СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрождение русских народных игр в районе.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрождение русских народных игр в Некрасовском районе. Они дают возможность  учащимся ощутить ценность народной мудрости, почувствовать единение со своим народом, что в свою очередь является основой патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Возрождение русских народных игр в районе.»

Возрождение русских народных игр в школе

Главной задачей современного образования является успешная социализация личности. Социализация - это процесс, обусловленный экономическими, экологическими, политическими, идеологическими и культурными условиями жизни общества. Среди множества факторов, формирующих мировосприятие и мировоззрение человека, выделяется по своей эффективности  нравственное воспитание, которое особенно с раннего возраста направленно воздействует на создание гуманистических качеств личности.

Народные традиции отражают и выражают реальные взаимоотношения людей социума и являются важным средством формирования и закрепления нравственных чувств, нравственных норм и привычек, определяющих поведение. Они выступают действенным условием образования эмоционального фона коллективной жизни, на их основе в группах разного уровня складывается своеобразная сеть межличностных отношений, социально-психологических взаимодействий. Именно через народные традиции каждое новое поколение усваивает опыт старших поколений, нормы и принципы поведения, осваивает и «присваивает» социальный мир. Поэтому воспитание подрастающего поколения в народных традициях - одна из важных задач  образовательного процесса. Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможно, ибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственное национальное самоощущение».

Основным видом деятельности у ребенка – от младшего школьника до подростка - является игра. Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Уже с первых месяцев жизни ребенок развивается в эмоциональном общении. Ласковые мамины песенки, прикосновения, ее голос. Первые игры мамы со своим ребенком сочетаются с поэтическим словом. В этом слове выражается огромная сила материнской любви. Играя со своим ребенком, взрослый выполняет за него нужные движения, играя его ручками и ножками. Подрастая, ребенок начинает играть самостоятельно. Игра имеет огромное значение в его жизни. Она является важным источником информации об окружающем мире. В ней отражается отношение к близким людям, своей семье, родному краю, земле, на которой мы живем. В играх интерес представляют игры окружающих близких людей, вещи, которыми мы пользуемся, одежда, окружающие нас предметы. Все это вобрали в себя традиционные народные игры. В таких играх дети приобретают определенные знания, они передают ребенку традиции своего народа.

Русские народные игры являются неотъемлемой частью художественного, физического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей и подростков. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной стороны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Русские народные игры отражают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Только в игре человек может удовлетворить потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Поэтому, именно, русские народные игры, праздники и забавы будут наилучшим образом способствовать организации культурного досуга детей и пропаганде здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости.

Проходят столетия, меняются условия жизни, старинные обряды теряют в глазах взрослых былую ценность. И, наконец, совсем забываются. Почему же они тогда так долго сохраняются в детских играх? Дело в том, что дети в процессе игр приобретали ценные для жизни качества. На протяжении тысячелетий игры были незаменимым и почти единственным средством умственной и физической подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания.

Народ всегда понимал и понимает педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности. Без преувеличения можно сказать, что детские игры – одно из величайших достижений народного педагогического гения.

При ознакомлении детей с народными традициями и обычаями в народных играх, мы развивается познавательный интерес. В народных праздниках и играх фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Все эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В каждой игре, так или иначе, отражаются национальные черты, бытовой уклад нашего народа, его мировоззрения, наша общественная жизнь. По ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа.

Особенность народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу».  Например, известные всем с детства ловилки-догонялки, прятки, горелки, жмурки, городки, игры с мячом: развивают и ловкость и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. Специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Мой первый опыт проведения народных праздников и игр в школе показывает, что народный праздник это не просто мероприятие, а событие, в котором задействованы все участники образовательного процесса и дети, и родители, и педагоги. Такое событие оставляет эмоциональный след в памяти обучающихся.

В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность — участвует группы или классы (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности — активно участвует группы или классы, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»).

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Все игры для детей, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа — спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей.



Наиболее любимые народные подвижные игры у детей нашей группы:

- С бегом — «Пустое место», «Перебежки», «Перебежки с выручалкой», «Горелки», «День-ночь».

- Игры с мячом — «Мяч кверху», «Гонка мячей», «Зевака», «Выбей мяч из круга».

- С прыжками — «Мешочек» (по типу «На золотом крыльце сидели»).

- Малой подвижности игры — «Краски», «Фанты», «Телефон».

Часто в играх все участники делятся на 2 команды, и нужно решить, какая из них начнет игру. В таком случае, по народным традициям, два игрока, по одному из каждой команды, меряются по палке («конаются»). Для этого мы брали палку длиной 40-50 см, один из играющих берет её за конец, другой плотно прижимая свою руку к руке сверстника, захватывает её выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т.д. Какой игрок захватит конец палки, тот и выигрывает в своей команде право начать игру. Есть и более простой способ выбора очередности — угадывание в какой руке лежит предмет? Кто отгадает, той команде и начинать первой. Чтобы разделить детей на команды поровну, чтобы никому не было обидно, используем сговорки. Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой. Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выбирают, чаще в форме рифмовки. Сговорки складываются не трудно, в процессе работы дети сами их начали придумывать.
Чтобы дети перед игрой не спорили, кому водить или кому начинать игру, используется жребий. Жребием может быть любая палочка (бумажка), которую жеребьевщик прячет за спиной и говорит слова: «Кто вынет жребий, тому водить!»

В осеннее-весеннее время года часто играем в «Чижик» и «Гуси-Лебеди». Чижик - игра детская, веселит детей удачно и печалит нечаянными побоями. Старший из детей очерчивает на земле мелом или острой палочкой квадрат – «клетку», в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку – «чижик». Все по очереди подходят к «клетке» с другой длинной палкой и бьют по «чижику», который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют «чижика» на лету, стараясь загнать его в обратно в «клетку». Игра продолжается дотоле, пока явится кто-нибудь из игроков с разбитым лицом и с криком начинает доискиваться виноватого. Но так как побои скоро забываются детьми, то игра Чижик скоро возобновляется. Гуси-Лебеди. Выбрав двух или одного волка, в зависимости от количества играющих, выбирают вожака, того, который начинает игру. Все остальные становятся гусями. Вожак становится на одном конце площадки, гуси – на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает, поглядывает, и, заметив волков, бежит на свое место, хлопает руками и кричит:

- Гуси-лебеди, домой!

- Зачем?

- Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

- А чего волкам надо?

- Серых гусей щипать да косточки глодать! После этих слов гуси должны успеть добежать к вожаку, пока их не сцапали волки. Пойманные гуси выходят из игры, а оставшиеся игроки повторяют игру снова до тех пор, пока волки не переловят всех гусей.

В зимнее время это игры, связанные со снегом: взятие снежного городка, снежный дартс.

В современных условиях развития ребёнка окружённого компьютерной техникой, на первый план выходит проблема недостаточной двигательной активности и живого, а не виртуального общения детей. В данных условиях актуальным представляется выстраивание внеурочной деятельности учащихся направленной на приобщение к народным подвижным играм. Выстраивание программы  такого курса должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Для младших школьников игры направленные на подвижность и выстраивание модели общения со сверстниками. Основная школа -  игры с состязательным элементом и ролевым акцентом. Практика показывает,  что и старшие школьники не останутся равнодушными к народным играм, отражающим  их душевное состояние. Например, Игра "Поводырь". Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд.

Таким образом, можно заключить, что  во многих  играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая - что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду, правильному общению и самостоятельной жизни. А главное даёт возможность  учащимся ощутить ценность народной мудрости, почувствовать единение со своим народом, что в свою очередь является основой патриотизма.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!