СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Возвратное местоимение СЕБЯ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Возвратное местоимени СЕБЯ"

Просмотр содержимого презентации
«ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ СЕБЯ»

ТЕМА УРОКА Возвратное местоимение СЕБЯ

ТЕМА УРОКА

Возвратное местоимение

СЕБЯ

Повторение изученного материала

Повторение изученного материала

  • Что называется местоимением?
  • Назовите личные местоимения.
  • Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н ?
  • Как пишутся местоимения с предлогами?
Поставьте местоимения в нужной форме  Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).

Поставьте местоимения в нужной форме

Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).

Проверьте себя

Проверьте себя

  • Появился у него , блестит надо мной , проявлять заботу обо мне , думать о нём , прибыл с ними , у него в оранжерее, расстилаться над ними , беседовать с нами , трава подо мной , объясняться с ним , сожалеть о нём , подарил им .
Отгадайте загадки,  о каких местоимениях  идёт речь?

Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь?

О каких местоимениях идёт речь?

О каких местоимениях идёт речь?

  • В каком местоимении два звука , но буква одна ? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
  • В каком местоимении два звука , но буква одна ?
  • Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
  • Сколько личных местоимений в слове семья?
  • Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
  • Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
О каких местоимениях идёт речь?

О каких местоимениях идёт речь?

  • Я [ й а ] я мы семь я я корь ты ква
  • Я [ й а ]
  • я мы
  • семь я
  • я корь
  • ты ква
Знакомство с теоретическим материалом В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся . Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

Знакомство с теоретическим материалом

  • В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся . Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

  • В русском языке одно возвратное местоимение – себя . Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
Знакомство с теоретическим материалом Местоимения древнерусского языка Современный русский язык Самостоятельная часть речи себе  местоимение-существительное: себя  Часть слова, суффикс ся  - - - - - - суффикс глагола: учишь ся

Знакомство с теоретическим материалом

Местоимения древнерусского языка

Современный русский язык

Самостоятельная часть речи

себе

местоимение-существительное: себя

Часть слова, суффикс

ся

- - -

- - -

суффикс глагола: учишь ся

Сравните Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой.

Сравните

Девочка облила себя водой.

Девочка облилась водой.

Просклоняйте  самостоятельно  местоимение себя И.п. – Р.п. – Д.п. – В.п. – Т.п. – П. п. –

Просклоняйте самостоятельно местоимение себя

И.п. –

Р.п. –

Д.п. –

В.п. –

Т.п. –

П. п. –

Склонение местоимения СЕБЯ

Склонение местоимения СЕБЯ

Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения .

Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения .

Запомните!

Запомните!

  • Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый И.п. - - -  Мужской род Р.п. (кого?) себя самого себя  Женский род Д.п. (кому?) себе Множественное число самой себя  самому себе В.п. (кого?) себя самого себя  самих себя самой себе Т.п. (кем?) собой (-ою) П.п. (о ком?) о себе самим собой  самим себе саму себя  самих себя о самом себе  самой собой  самими собой (-ою) о самой себе  о самих себе

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый

И.п. - - -

Мужской род

Р.п. (кого?) себя

самого себя

Женский род

Д.п. (кому?) себе

Множественное число

самой себя

самому себе

В.п. (кого?) себя

самого себя

самих себя

самой себе

Т.п. (кем?) собой (-ою)

П.п. (о ком?) о себе

самим собой

самим себе

саму себя

самих себя

о самом себе

самой собой

самими собой (-ою)

о самой себе

о самих себе

Работа с учебником:  прочитайте теоретический материал на с. 145   Упражнение 377  Устно – вставьте в нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж; объясните орфограммы.  Письменно – выполните  морфологический разбор.

Работа с учебником: прочитайте теоретический материал на с. 145

Упражнение 377

Устновставьте в нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж; объясните орфограммы.

Письменновыполните морфологический разбор.

Проверь себя!

Проверь себя!

  • 1. Для себя ( Р.п. ) жить – тлеть, для сем ь и – г о реть, а для народа – св е тить.
  • 2. Не кричи о себе (П.п.) , пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
  • 3. Нет лучше шутк и , чем над собой (Т.п.) .
  • 4. Кто только о себе (П.п.) хлопоч е т, тот о других и знать не хоч е т.
Небольшая физзарядка – для вас хорошая РАЗРЯДКА.

Небольшая физзарядка – для вас хорошая РАЗРЯДКА.

Упражнение 378   - Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы .   Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.   - Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?   Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов . Например: М н е не по себе.   Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя , подчеркните их как члены предложения.

Упражнение 378

- Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы .

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

- Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?

Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов . Например: М н е не по себе.

Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя , подчеркните их как члены предложения.

Этот человек себе на уме . Всё устроилось само собой . Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади. Читай про себя . После болезни мальчик
  • Этот человек себе на уме .
  • Всё устроилось само собой .
  • Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади.
  • Читай про себя .
  • После болезни мальчик

на себя не похож .

Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя , объясните значение слов и выражений

Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя , объясните значение слов и выражений

  • Эгоист –
  • Читать молча, не вслух –
  • Проявлять выдержку, терпение –
  • Лишаться самообладания –
  • Судить по своим силам или вкусам –
  • Стать замкнутым, необщительным –
  • Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве –
  • Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –
ОТВЕТЫ:

ОТВЕТЫ:

  • эгоист – себялюбец ;
  • читать молча, не вслух – читать про себя ;
  • проявлять выдержку, терпение – владеть собой ;
  • лишиться самообладания выходить из себя ;
  • судить по своим силам или вкусам – судить по себе ;
  • стать замкнутым, необщительным уйти в себя ;
  • плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя ;
  • скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме .
Дополнительный материал.  - Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения.

Дополнительный материал. - Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения.

  • Она не могла простить себе , что уехала от дочери.
  • Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке.
  • Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился.
Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

  • Что вы сегодня на уроке узнали нового?
  • Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?
Домашнее задание: теоретический материал – параграф 68 , записи в тетради ; письменно - упр. 380 . Подготовиться к сочинению по плану. Описать, какой случай произошел с мальчиком? Построение рассказа: Описать, какой случай произошел с мальчиком? Построение рассказа: Экспозиция – где? когда? кто? Завязка – однажды… как-то раз… Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка. Кульминация рассказа – приходит мама… Развязка. Включить в рассказ описание интерьера, диалог. Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д. Включить в рассказ описание интерьера, диалог. Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д. СОДЕРЖАНИЕ

Домашнее задание: теоретический материал – параграф 68 , записи в тетради ; письменно - упр. 380 . Подготовиться к сочинению по плану.

  • Описать, какой случай произошел с мальчиком? Построение рассказа:
  • Описать, какой случай произошел с мальчиком?
  • Построение рассказа:

Экспозиция – где? когда? кто?

Завязка – однажды… как-то раз…

Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка.

Кульминация рассказа – приходит мама…

Развязка.

  • Включить в рассказ описание интерьера, диалог. Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д.
  • Включить в рассказ описание интерьера, диалог.
  • Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ

Список литературы:

Список литературы:

  • Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 классы: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. русс. яз. – М.: Дрофа, 1997. – 432 с.
  • Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
  • Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352 с.- (Библиотека учителя. Русский язык).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!