Сарибаева Мадина Фархатовна
Среднеобразовательная школа № 34
Учитель русского языка и литературы
Города Ангрена Ташкентской области
Русский язык
6 класс
Тема урока :
« Возвратные глаголы»
25 учащихся
Возвратные глаголы
6 класс 25 учащихся
Цель урока:
Образовательная: продолжить знакомство в изучении глагола. Дать различие на возвратных и не возвратных глаголах.
Развивающая: развить навыки употребления различных методов при закреплении и изучении темы.
Воспитательная: привить здоровый интерес к соревнованиям среди учащихся.
Тип: урок- путешествие
Метод: словарный диктант, корректоры, фронтальный опрос, аукцион пословиц, головоломка, взаимопроверка
Наглядность: билеты для проезда на паровозах, веселые анимации, презентация о возвратных глаголах, календарь дня, раздаточный материал
орг. Момент. 5 мин
Сегодня мы с Вами отправимся в интересное путешествие по стране « Глаголия» на знакомых нам паровозиках, будем останавливаться на остановках и решать различные головоломки, для перехода на следующею станцию. Но для начала вам предстоит выбрать жетоны с номерами ( 1,2)
Слайд 1
-Знакомьтесь, наши друзья паровозики!!! Они будут нам по помогать в дороге! Итак, в путь….
Наша первая станция: « организационного момента»
Давайте вместе с Вами пробьём дату в наших билетиках, итак сегодня ___________ .
Уточним пункт направления тема нашего сегодняшнего урока
« Возвратные глаголы»
Кстати, на этой станции живу очень любознательные человечки, которые любят все узнавать и вот сегодня им интересно узнать, чем знаменателен этот день. Я думая и Вам хочется пополнить свой календарь событий. Давайте узнаем, чем же знаменателен этот день.
Проверка домашнего задания 7 мин
Слайд 2
Станция « Вредители»
Будьте внимательны, мы приближаемся к станции вредителей. Здесь живут вредные жители, они любят все портить, переворачивать. Вот они и приготовили нам задания для проверки домашнего задания на выбор. Вы помните в начале урока Вы выбирали жетоны с номерками, так вот перед нами карточки с заданиями
Карточка 1слайд 3
- найдите глаголы в неопределённой форме, выделите у них окончание!
Шорох, желтизна, аромат, обаятельный, стеречь, исчезать, отрасль, таять, чуять, багровый, лиловый, е мог, здесь, лазурный, помощник, уберечь.
Карточка 2 слайд 4
Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите корни и окончания.
Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, ходим, тащим.
Молодцы вы справились! Ставим галочку в нашем билете и отправляемся в путь
Выставление и комментирование оценок за домашнее задание.
Новая тема. 13 мин
- сегодня мы с Вами продолжаем путешествие по стане « Глаголия» и наше новое задание изучить тему « Правописание –ться и –тся в глаголах».
Мы прибываем на станцию «-ться или –тся» попрошу записать эту станцию в тетрадки. А на этой станции живут мои давнишние знакомые Почемучки.
Они всегда задают вопросы вот и сейчас они передали письмо с вопросами с заданием
Учитель читает строчки:
Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, корыте, в лохани.
(К.И. Чуковский. «Мойдодыр»)
слайд 5 фронтальный опрос
А кто знает, как пишется это слово?
Какие слова встретились неизвестные. А словарь зачем?
- Назовите глаголы. На что они заканчиваются?
Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов?
- Какие вопросы у вас возникают? ( Что такое –ся? На что он указывает? Переходные ли глаголы с –ся?)
- Есть предположения?
Бросит? ся, нравит? Ся, удиви? Ся,
- что мы должны написать на месте пропусков?
От чего зависит написание- ться и тся?
Ответы учащихся на данные вопросы
Давайте посмотрим на подсказки, которые нам дали Почемучки.
Слайд 6 таблица
Закрепление 20 мин
Ну вот мы с Вами изучили, как правильно употреблять - ться и –тся.
А теперь давайте отправимся дальше. Наш путь продолжается и мы прибываем к станции « умники и умницы»
На этой станции живут самые умные и одарённые человечки, такие же, как и Вы! Они подготовили для Вас самые трудные и интересные вопросы. Вы готовы на них ответить?
Слайд 7 Аукцион пословиц
Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму
А) друзья(что делают?) познаются (3-е.л) в беде.
Б) за всё ( что делать?) браться ( неопр. Ф)- ничего не сделать.
Слайд 8 головоломка
Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме 3-го лица
Проявлять стремление стремиться- стремится
Слайд 9
Образуйте и запишите возвратные глаголы.
Мирить – мириться,
рассердить – рассердиться,
обнимать – обниматься,
извинить – извиняться,
удивлять – удивляться,
глядеть – приглядеться,
дружить – подружиться,
ждать – заждаться,
играть – заиграться
слайд 10
Творческая работа. (П)
а) – Замените словосочетания глаголами синонимами, графически покажите, что глаголы возвратные.
Участвовать в соревновании (соревноваться), быть на тренировке (тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), чувствовать радость (радоваться).
б) – Запишите синонимы к глаголам.
Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться).
Слайд 11
Исправьте ошибки в тексте (корректоры) текст распечатан
Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить свой маму. Обезянка держиться заветку и слатко спит.
Слайд 12 взаимопроверка
В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить свой маму. Обезьянка держится за ветку и сладко спит.
Молодцы, все Вы хорошо справились. Мы приехали к концу нашего путешествия и теперь давайте вместе с Вами подведем итоги урока.
Подведение итогов урока.
–Что нового узнали, работая на уроке?
Чему учились?
Чему НАУЧИЛИСЬ?
Как образуется возвратная форма глагола?
Каков опознавательный признак возвратных глаголов?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?(+!; +; -; ?)
Взаимоценка (на основе алгоритма самооценки).
- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение.
- Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
домашнее задание.
Но, к сожалению, вредители решили еще раз навредить нам и задали такое домашнее задание
А) Подобрать и записать пять пословиц с возвратным глаголом.
Грамоте учиться – всегда пригодится. Конь о четырёх ногах, а спотыкается. и т.д.)
Б) давайте поиграем! Со словом КОНТРАБАС надо составить, как больше слов
До свидание, спасибо всем за сотрудничество!