ТЕМА УРОКА
Возвратное местоимение
СЕБЯ
Повторение изученного материала
- Что называется местоимением?
- Назовите личные местоимения.
- Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н ?
- Как пишутся местоимения с предлогами?
Поставьте местоимения в нужной форме
Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).
Проверьте себя
- Появился у него , блестит надо мной , проявлять заботу обо мне , думать о нём , прибыл с ними , у него в оранжерее, расстилаться над ними , беседовать с нами , трава подо мной , объясняться с ним , сожалеть о нём , подарил им .
Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь?
О каких местоимениях идёт речь?
- В каком местоимении два звука , но буква одна ? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
- В каком местоимении два звука , но буква одна ?
- Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
- Сколько личных местоимений в слове семья?
- Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
- Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
О каких местоимениях идёт речь?
- Я [ й ’ а ] я мы семь я я корь ты ква
- Я [ й ’ а ]
- я мы
- семь я
- я корь
- ты ква
Знакомство с теоретическим материалом
- В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся . Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
- В русском языке одно возвратное местоимение – себя . Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
Знакомство с теоретическим материалом
Местоимения древнерусского языка
Современный русский язык
Самостоятельная часть речи
себе
местоимение-существительное: себя
Часть слова, суффикс
ся
- - -
- - -
суффикс глагола: учишь ся
Сравните
Девочка облила себя водой.
Девочка облилась водой.
Просклоняйте самостоятельно местоимение себя
И.п. –
Р.п. –
Д.п. –
В.п. –
Т.п. –
П. п. –
Склонение местоимения СЕБЯ
Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения .
Запомните!
- Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый
И.п. - - -
Мужской род
Р.п. (кого?) себя
самого себя
Женский род
Д.п. (кому?) себе
Множественное число
самой себя
самому себе
В.п. (кого?) себя
самого себя
самих себя
самой себе
Т.п. (кем?) собой (-ою)
П.п. (о ком?) о себе
самим собой
самим себе
саму себя
самих себя
о самом себе
самой собой
самими собой (-ою)
о самой себе
о самих себе
Работа с учебником: прочитайте теоретический материал на с. 145
Упражнение 377
Устно – вставьте в нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж; объясните орфограммы.
Письменно – выполните морфологический разбор.
Проверь себя!
- 1. Для себя ( Р.п. ) жить – тлеть, для сем ь и – г о реть, а для народа – св е тить.
- 2. Не кричи о себе (П.п.) , пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
- 3. Нет лучше шутк и , чем над собой (Т.п.) .
- 4. Кто только о себе (П.п.) хлопоч е т, тот о других и знать не хоч е т.
Небольшая физзарядка – для вас хорошая РАЗРЯДКА.
Упражнение 378
- Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы .
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
- Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?
Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов . Например: М н е не по себе.
Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя , подчеркните их как члены предложения.
- Этот человек себе на уме .
- Всё устроилось само собой .
- Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади.
- Читай про себя .
- После болезни мальчик
на себя не похож .
Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя , объясните значение слов и выражений
- Эгоист –
- Читать молча, не вслух –
- Проявлять выдержку, терпение –
- Лишаться самообладания –
- Судить по своим силам или вкусам –
- Стать замкнутым, необщительным –
- Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве –
- Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –
ОТВЕТЫ:
- эгоист – себялюбец ;
- читать молча, не вслух – читать про себя ;
- проявлять выдержку, терпение – владеть собой ;
- лишиться самообладания – выходить из себя ;
- судить по своим силам или вкусам – судить по себе ;
- стать замкнутым, необщительным – уйти в себя ;
- плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя ;
- скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме .
Дополнительный материал. - Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения.
- Она не могла простить себе , что уехала от дочери.
- Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке.
- Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился.
Подведение итогов урока
- Что вы сегодня на уроке узнали нового?
- Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?
Домашнее задание: теоретический материал – параграф 68 , записи в тетради ; письменно - упр. 380 . Подготовиться к сочинению по плану.
- Описать, какой случай произошел с мальчиком? Построение рассказа:
- Описать, какой случай произошел с мальчиком?
- Построение рассказа:
Экспозиция – где? когда? кто?
Завязка – однажды… как-то раз…
Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка.
Кульминация рассказа – приходит мама…
Развязка.
- Включить в рассказ описание интерьера, диалог. Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д.
- Включить в рассказ описание интерьера, диалог.
- Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
Список литературы:
- Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 классы: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. русс. яз. – М.: Дрофа, 1997. – 432 с.
- Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
- Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352 с.- (Библиотека учителя. Русский язык).