ТЕМА УРОКА
Возвратное местоимение
СЕБЯ
Повторение изученного материала
- Что называется местоимением?
- Назовите личные местоимения.
- Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н ?
- Как пишутся местоимения с предлогами?
Поставьте местоимения в нужной форме
Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).
Проверьте себя
- Появился у него , блестит надо мной , проявлять заботу обо мне , думать о нём , прибыл с ними , у него в оранжерее, расстилаться над ними , беседовать с нами , трава подо мной , объясняться с ним , сожалеть о нём , подарил им .
Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь?
О каких местоимениях идёт речь?
- В каком местоимении два звука , но буква одна ? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
- В каком местоимении два звука , но буква одна ?
- Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
- Сколько личных местоимений в слове семья?
- Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
- Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
О каких местоимениях идёт речь?
- Я [ й ’ а ] я мы семь я я корь ты ква
- Я [ й ’ а ]
- я мы
- семь я
- я корь
- ты ква
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.
- Определите синтаксическую роль местоимения.
- Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения.
- - Что обозначает суффикс –СЯ?
- -Как называются такие глаголы?
Сравните
Девочка облила себя водой.
Девочка облилась водой.
Знакомство с теоретическим материалом
- В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся . Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
- В русском языке одно возвратное местоимение – себя . Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ в группах
- 1-ая группа: как изменяется местоимение СЕБЯ по падежам?(просклоняйте в тетради и сделайте вывод)
- 2-ая группа: изменяется ли местоимение СЕБЯ по числам и родам? (попробуйте поставить местоимение во мн.ч., изменить род)
- 3-я группа: каким членом предложения может быть возвратное местоимение СЕБЯ? (выполните синтаксический разбор предложений:
Я сегодня очень гордился собой.
Лена чувствовала себя несчастной.
На старой фотографии он узнал себя.
Склонение местоимения СЕБЯ
Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения .
Запомните!
- Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый
И.п. - - -
Мужской род
Р.п. (кого?) себя
самого себя
Женский род
Д.п. (кому?) себе
Множественное число
самой себя
самому себе
В.п. (кого?) себя
самого себя
самих себя
самой себе
Т.п. (кем?) собой (-ою)
П.п. (о ком?) о себе
самим собой
самим себе
саму себя
самих себя
о самом себе
самой собой
самими собой (-ою)
о самой себе
о самих себе
ОПРЕДЕЛИТЕ ПАДЕЖ ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ
- Быть требовательным к себе,
- брать ответственность на себя,
- поставить перед собой цель,
- винить в неудачах прежде всего себя,
- меньше всего думать о себе,
- следить за собой,
- отдавать себе отчет в своих поступках,
- владеть собой.
Небольшая физзарядка – для вас хорошая РАЗРЯДКА.
Упражнение 403
- Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы .
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
- Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?
Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов . Например: М н е не по себе.
Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя , подчеркните их как члены предложения.
- Этот человек себе на уме .
- Всё устроилось само собой .
- Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади.
- Читай про себя .
- После болезни мальчик
на себя не похож .
Подберите к данным словам и словосочетаниям синонимы, используя слова для справок.
- Эгоист –
- Читать молча, не вслух –
- Проявлять выдержку, терпение –
- Лишаться самообладания –
- Судить по своим силам или вкусам –
- Стать замкнутым, необщительным –
- Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве –
- Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –
( Уйти в себя; про себя; владеть собой; себялюбец; судить по себе; не похож на себя; себе на уме; выходить из себя).
ОТВЕТЫ:
- эгоист – себялюбец ;
- читать молча, не вслух – читать про себя ;
- проявлять выдержку, терпение – владеть собой ;
- лишиться самообладания – выходить из себя ;
- судить по своим силам или вкусам – судить по себе ;
- стать замкнутым, необщительным – уйти в себя ;
- плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя ;
- скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме .
Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.
чтобы дворник отнёс к нему
вещи жильца .
чтобы дворник отнёс к себе
вещи жильца .
отнести жильцу его вещи .
РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
- Сосед попросил сестру налить себе воды.
- Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.
- Я извиняюсь, что толкнул вас.
Дополнительный материал. - Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения.
- Она не могла простить себе , что уехала от дочери.
- Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке.
- Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился.
Подведение итогов урока
- Что вы сегодня на уроке узнали нового?
- Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?
Список литературы:
- Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 224 с.
- Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352 с.- (Библиотека учителя. Русский язык).