

Так какая тема сегодняшнего урока?

Тема сегодняшнего урока «Атмосфера и ее значение» Слайд

Сформулируйте цель нашей экспедиции:

Целью нашей экспедиции будет изучение атмосферы.

А для этого мы должны составить план экспедиции

На слайде вы видите план нашей экспедиции: Слайд

Пожалуйста, прочитайте его.

Задачи:

1. Понять, что такое атмосфера, и какими свойствами она обладает.

2.Узнать состав атмосферного воздуха.

3.Познакомиться со строением атмосферы.

4.Определить значение атмосферы для поверхности Земли.

Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда вы узнаете все тайны, которые хранит в себе атмосфера.


1. Задание Вот наше первое научное исследование «Что такое атмосфера?»

Понятие «атмосфера» ввел в терминологию русский ученый М. В. Ломоносов в 1765 году, хотя само понятие появилось еще в Древней Греции из слов «атмос» - пар и «сфера» - шар. Современная атмосфера по мнению ученых появилась около 1 млрд лет назад.


Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое атмосфера?(диалог)

Запишите определение в рабочую тетрадь.

Атмосфера-это воздушная оболочка Земли.


2. Задание Следующая наша работа будет посвящена изучению «Свойства и состав воздуха»

Какими свойствами обладает воздух?

Ответ уч-ся: Цвет

Вкус и Запах

Вес

Давайте проведем небольшие опыты и сделаем выводы.


1. Можно ли увидеть воздух, поймать его?

Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

2. Имеет ли воздух вкус и запах? Чем пахнет чистый воздух?

Вывод: Чистый воздух не пахнет

На столе у вас лежит долька апельсина. Нажмите так, чтобы в воздух брызнул сок. Имеет ли теперь воздух запах?

Ответ учащихся: пахнет апельсином.

Какой вывод можно сделать?

Воздух не пахнет но он хорошо присваивает чужие запахи.

Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.)

3 «Воздух легче   воды»

Берем небольшой надутый шарик. Попытайтесь погрузить шарик в воду.

Наблюдайте, тонет ли шарик с воздухом в воде?

Ответы детей :нет не тонет

Делаем вывод: воздух легче воды.

Давайте подведем итог: задание №3

Выводы: Воздух не имеет цвета, запаха и вкуса, он везде, где есть пустоты, постоянно движется и легче воды.


Состав воздуха

Атмосферный воздух – это смесь газов. А из каких газов состоит воздух.

На ваших столах лежит текст.

Прочитайте внимательно, и найдите информацию про АЗОТ, кислород, другие газы (работа над текстом по рядам).

Текст на столах «Состав атмосферы»

Простое и привычное понятие «воздух» на самом деле не так просто – состав воздуха сложен, а все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Если «взглянуть» на воздух с научной точки зрения, то это сложная смесь различных газов, подобранных в определенной пропорции.

  Какого газа в воздухе больше всего? Он выделяется  в атмосферу из земной коры под влиянием микроорганизмов, он безжизненный и его 78% в воздухе. Правильно, АЗОТ.

Азот - это газ без цвета и запаха. Азот считается основой всего живого, поскольку он входит в состав белков. Белки же являются строительным материалом для всех живых организмов. Они необходимы и человеку, и животным, и растениям.

Единственный неиссякаемый источник азота - атмосфера. В воздухе содержится 78% азота. Однако азот, вдыхаемый нами из воздуха, не усваивается легкими. Мы выдыхаем его обратно. Такое большое содержание азота в атмосфере не дает поглощать лишний кислород, потому что это небезопасно для здоровья. Азот как бы разбавляет кислород и предохраняет наши легкие.

Следующий газ, без которого невозможна жизнь на Земле, его выделяют в основном зеленые растения. Он составляет 21%. КИСЛОРОД. Для того что бы человек мог полноценно работать норма кислорода в воздухе должна быть от 19 до 23 процентов. При подъеме вверх количество кислорода уменьшается, становится трудно дышать, поэтому альпинисты, поднимаясь на большую высоту, вынуждены брать с собой кислородные баллоны.

Все живые организмы его выделяют при дыхании – это УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, его в воздухе 0,03%. Углекислый газ тяжелее, чем кислород. Что касается углекислого газа то он, как, оказывается, играет одну из главных ролей в жизнедеятельности всего живого на земле, а также имеет влияние на круговорот углерода в природе. Доказано, что углекислый газ участвует в регуляции дыхания, а также кровообращения. Углекислый газ в твердом состоянии еще называют сухим льдом. На сегодняшний день углекислый газ есть участником глобального потепления.

Кроме газов в воздухе есть водяные пары, попутные газы, которые мы и чувствуем, когда вдыхаем воздух, примеси: сажа, пыль, пыльца растений.

Отметьте содержание газов в индивидуальном листе задание № 2

Азот – 78%

Кислород – 21%

Другие газы – 1%.

Углекислый газ – 0,03%

Давайте проверим, правильно ли вы отметили. Слайд (диаграмма «Состав воздуха»).

Физкультминутка

А теперь пора и отдохнуть.

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.



3. Задание Наша научная экспедиция продолжает свое путешествие. И у нас впереди новое исследование «Строение атмосферы Земли». Слайд


Здесь мы с вами выясним, из каких слоев состоит атмосфера.

(Рис. 76 стр.114)

Опережающее задание

Найти и дать характеристику слоев атмосферы, остальным записать в таблицу


Слои атмосферы

Высота (км)

Отличия

Экзосфера

1000 - 3000

Изучена плохо

Термосфера

800 - 1000

Температура быстро поднимается, Полярное сияние

Мезосфера

100 км

Образование серебристых облаков

Стратосфера

50-55 , на высоте 30 км – озоновый слой

Содержит озоновый слой

Тропосфера

8-10 над полюсами

До 20 над экватором

«Фабрика погоды», содержит 80 % кислорода и 90% водяного пара


Слайд проверка выполнения работы


4. Задание Вот и наше последнее исследование «Значение атмосферы»

Работа экспедиции это не просто исследовательская работа, но и творческая, поэтому закончить наше путешествие, я предлагаю с помощью стихотворения, которое распечатано, и лежит на ваших столах.

Пожалуйста, прочитайте это стихотворение, и посовещавшись в группе, найдите и подчеркните в тексте те слова и предложения, которые, как вам кажется, характеризуют значение атмосферы.


Слайд Значение атмосферы

Но значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей:
От мороза ли темною ночью,
От перегрева в солнечный день,
От паденья на Землю кучи
Самых разных космических тел.
Много вредных космических лучиков
Атмосфера не пустит без ключика.
Для непрошеных злобных лучей
Не должно быть открытых дверей.
Наш воздушный большой океан,
Омывающий множество стран,
Наш защитник, обидчик, помощник,
Без которого жить невозможно.
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит, вывод верный:
Человек без неё не живет!

Взаимопроверка

Ученики подчеркивают слова, а затем одна из групп зачитывает их вслух, остальные группы сверяются.


III. Закрепление изученного материала (5 мин).

Наше путешествие с вами заканчивается.

Давайте подведем итоги, в начале урока мы прочитали эпиграф урока « Мы живём на дне воздушного океана» что это значит?


Закрепление

В ТПО работа № 51 стр.59

Рефлексия. (5 мин)

Подводим итоги сегодняшнего урока.

Рефлексия

Мне понравилось на уроке____________________________________

Мне было скучно на уроке____________________________________

Мне было не интересно на уроке_____________________________________

У каждого из вас на столе лежат облака белого и синего цвета. Каждому предлагается выбрать соответствующее облако.


Слайд Если вам было интересно, вы работали и разобрались с материалом, то возьмите белое облако, а если вам было скучно, безразлично и вы на уроке отдыхали, то цвет облака будет тёмным. Эти облака я попрошу вас взять в руки и всем показать.

По цвету образованных облаков можно сделать вывод о состоянии атмосферы в 5 классе к концу урока.

- Выставление оценок за урок.

Слайд - Домашнее задание.(3 минуты)

Параграф 26 , читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь ТПО № 51, Сообщение по выбору: «Атмосфера и ее значение для Земли»

Слайд Стало быть, так и выходит:

Всё, что мы делаем, - нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!



https://www.youtube.com/watch?v=k1gPish0sEI – видео по атмосфере

























ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

ФИ___________________________________________

Дата__________________________________________

Тема урока________________________________________________________ __________________________________________________________________



Задание 1 Повторение домашнего материала

1.Выберите части Мирового океана: река, море, озеро, пролив, остров, залив, водопад.

2.Какой океан не входит в Мировой?

Тихий, Индийский, Бенгальский, Атлантический

3. Самый большой и глубокий океан это- Атлантический, Индийский, Тихий, Северный Ледовитый

4.Марианская впадина находится в

Индийском, Атлантическом, Тихом, Северном Ледовитом океане.

5. Аравийский – это название острова, материка, полуострова, пролива.

6. Гренландия – это название острова, материка, полуострова, пролива

7. Самый мелководный океан - Атлантический, Индийский, Тихий, Северный Ледовитый

8.Моря бывают: внутренние и окраинные, внутренние и поперечные, глубокие и не глубокие


Задание 2 «Состав воздуха»

Отметьте содержание газов в процентах

Азот –

Кислород –

Другие газы –

Углекислый газ –


Задание 3.

Свойства воздуха:

  1. __________________________________

  2. __________________________________

  3. __________________________________

  4. __________________________________

  5. __________________________________

  6. __________________________________



Задание 4. Заполните таблицу «Строение атмосферы»

Слои атмосферы

Высота в атмосфере

Отличия




























Задание 5

Пожалуйста, прочитайте это стихотворение, и, посовещавшись в паре, найдите и подчеркните в тексте те слова и предложения, которые, как вам кажется, характеризуют значение атмосферы.



Значение атмосферы

Но значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей:
От мороза ли темною ночью,
От перегрева в солнечный день,
От паденья на Землю кучи
Самых разных космических тел.
Много вредных космических лучиков
Атмосфера не пустит без ключика.
Для непрошеных злобных лучей
Не должно быть открытых дверей.
Наш воздушный большой океан,
Омывающий множество стран,
Наш защитник, обидчик, помощник,
Без которого жить невозможно.
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит, вывод верный:
Человек без неё не живет!



Рефлексия

Мне понравилось на уроке____________________________________

Мне было скучно на уроке____________________________________

Мне было не интересно на уроке_________________















Приложение 1

«Состав атмосферы»

Простое и привычное понятие «воздух» на самом деле не так просто – состав воздуха сложен, а все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Если «взглянуть» на воздух с научной точки зрения, то это сложная смесь различных газов, подобранных в определенной пропорции.

  Какого газа в воздухе больше всего? Он выделяется  в атмосферу из земной коры под влиянием микроорганизмов, он безжизненный и его 78% в воздухе. Правильно, АЗОТ.

Азот - это газ без цвета и запаха. Азот считается основой всего живого, поскольку он входит в состав белков. Белки же являются строительным материалом для всех живых организмов. Они необходимы и человеку, и животным, и растениям.

Единственный неиссякаемый источник азота - атмосфера. В воздухе содержится 78% азота. Однако азот, вдыхаемый нами из воздуха, не усваивается легкими. Мы выдыхаем его обратно. Такое большое содержание азота в атмосфере не дает поглощать лишний кислород, потому что это небезопасно для здоровья. Азот как бы разбавляет кислород и предохраняет наши легкие.

Следующий газ, без которого невозможна жизнь на Земле, его выделяют в основном зеленые растения. Он составляет 21%. КИСЛОРОД. Для того что бы человек мог полноценно работать норма кислорода в воздухе должна быть от 19 до 23 процентов. При подъеме вверх количество кислорода уменьшается, становится трудно дышать, поэтому альпинисты, поднимаясь на большую высоту, вынуждены брать с собой кислородные баллоны.

Все живые организмы его выделяют при дыхании – это УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, его в воздухе 0,03%. Углекислый газ тяжелее, чем кислород. Что касается углекислого газа то он, как, оказывается, играет одну из главных ролей в жизнедеятельности всего живого на земле, а также имеет влияние на круговорот углерода в природе. Доказано, что углекислый газ участвует в регуляции дыхания, а также кровообращения. Углекислый газ в твердом состоянии еще называют сухим льдом. На сегодняшний день углекислый газ есть участником глобального потепления.

Кроме газов в воздухе есть водяные пары, попутные газы, которые мы и чувствуем, когда вдыхаем воздух, примеси: сажа, пыль, пыльца растений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!