СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР за 8 класс по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 СБОРНИК из 10 ВАРИАНТОВ с КЛЮЧАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ К ДЕМОВЕРСИИ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВПР за 8 класс по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 СБОРНИК из 10 ВАРИАНТОВ с КЛЮЧАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ К ДЕМОВЕРСИИ»

СБОРНИК ИЗ 10 ВАРИАНТОВ

ВПР ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 КЛАСС

(материалы ФИОКО Образец проверочной работы по литературе 8 класс. 2025 г.)


Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

1.Как называется острое столкновение героев, характеров, жизненных принципов, положенное в основу действия литературного произведения?

2. Как называется средство создания художественных образов – форма воссоздания жизни в литературном произведении, основанная на творческом воображении автора, не имеющая прямых соответствий в реальности?

Прочитайте текст и выполните задания 3–5. Текст

Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачёва и толпою бежал за нами. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду. Изменник помог Пугачёву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие. Увидя меня, он смутился; но вскоре оправился, протянул мне руку, говоря: «И ты наш? Давно бы так!» Я отворотился от него и ничего не отвечал.

Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, где на стене висел ещё диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачёв сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднёс ему водки. Пугачёв выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошёл ко мне с своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачёв был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивости. Пугачёв осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном и вдруг спросил его неожиданно:

– Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне её. Швабрин побледнел как мёртвый.

– Государь, – сказал он дрожащим голосом... – Государь, она не под караулом... она больна... она в светлице лежит.

– Веди ж меня к ней, – сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повёл Пугачёва в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «памятная надпись, отклик на известие о чьей-то смерти».

4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) …на стене висел ещё диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени.

Б) Сердце моё заныло…

В) – Государь, – сказал он дрожащим голосом...

1) олицетворение 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 50 слов.

5. Объясните, почему Швабрин в приведённой сцене «казался сам не свой».

Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

6. Какое литературное произведение, рассмотренное в прошлом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему становления человека, осознания им жизненных ценностей? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.







ВПР по ЛИТЕРАТУРЕ 8 класс (материалы ФИОКО Образец проверочной работы по литературе 8 класс. 2025 г.)


Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 2

1.Как называется острое столкновение героев, характеров, жизненных принципов, положенное в основу действия литературного произведения?

2. Как называется средство создания художественных образов – форма воссоздания жизни в литературном произведении, основанная на творческом воображении автора, не имеющая прямых соответствий в реальности?

Прочитайте текст и выполните задания 3–5. Текст

Вечер на Оке

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, не очарованных людей.

И лишь когда за тёмной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснёт,

Обыденности плотная завеса

С её красот мгновенно упадёт.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, как бы сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

Из белых башен облачного мира

Сойдёт огонь, и в нежном том огне,

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаёшь.

Н.А. Заболоцкий

3.Выпишите из текста слово, которое означает «повседневность, заурядность».

4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) …Сойдёт огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине.

Б) С утра обременённая работой, Трудом лесов…

В) Вздохнут леса, опущенные в воду…

1) анафора 2) звукопись 3) сравнение 4) олицетворение

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 50 слов.

5.Объясните, как в стихотворении раскрывается взаимоотношение человека и природы.


Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

6. Какое литературное произведение, рассмотренное в прошлом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему становления человека, осознания им жизненных ценностей? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.



ВАРИАНТ 3


1.Как называется жанр произведения, в котором описывается жизнь святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры?

2.Как называется беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ЯВЛЕНИЕ VI

Те же и Софья.
Софья вошла, держа письмо в руке и имея весёлый вид.

Г-жа Простакова (Софье). Что так весела, матушка? Чему обрадовалась?

Софья. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила. . Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.

Г-жа Простакова. Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. 

(К мужу.) Читай.

Простаков (долгосмотря). Myдрёно.

Г-жа Простакова. И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу. Братец, прочти, потрудись.

Скотинин. Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.

Софья. Позвольте мне прочесть.

Г-жа Простакова. О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю. Вот, я чаю, учитель Митрофанушкин скоро придёт. Ему велю...

Скотинин. А уж зачали молодца учить грамоте?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутеикин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трёх верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Бельё его наши бабы моют. Куда надобно — лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он робёнка не неволит. Вить, мой батюшка, пока Митрофанушка ещё в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдёт, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе и чины. Чем же плоше их Митрофанушка?

(Д.И.Фонвизин. «Недоросль»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента устаревшее слово, которое означает «низший разряд церковнослужителей».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A)  Я могу письма получать,
     а читать их всегда велю другому.
Б) Я получила сегодня радостное известие.
B) Как кому счастье на роду написано, братец.

1)  олицетворение
2)  эпитет
3)  антитеза
4)  фразеологизм


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, как г-жа Простакова относится к образованию.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, отражает реальные исторические события? Чему именно научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.








ВАРИАНТ 4

1.Как называется один из трёх родов литературы, произведения которого предназначены для постановки на сцене?

2.Как называется изображение внешности героя?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Он не вернулся из боя
(1)Почему всё не так, вроде всё, как всегда:
То же небо — опять голубое...
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

(2)Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.

(3)Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

(4)То, что пусто теперь, — не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое...
Для меня — будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.

(5)Нынче вырвалась, будто из плена, весна, —
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить!» — а в ответ — тишина...
Он вчера не вернулся из боя.

(6)Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.

(7)Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих,
Всё теперь — одному, только кажется мне —
Это я не вернулся из боя.

(B.C. Высоцкий)

3.Выпишите из стихотворения слово, которое означает «углублённое в землю жилище».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A) Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
     Он всегда говорил про другое,
     Он мне спать не давал, он с восходом вставал
Б) Для меня — будто ветром задуло костёр...
B) Нам и время текло — для обоих...

1)  сравнение
2)  эпитет
3)  метафора
4)  анафора


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, почему лирический герой не может забыть погибшего товарища.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему преданности своей профессии? Чему именно вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.

ВАРИАНТ 5


1.Как называется образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным?

2.Назовите термин, которым обозначается реальное, действительно существующее или существовавшее лицо, внешний и внутренний облик которого послужили для создания вымышленного литературного образа.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и всё ещё миловидная лицом, с лёгкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой.

— Это чья же работа?

— Кто ж их знает... — не сразу ответил Акимыч, всё ещё сокрушённо глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. — Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там — под забором ли, в мусорной куче — выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, — без головы или без обеих ног... Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги — не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо — каждый по своим делам, — и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают — привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошли учеников! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!..

(Е.И. Носов. «Кукла»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «пренебрежительно и презрительно».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A) ...с улыбкой на припухлых по-детски губах.
Б) Везут малышей в колясках — бровью не поведут.
B) ...если ты слеп, душа твоя глуха!..

1)  антитеза
2)  сравнение
3)  метафора
4)  фразеологизм


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, почему Акимыч переживал, увидев изуродованную куклу.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему взаимоотношения человека и общества? Чему именно научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.




ВАРИАНТ 6

1.Назовите термин, которым обозначается вид художественного произведения.

2.Назовите термин, обозначающий обрисовку положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

О красоте человеческих лиц
(1)Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница. 

(2)Другие — как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

(Н.А. Заболоцкий)

3.Выпишите из текста слово, которое обозначает «бедная хижина, небольшой и плохой дом».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A) Есть лица, подобные пышным порталам,
     Где всюду великое чудится в малом.
     Есть лица — подобия жалких лачуг...
Б) Струилось дыханье весеннего дня.
B) Есть лица — подобья ликующих песен.

1)  метафора
2)  гипербола
3)  анафора
4)  сравнение


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, какую роль играет сравнение в стихотворении Н.А. Заболоцкого.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему смелости и трусости? Чему именно научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.



ВАРИАНТ 7

1.Как называется жанр лирического стихотворения печального содержания, проникнутого грустью?

2.Назовите термин, которым обозначается двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь. Тут купол снесло тяжёлым снарядом или бомбой с самолёта, а тут крыша вся начисто побитая осколками, сухого места даже в алтаре не найдёшь. Так всю ночь и прослонялись мы в этой церкви, как овцы в тёмном котухе. Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит: «Я — военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Я пожаловался ему, что у меня левое плечо скрипит и пухнет и ужасно как болит. Он твёрдо так говорит: «Сымай гимнастёрку и нижнюю рубашку». Я снял всё это с себя, он и начал руку в плече прощупывать своими тонкими пальцами, да так, что я света не взвидел. Скриплю зубами и говорю ему: «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» А он всё щупает и злобно так отвечает: «Твоё дело помалкивать! Тоже мне, разговорчики затеял. Держись, сейчас ещё больнее будет». Да с тем как дёрнет мою руку, аж красные искры у меня из глаз посыпались.

Опомнился я и спрашиваю: «Ты что же делаешь, фашист несчастный? У меня рука вдребезги разбитая» а ты её так рванул». Слышу, он засмеялся потихоньку и говорит: «Думал, что ты меня ударишь с правой, но ты, оказывается, смирный парень. А рука, у тебя не разбита, а выбита была, вот я её на место и поставил. Ну, как теперь, полегче тебе?» И в самом деле, чувствую по себе, что боль куда-то уходит. Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошёл в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потёмках своё великое дело делал.

(М.А. Шолохов. «Судьба человека»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое обозначает «главная часть православного храма».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A) ...прослонялись мы в этой церкви,
    как овцы в тёмном котухе.
Б) ...да так, что я света не взвидел.
B) Он и в плену и в потёмках своё великое дело делал.

1)  фразеологизм
2)  эпитет
3)  гипербола
4)  сравнение


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, почему герой-рассказчик подумал, что доктор «и в плену и в по темках своё великое дело делал».

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему значения родины в жизни человека? Чему именно научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.


ВАРИАНТ 8


1.Как называется торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо историческое событие или героя?

2.Назовите термин, которым обозначается вымышленное имя, используемое автором вместо настоящего.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Россия
(1)Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

(2)Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои.
Твои мне песни ветровые -—
Как слёзы первые любви!

(З)Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

(4)Пускай заманит и обманет, —
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

(5)Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

(6)И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

(А.А. Блок)

3.Выпишите из текста устаревшее слово, которое означает «платок».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A) Россия, нищая Россия...
Б) Твои мне песни ветровые -
     Как слёзы первые любви!
B) И лишь забота затуманит
     Твои прекрасные черты...

1)  сравнение
2)  метафора
3)  лексический повтор
4)  антитеза


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, как раскрывается тема любви к родной земле в стихотворении А.А. Блока.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему свободы? Чему именно научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.



ВАРИАНТ 9

1.Как называется повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность?

2.Каким литературным термином называется то, о чем говорится в произведении, круг жизненных явлений, изображённых в нём?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит ещё желанье,
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

(А.С. Пушкин)

3.Выпишите из текста устаревшее слово, которое означает «проснуться».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A) Но в нас горит ещё желанье...
Б) Исчезли юные забавы,
     Как сон, как утренний туман.
B) Россия вспрянет ото сна...

1)  метонимия
2)  фразеологизм
3)  метафора
4)  сравнение


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, почему стихотворение А.С. Пушкина можно отнести к гражданской лирике.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему верности и измены? Чему именно научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.




ВАРИАНТ 10

1.Каким термином обозначается изображение картин природы в художественном произведении?

2.Назовите термин, которым обозначается группа стихов (строк), составляющих единство.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст


Вдруг увидел я что-то чёрное.

— Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?

Ямщик стал всматриваться.

— А Бог знает, барин, — сказал он, садясь на своё место, — воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек.

Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.

— Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?

— Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе, — отвечал дорожный, — да что толку?

— Послушай, мужичок, — сказал я ему, — знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега?

— Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк. Да, вишь, какая погода: как раз собьёшься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдём дорогу по звёздам.

Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя Божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава Богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай».

— А почему ехать мне вправо? — спросил ямщик с неудовольствием. — Где ты видишь дорогу? Небось: лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. — Ямщик казался мне прав.

«В самом деле, — сказал я, — почему думаешь ты, что жило недалече?» — «А потому, что ветер оттоле потянул, — отвечал дорожный, — и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко». Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента устаревшее слово, которое означает «возница, кучер на почтовых лошадях».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A) ...исхожена и изъезжена вдоль и поперёк.
Б) Это похоже было на плавание судна по бурному морю.
B) Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал,
     убаюканный пением бури и качкою тихой езды.

1)  гипербола
2)  сравнение
3)  метафора
4)  фразеологизм


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, какие качества дорожного поразили героя-рассказчика.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему нравственного выбора человека? Чему именно научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.





ВАРИАНТ 11

1.Каким термином обозначается один из элементов сюжета, событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях?

2.Назовите термин, которым обозначается трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Всё-таки у меня это хорошо выходит. Я хочу сказать, что я могу наворачивать что попало старику Спенсеру, а сам в это время думаю про уток. Занятно выходит. Но, когда разговариваешь с преподавателем, думать вообще не надо. И вдруг он меня перебил. Он всегда перебивает.

— Скажи, а что ты по этому поводу думаешь, мой мальчик? Интересно было бы знать. Весьма интересно.

— Это насчёт того, что меня вытурили из Пэнси? — спрашиваю. Хоть бы он запахнул свой дурацкий халат. Смотреть неприятно.

— Если я не ошибаюсь, у тебя были те же затруднения и в Хуттонской школе, и в Элктон-хилле?

Он это сказал не только ядовито, но и как-то противно.

— Никаких затруднений в Элктон-хилле у меня не было, — говорю. — Я не проваливался, ничего такого. Просто ушёл — и всё.

— Разреши спросить — почему?

— Почему? Да это длинная история, сэр. Всё это вообще довольно сложно. 

Ужасно не хотелось рассказывать ему — что да как. Всё равно он бы ничего не понял. Не по его это части. А ушёл я из Элктон-хилла главным образом потому, что там была одна сплошная липа. Всё делалось напоказ — не продохнёшь. Например, их директор, мистер Хаас. Такого подлого притворщика я в жизни не встречал. В десять раз хуже старика Термера. По воскресеньям, например, этот Хаас ходил и жал ручки всем родителям, которые приезжали. И до того мил, до того вежлив — просто картинка. Но не со всеми он одинаково здоровался -— у некоторых ребят родители были попроще, победнее. Вы бы посмотрели, как он, например, здоровался с родителями моего соседа по комнате. Понимаете, если у кого мать толстая или смешно одета, а отец ходит в костюме с ужасно высокими плечами и башмаки на нём старомодные, чёрные с белым, тут этот самый Хаас только протягивал им два пальца и притворно улыбался, а потом как начнёт разговаривать с другими родителями — полчаса разливается! Не выношу я этого. Злость берёт. Так злюсь, что с ума можно спятить. Ненавижу я этот проклятый Элктон-хилл.

Старый Спенсер меня спросил о чём-то, но я не расслышал. Я всё думал об этом подлом Хаасе.

(Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента просторечное слово, которое означает «что-то ненастоящее, поддельное».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A) ...а потом как начнёт разговаривать с другими
    родителями — полчаса разливается!
Б) Так злюсь, что с ума можно спятить.
B) Хоть бы он запахнул свой дурацкий халат.

1)  сравнение
2)  эпитет
3)  метафора
4)  фразеологизм


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, почему герой-рассказчик принял решение уйти из Элктон-хилла.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

В каком литературном произведении, рассмотренном в этом году на уроках или прочитанном самостоятельно, обличаются пороки, присущие героям? Что именно высмеивается автором? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.




6. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему становления человека, осознания им жизненных ценностей? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя