СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности развивающей предметно – пространственной среды для развития игровых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Особенности развития игровых умений и навыков младших дошкольников.
  2. Возможности среды для различных видов игр.
    •            
    •            
    •            
    •            
  3. Анализ ситуации, результаты.

Просмотр содержимого документа
«Возможности развивающей предметно – пространственной среды для развития игровых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.»

Возможности

развивающей предметно – пространственной среды для развития игровых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.





План:

  1. Особенности развития игровых умений и навыков младших дошкольников.

  2. Возможности среды для различных видов игр.

    1. Сюжетно-ролевые

    2. Подвижные

    3. Театрализованные

    4. Дидактические

  3. Анализ ситуации, результаты.









У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко



В ФГОС указано, что в базовый минимум содержания основных дошкольных общеобразовательных программ воспитания и обучения должны входить различные направления развития ребенка, в том числе и игровая деятельность.

Игровые методы и приемы особенно важны и эффективны в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Ведь именно игра является той практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир, социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с другими людьми. Игра включает и подражание, когда ребенок повторяет то, что видел, слышал, и собственно экспериментирование, когда он пытается применить те или иные способы поведения в новых для него ситуациях общения.

В настоящее время существует три основных метода руководствами играми детей.

Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Меджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того, чтобы показать детям новые приемы игры или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности - принадлежит Н.Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов:

- первый принцип организации игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее.

- второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

- третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

Все принципы направлены на формирование у детей игровых способностей, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересам

Формирование у детей игровых умений и навыков: сначала игра для них является

  1. Предметно – маникулятивной (сначала ребенок катает машинку, не добавляя никакого сюжета)

  2. Отобразительная (ребенок кладет в машину кубики и катает)

  3. Собственно-ролевая игра (ребенок возит кубики на машине на стройку, где ждут его работники для постройки дома)

Для развития сюжета нужно в среду добавлять насыщенность: игрушки, игры, предметы – заместители.

Ребенку необходима только та среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития.

Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Поэтому важно создать вокруг него атмосферу ярких впечатлений.

Именно в младшем дошкольном возрасте, ребенку необходимы игры, игрушки, материалы для обследования с помощью различных анализаторов (зрительного, тактильного, слухового): наборы пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, камешки, крупы и пр.)

Развивающая предметно – пространственная среда нашей группы соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. Она:

  • Насыщенная – у каждого нашего воспитанника есть возможность развиваться и жить в среде комфортно, каждый может найти занятие по интересу.

Для девочек выставлены разнообразные коляски, для мальчиков большой ассортимент машин, тракторов. Элементы, игрушки, дидактические пособия и игры каждой зоны периодически меняются. В каждой зоне своевременно появляются новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Так, игрушки для сюжетных игр, с одной стороны, побуждают малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, - среди них появляются новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов.

Для развития активности, самостоятельности и творчества воспитанников в центрах искусства расположены шумовые инструменты; в центрах двигательной активности — нестандартное оборудование; в центрах природы — инструменты для труда и наблюдений за ростом растений; в центрах изобразительной деятельности — раскраски и другие материалы для детского творчества; в познавательных центрах – дидактические и развивающие игры и пр.

  • Трансформируемая - у наших малышей есть быстрая, мобильная возможность преобразовывать среду в соответствии с образовательной ситуацией и желаниями детей:

  • если ребенок захотел поиграть парикмахерской в центре природы, он может все атрибуты перенести и там играть.

  • захотел ребенок рассматривать книгу в уголке уединения, он может взять ее и уединиться.

  • если ребенок захотел отправиться в путешествие, он может из стульев построить корабль, поезд или машину.

  • захотели девочки кровать для куклы сделать из стульев, они взяли и построили.

  • если ребенок захотел рисовать в центре природы, может у него появилось желание нарисовать цветок, он может взять все необходимое и перейти туда.

  • Полифункциональная – малыши имеют возможность использовать один и тот же предмет в разных видах игр:

  • сначала кубик был, как строительный материал, сейчас мы можем его использовать как предмет быта – мыло.

  • ребенок может использовать корзинку как предмет для похода в магазин, и как домик для зверей при инсценировке сказки «Волк и семеро козлят».

  • Вариативная – наличие в организации различных пространств.

В группе есть все центры (центр двигательной активности, центр для сюжетных игр, центр изодеятельности, центр природы и другие), которые мы расположили так, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр.

Планировка помещения нашей групповой комнаты такова, что каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния; имеется уголок уединения. Центр уединения расположен в определенном месте группы, в стороне от всех центров. Он отделен занавесом, где можно утаиться от всех, успокоиться, отдохнуть, рассмотреть альбомы с фотографиями: «Моя семья»; прижать к себе домашние предметы – детские игрушки и пр.; позвонить по телефону маме, смотреться в зеркала, что напоминает воспитанникам о доме, семье.

Пространство нашей группы предоставляет необходимые и достаточные возможности детям для движения в предметной и игровой деятельности с разными материалами.

  • Доступная - материалы расположены в удобных и доступных для воспитанников местах. Ребенок дотягивается ручкой и может взять самостоятельно ту игрушку, игру, которую желает. Учитывается равномерная наполняемость центров.

  • Безопасная - расположение мебели, игрового и прочего оборудования в группе отвечает требованиям техники безопасности, позволяет воспитанникам свободно перемещаться в пространстве. Мебель и прочее оборудование отвечает санитарно – гигиеническим требованиям (соразмерно росту ребенка) и физиологии воспитанников (центры детской активности организованы так, что самим расположением развивающей среды определяется положение ребенка, он может располагаться в ней, сидя на стульчиках, на полу, стоя у мольберта и пр.) Соблюден световой режим в группах. Центр для организованной деятельности расположен у окон. В группе выдержана цветовая гамма. Имеется детская и игровая мебель в соответствии с выбранным цветом. Все центры детской активности эстетически оформлены.

Перечисленные принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также программных задач, что способствует повышению уровня самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Так как у нас разновозрастная группа детей, здесь предлагаются разные варианты как дидактические, так и сюжетные игры. Девочки помладше, кукол катают на коляске, укладывают в кроватке. Девочки же постарше, могут уже добавить в свой сюжет кормление, купание куклы, а так же подстригать их. Так же и мальчики, те которые младше учатся накладывать кубики друг на друга, а старше – строить гаражи, замки.

При организации РППС стараемся учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Например, у Полины Б. есть нарушение в координации движения, для нее есть в группе различные каталки, коляски, с которыми она передвигается в большом количестве пространства, предназначенного для двигательной активности. А так же для развития мелкой моторики - «Мазайка», «Шнуровки» различного размера.

В группе имеются развивающие и дидактические игры, книги, подобранные с учетом половых различий, привлекательные по содержанию для девочек, и аналогично – для мальчиков. Девочки больше любят проводить время в центрах сюжетно – ролевой игры, уголках ряженья; мальчики – на коврах для машинок, в центрах двигательной активности.

В развивающей среде учитываются климатические условия. Это можно выявить в центре природы, где в зимний период – наблюдаются снежинки, иллюстрации зимней тематики; весной сосульки, капельки, солнышко, иллюстрации, связанные с весной. Имеются достаточное количество комнатных растений, картотеки с названиями комнатных и садовых цветов, а также есть различные дидактические и развивающие игры о природе. Согласно времени года в группе выставляются картины с пейзажами, куклы в одежде, в книжном центре — книги по сезону. Они оживляют среду, развивают в детях эстетические чувства, любознательность, бережное отношение к живым существам.

Учитывая все принципы построения игровой деятельности, мы получаем некие результаты:

- ребёнок овладевает игровыми умениями действия с предметами, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- ребёнок становится самостоятельным, регулирует собственные действия;

- у ребёнка развивается социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками;

- у ребёнка развивается любознательность и познавательная мотивация, воображение и творческая активность;

- ребёнок овладевает речью как средством общения и культуры, обогащается его активный словарь, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.

В группе имеются дети разного уровня знаний. Для этого у нас представлены дидактические игры на усложнение. Если дети ниже среднего уровня могут играть в игру «Малыши и мамы», где представлены основные домашние животные, так для среднего уровня и высоко - одаренных детей добавляются карточки детенышей и мам жарких стран. Имеются в кабинете такие игры, как «Чей малыш», «Чей домик», «Картинки – половинки», «Найди такую же» и др. - ими увлекаются дети низкого уровня знаний. Дети же со средним и высоким уровнем увлечены такими играми, как «Профессии», «Мир вокруг нас», «Соотнеси». Для детей с высоким уровнем представлена такая игра «Соотнесение числа с картинкой» (Числа в пределах 5), игры на классификацию.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!