СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возвратное местоимение СЕБЯ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная презентация по теме "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Просмотр содержимого документа
«Возвратное местоимение СЕБЯ»

ТЕМА УРОКА Возвратное местоимение СЕБЯ

ТЕМА УРОКА

Возвратное местоимение

СЕБЯ

Повторение изученного материала Что называется местоимением? Назовите личные местоимения. Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н ? Как пишутся местоимения с предлогами?

Повторение изученного материала

  • Что называется местоимением?
  • Назовите личные местоимения.
  • Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н ?
  • Как пишутся местоимения с предлогами?

Поставьте местоимения в нужной форме  Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).

Поставьте местоимения в нужной форме

Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).

Проверьте себя Появился  у него , блестит надо  мной , проявлять заботу обо мне , думать о нём , прибыл с ними , у него в оранжерее, расстилаться над ними , беседовать с нами , трава подо мной , объясняться с ним , сожалеть о нём , подарил им .

Проверьте себя

  • Появился у него , блестит надо мной , проявлять заботу обо мне , думать о нём , прибыл с ними , у него в оранжерее, расстилаться над ними , беседовать с нами , трава подо мной , объясняться с ним , сожалеть о нём , подарил им .

Отгадайте загадки,  о каких местоимениях  идёт речь?

Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь?

О каких местоимениях идёт речь? В каком местоимении два звука , но буква одна ?  Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?  Сколько личных местоимений в слове семья?  Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.  Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. В каком местоимении два звука , но буква одна ?  Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?  Сколько личных местоимений в слове семья?  Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.  Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

О каких местоимениях идёт речь?

  • В каком местоимении два звука , но буква одна ? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
  • В каком местоимении два звука , но буква одна ?
  • Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
  • Сколько личных местоимений в слове семья?
  • Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
  • Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
О каких местоимениях идёт речь? Я [ й ’ а ] я мы семь я я корь ты ква Я [ й ’ а ] я мы семь я я корь ты ква

О каких местоимениях идёт речь?

  • Я [ й а ] я мы семь я я корь ты ква
  • Я [ й а ]
  • я мы
  • семь я
  • я корь
  • ты ква

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ  Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья. Определите синтаксическую роль местоимения. Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения. - Что обозначает суффикс –СЯ? -Как называются такие глаголы?

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.

  • Определите синтаксическую роль местоимения.
  • Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения.
  • - Что обозначает суффикс –СЯ?
  • -Как называются такие глаголы?
Сравните Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой.

Сравните

Девочка облила себя водой.

Девочка облилась водой.

Знакомство с теоретическим материалом В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся . Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.  В русском языке одно возвратное местоимение – себя . Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

Знакомство с теоретическим материалом

  • В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся . Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

  • В русском языке одно возвратное местоимение – себя . Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ  в группах 1-ая группа: как изменяется местоимение СЕБЯ по падежам?(просклоняйте в тетради и сделайте вывод) 2-ая группа: изменяется ли местоимение СЕБЯ по числам и родам? (попробуйте поставить местоимение во мн.ч., изменить род) 3-я группа: каким членом предложения может быть возвратное местоимение СЕБЯ? (выполните синтаксический разбор предложений: Я сегодня очень гордился собой. Лена чувствовала себя несчастной. На старой фотографии он узнал себя.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ в группах

  • 1-ая группа: как изменяется местоимение СЕБЯ по падежам?(просклоняйте в тетради и сделайте вывод)
  • 2-ая группа: изменяется ли местоимение СЕБЯ по числам и родам? (попробуйте поставить местоимение во мн.ч., изменить род)
  • 3-я группа: каким членом предложения может быть возвратное местоимение СЕБЯ? (выполните синтаксический разбор предложений:

Я сегодня очень гордился собой.

Лена чувствовала себя несчастной.

На старой фотографии он узнал себя.

Склонение местоимения СЕБЯ

Склонение местоимения СЕБЯ

Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения .

Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения .

Запомните! Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи  не имеет  рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Запомните!

  • Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый И.п. - - -  Мужской род Р.п. (кого?) себя самого себя  Женский род Д.п. (кому?) себе Множественное число самой себя  самому себе В.п. (кого?) себя самого себя  самих себя самой себе Т.п. (кем?) собой (-ою) П.п. (о ком?) о себе самим собой  самим себе саму себя  самих себя о самом себе  самой собой  самими собой (-ою) о самой себе  о самих себе

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый

И.п. - - -

Мужской род

Р.п. (кого?) себя

самого себя

Женский род

Д.п. (кому?) себе

Множественное число

самой себя

самому себе

В.п. (кого?) себя

самого себя

самих себя

самой себе

Т.п. (кем?) собой (-ою)

П.п. (о ком?) о себе

самим собой

самим себе

саму себя

самих себя

о самом себе

самой собой

самими собой (-ою)

о самой себе

о самих себе

ОПРЕДЕЛИТЕ ПАДЕЖ ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ Быть требовательным к себе, брать ответственность на себя, поставить перед собой цель, винить в неудачах прежде всего себя, меньше всего думать о себе, следить за собой, отдавать себе отчет в своих поступках, владеть собой.

ОПРЕДЕЛИТЕ ПАДЕЖ ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ

  • Быть требовательным к себе,
  • брать ответственность на себя,
  • поставить перед собой цель,
  • винить в неудачах прежде всего себя,
  • меньше всего думать о себе,
  • следить за собой,
  • отдавать себе отчет в своих поступках,
  • владеть собой.
Небольшая физзарядка – для вас хорошая РАЗРЯДКА.

Небольшая физзарядка – для вас хорошая РАЗРЯДКА.

Упражнение 403   - Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы .   Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.   - Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?   Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов . Например: М н е не по себе.   Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя , подчеркните их как члены предложения.

Упражнение 403

- Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы .

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

- Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?

Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов . Например: М н е не по себе.

Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя , подчеркните их как члены предложения.

Этот человек себе на уме . Всё устроилось само собой . Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади. Читай про себя . После болезни мальчик  на себя не похож .
  • Этот человек себе на уме .
  • Всё устроилось само собой .
  • Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади.
  • Читай про себя .
  • После болезни мальчик

на себя не похож .

Подберите к данным словам и словосочетаниям синонимы, используя слова для справок. Эгоист – Читать молча, не вслух – Проявлять выдержку, терпение – Лишаться самообладания – Судить по своим силам или вкусам – Стать замкнутым, необщительным – Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве – Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –  ( Уйти в себя; про себя; владеть собой; себялюбец; судить по себе; не похож на себя; себе на уме; выходить из себя).

Подберите к данным словам и словосочетаниям синонимы, используя слова для справок.

  • Эгоист –
  • Читать молча, не вслух –
  • Проявлять выдержку, терпение –
  • Лишаться самообладания –
  • Судить по своим силам или вкусам –
  • Стать замкнутым, необщительным –
  • Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве –
  • Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –

( Уйти в себя; про себя; владеть собой; себялюбец; судить по себе; не похож на себя; себе на уме; выходить из себя).

ОТВЕТЫ: эгоист –  себялюбец ;  читать молча, не вслух – читать про себя ;  проявлять выдержку, терпение –  владеть собой ;  лишиться самообладания  –  выходить из себя ;  судить по своим силам или вкусам –  судить по себе ; стать замкнутым, необщительным  – уйти в себя ;  плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве –  не похож на себя ;  скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме .

ОТВЕТЫ:

  • эгоист – себялюбец ;
  • читать молча, не вслух – читать про себя ;
  • проявлять выдержку, терпение – владеть собой ;
  • лишиться самообладания выходить из себя ;
  • судить по своим силам или вкусам – судить по себе ;
  • стать замкнутым, необщительным уйти в себя ;
  • плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя ;
  • скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме .

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

 Комендант велел, чтобы дворник отнёс к нему вещи жильца .  Комендант велел, чтобы дворник отнёс к себе  вещи жильца .  Комендант велел дворнику отнести жильцу его вещи .
  • Комендант велел,

чтобы дворник отнёс к нему

вещи жильца .

  • Комендант велел,

чтобы дворник отнёс к себе

вещи жильца .

  • Комендант велел дворнику

отнести жильцу его вещи .

РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Сосед попросил сестру налить себе воды. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе. Я извиняюсь, что толкнул вас.

РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

  • Сосед попросил сестру налить себе воды.
  • Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.
  • Я извиняюсь, что толкнул вас.
Дополнительный материал.  - Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения. Она не могла простить себе , что уехала от дочери. Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке. Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился.

Дополнительный материал. - Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения.

  • Она не могла простить себе , что уехала от дочери.
  • Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке.
  • Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился.

Подведение итогов урока Что вы сегодня на уроке узнали нового? Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?

Подведение итогов урока

  • Что вы сегодня на уроке узнали нового?
  • Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?
Список литературы: Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 224 с. Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352 с.- (Библиотека учителя. Русский язык).

Список литературы:

  • Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 224 с.
  • Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352 с.- (Библиотека учителя. Русский язык).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!