Алгебра 7 класс.
Открытый урок по теме
«ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ».
Тип урока: урок изучения нового материала (урок-путешествие, урок-исследование).
Вид урока: проблемно-поисковый.
Цели урока:
Образовательные:
- вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел.
- сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность, культуру математической речи и культуру общения;
Воспитывающие:
-воспитывать ответственное отношение к деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности;
-воспитывать интерес к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания;
- воспитывать чувство ответственности, культуры диалога.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический.
Оборудование:
-компьютер, мультимедийный проектор, экран, портрет Евклида, набор геометрических фигур, раздаточный материал.
Средства обучения:
Программное обеспечение:
Microsoft Office Word 2007 Microsoft Office Word 2010
Microsoft Office Power Point 2007 Microsoft Office Power Point 2010
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний (устная работа).
Изучение нового материала (исследовательская работа)
Физкультминутка.
Геометрический смысл формулы квадрата суммы двух выражений.
Закрепление изученного материала.
Проверка усвоения изученного материала (первичный контроль знаний).
Подведение итога урока.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Французский писатель XIX столетья Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в один из уголков страны «Алгебра», в край «Многочлены».
Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько. Сегодня мы с вами познакомимся с двумя из этих формул.
Но нельзя идти в гости, не зная порядков и законов страны. Давайте проверим, как мы с вами готовы к такому путешествию. В той стране много всяких диковинных названий. Давайте их вспомним.
Актуализация опорных знаний (устная работа).
«Вопрос – ответ».
--- Что называют одночленом?
( произведение чисел, переменных и их степеней ).
--- Какие слагаемые называются подобными?
( слагаемые с одинаковой буквенной частью ).
--- Что называют многочленом?
( сумму одночленов ).
--- Как умножить степени с одинаковыми основаниями?
( основание оставить тем же, а показатели степеней сложить ).
--- Как возвести произведение в степень?
( возвести в данную степень каждый множитель и результаты перемножить ).
Итак, отправимся в путешествие. В краю «Многочлены» мы познакомимся с математическими лабораториями и примем участие в их исследованиях.
Лаборатория – специальное помещение для научных исследований.
Но прежде всего, необходимо пройти испытания, которые будут служить нам пропуском в эти лаборатории.
«Испытания».
1-е испытание.
Прочитайте выражение:
а) а + b ; г) x – у ; б) n2 + m2 ; д) (z –a)2;
в) (c + d)2 ; е) b2 – c2; ж) 2ху.
- что значит: (c + d)2 ; (z –a)2 (значит, выражение умножается на себя два раза).
2 – испытание.
Найдите квадраты выражений: a; - 2 ; 5b ; 4х2, 6х2 у3.
(вспомнить правило возведения в степень произведения).
3 – испытание.
Найдите удвоенное произведение выражений:
а) а и b; б) 3b и -5с; в) 0,4х и 2х2; г) и 6 .
III. Изучение нового материала.
Лаборатория науки.
Перед нами лаборатория науки. Давайте примем участие в исследованиях этой лаборатории.
Исследовательская работа.
Для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. В них входят ребята с разной математической подготовкой. Каждой группе предлагается заполнить на доске две строки таблицы, перемножив пары двучленов, приведённых в этой строке. После того как ребята справились с заданиями, один из них выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы полученный ответ. Средняя часть таблицы закрыта бумажной полосой.
Задание: Найти произведение данных многочленов.
1 группа: 2 группа: 3 – группа:
(у+в)(у+в) (x+2)(x+2) (m-n)(m-n)
(с+d)(с+d) (x-у)(x-y) (a-2)(а-2)
--- Ребята, посмотрите внимательно на I и III столбцы.
--- Есть ли в них нечто общее в условиях? ( произведение двух одинаковых двучленов ).
--- Можно ли выражения I cтолбца записать короче? ( можно ).
Получив ответы, учитель открывает II столбец.
--- Что общего в полученных результатах?
--- Результатом умножения является трехчлен, у которого:
1-й член – квадрат первого выражения;
2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений;
3-й член – квадрат второго выражения.
- Мы с вами нашли наиболее простой способ умножения суммы и разности двух выражений на себя, т.е. вывели формулы возведения в квадрат суммы и разности двух выражений.
--- Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Запишите число, тему урока в тетрадь.
--- Скажите, как проще и быстрее вам было работать: перемножая многочлен на многочлен или применяя формулы?
--- Попробуйте записать формулы, которыми будем пользоваться для возведения в квадрат суммы и разности двух выражений.
(а+b)2 =а2+2аb+b2 (a-b)2=a2-2ab+b2
--- Чем они отличаются? (знаком перед удвоенным произведением).
--- Сформулируйте эти формулы словесно.
--- Эти формулы называются формулами сокращенного умножения, они применяются для упрощения выражений, для рационального решения некоторых числовых выражений.
IV. Физкультминутка.
Цель: создать здоровьесберегающие моменты на уроке.
Учитель. Предлагает упражнения для глаз и для улучшения мозгового кровообращения.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4- 5 раз.
В среднем темпе проделать 3- 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 1-2 раза.
1- 2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад;
3- 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторить 4- 6 раз. Темп медленный.
V. Геометрический смысл формулы квадрата суммы двух выражений.
Лаборатория «Исторические факты».
А это лаборатория исторических фактов. Предоставим слово сотрудникам этой лаборатории.
--- Некоторые правила сокращённого умножения были известны ещё около 4 тыс. лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Тогда они формулировались словесно или геометрически.
У древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили не «а2», а «квадрат на отрезке а», не «а∙b», а «прямоугольник, содержащийся между отрезками а и b». Например, тождество (а + b)2 = а2 + 2аb + b2 во второй книге «Начал» Евклида (3 в до н.э.) формулировалось так: «Если отрезок как-либо разбит на два отрезка, то площадь квадрата, построенного на всем отрезке, равна сумме площадей квадратов, построенных на каждом из двух отрезков, и удвоенной площади прямоугольника, сторонами которого служат эти два отрезка». Доказательство опиралось на геометрическое соображение.
А теперь давайте и мы с помощью рисунка объясним геометрический смысл формулы
(а + b)2 = а2 + 2аb + b2.
--- Объясните геометрический смысл выражения (а+в)2 (площадь квадрата со стороной a+b). (У каждого ученика – вырезанные из бумаги 2 квадрата со сторонами а и b и 2 прямоугольника со сторонами a и b). Каждый моделирует свой квадрат.
--- Чему равна площадь полученного квадрата? (Сумме площадей квадрата со стороной а, двух площадей прямоугольника со сторонами а и в и площади квадрата со стороной в).
VI. Закрепление изученного материала.
«Лаборатория знаний".
А в этой лаборатории нам предстоит показать знания по изученной теме.
Чтение правил по учебнику, парный пересказ правил.
Разделим каждое правило черточками на отдельные указания.
Квадрат суммы двух выражений // равен квадрату первого выражения // плюс удвоенное произведение первого и второго выражений // плюс квадрат второго выражения.
Квадрат разности двух выражений // равен квадрату первого выражения // минус удвоенное произведение первого и второго выражений // плюс квадрат второго выражения.
Примеры применения формул.
Учитель даёт образец выполнения упражнения с помощью подготовленного к работе правила:
а) (2x+3)2 = (2x)2+22x3+32 = 4x2+12x+9
b) (7y-6)2 = (7y)2-27y6+62 = 49y2-84y+36
В соответствии с образцом, указанным учителем, вызванный ученик читает правила по учебнику и, останавливаясь после каждой чёрточки, выполняет соответствующую часть упражнения:
«Квадрат суммы двух выражений (убеждается, что дан именно квадрат суммы
(х2 + 2хy)2, а не что-либо другое) равен квадрату первого выражения (записывает: (х2)2) плюс удвоенное произведение первого и второго выражений (выполняет это указание: 2 (х2) (2 хy) плюс квадрат второго выражения (записывает: (2 хy)2 и упрощает полученное выражение х4 + 4 х3y + 4 х2y2)
Остальные следят за работой отвечающего на доске:
а) (х2 + 2хy)2
б) (8х + 3)2
в) (10х – 7 y)2
№799 (а-г);
№803 (а,б,г).
VII. Проверка усвоения изученного материала (первичный контроль знаний).
Тест. Раскройте скобки.
VIII. Итог урока:
Итак, наше путешествие подошло к концу. Мы успешно поработали в лабораториях, а теперь подведем итог нашему уроку.
--- Какие две новые формулы мы сегодня изучили?
--- Чему равен квадрат суммы двух выражений?
--- Чему равен квадрат разности двух выражений?
--- Как вы думаете, зачем нам эти две формулы и стоит ли их запоминать?
( с помощью формул результат можно получить гораздо проще и быстрее ).
Благодарю вас за работу и желаю успехов при выполнении домашнего задания.
IX. Домашнее задание:
п. 31, доказать геометрический смысл формулы (a-b)2,
№863(а, б, в, д); 866, №869(д, е).
X. Окончание урока
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»
Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
Кто возил камни? (поднимают жёлтые жетоны)
Кто добросовестно работал? (поднимают синие жетоны)
Кто строил храм? (поднимают красные жетоны)