СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР за 6 класс по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 СБОРНИК из 10 ВАРИАНТОВ с КЛЮЧАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ К ДЕМОВЕРСИИ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВПР за 6 класс по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 СБОРНИК из 10 ВАРИАНТОВ с КЛЮЧАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ К ДЕМОВЕРСИИ»

СБОРНИК 10 ВАРИАНТОВ

ВПР по ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс(материалы ФИОКО Образец проверочной работы по литературе 6 класс. 2025 г.)


Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха

ВАРИАНТ 1

1.Как называется основная мысль литературного произведения?

2.Как называется небольшое эпическое произведение, как правило, рассказывающее об одном герое и одном событии?

Прочитайте текст и выполните задания 3–5.

– Куда ты? – тревожно спросила Елизавета Ивановна. Мерцалов, взявшийся уже за ручку двери, обернулся.

– Всё равно, сидением ничего не поможешь, – хрипло ответил он. – Пойду ещё... Хоть милостыню попробую просить.

Выйдя на улицу, он пошёл бесцельно вперёд. Он ничего не искал, ни на что не надеялся. Он давно уже пережил то жгучее время бедности, когда мечтаешь найти на улице бумажник с деньгами или получить внезапно наследство от неизвестного троюродного дядюшки. Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.

Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два раза. Но в первый раз какой-то господин в енотовой шубе прочёл ему наставление, что надо работать, а не клянчить, а во второй – его обещали отправить в полицию.

Незаметно для себя Мерцалов очутился в центре города, у ограды густого общественного сада. Так как ему пришлось всё время идти в гору, то он запыхался и почувствовал усталость. Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип, занесённых снегом, спустился на низкую садовую скамейку.

Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.

А.И. Куприн. «Чудесный доктор»

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «деньги, которые подают нищему».

4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало…

Б) Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии.

В) Он давно уже пережил то жгучее время бедности, когда мечтаешь найти на улице бумажник с деньгами…

1) олицетворение 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 30 слов.

5.Объясните, почему автор называет душу Мерцалова «истерзанной».

Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

6. Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в прошлом году на уроках или читали самостоятельно, проявляют находчивость, смекалку. С кого из этих героев (героинь) Вы хотели бы брать пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.






Входная проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс(материалы ФИОКО Образец проверочной работы по литературе 6 класс. 2025 г.)


Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха

ВАРИАНТ 2

1.Как называется основная мысль литературного произведения?

2.Как называется небольшое эпическое произведение, как правило, рассказывающее об одном герое и одном событии?

Прочитайте текст и выполните задания 3–5.

Текст

Листок

1)Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.

2)У Чёрного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;

На ветвях зелёных качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

3)И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

4)Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».

(5)«На что мне тебя? – отвечает младая чинара,

– Ты пылен и жёлт – и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

М.Ю. Лермонтов

3.Выпишите из четвёртой строфы стихотворения слово, которое означает «чужак, нездешний человек».

4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) …увял я без сна и покоя…

Б) С ней шепчется ветер…

В) Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных.

1) олицетворение 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 30 слов.

5.Объясните, как антитеза (противопоставление) помогает воссоздать настроение стихотворения.

Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

6. Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в прошлом году на уроках или читали самостоятельно, проявляют находчивость, смекалку. С кого из этих героев (героинь) Вы хотели бы брать пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.


ВАРИАНТ 3

ВПР 2025 литература, 6 класс

1.Как называется жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, в котором повествование ведётся от лица героя-рассказчика — человека с особым характером и складом речи?

2.Назовите термин, которым обозначается двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

После полудня волны совсем улеглись, и отлив был такой сильный, что четверть мили до корабля я прошёл по сухому дну.

Тут снова у меня заныло сердце: мне стало ясно, что все мы теперь были бы живы, если бы не испугались бури и не покинули свой корабль. Нужно было только выждать, чтобы шторм прошёл, и мы благополучно добрались бы до берега, и я не был бы теперь вынужден бедствовать в этой безлюдной пустыне.

При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна. Раздевшись, я вошёл в воду и поплыл.

Но самое трудное было ещё впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твёрдой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.

(Д. Дефо. «Робинзон Крузо» )

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «неглубокое место в водном потоке».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) ...какие вещи испортились, а какие уцелели.
б) ...я не был бы теперь вынужден бедствовать
        в этой безлюдной пустыне.
b) удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!

1) фразеологизм
2) антонимы
3) гипербола
4) эпитет


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания - не менее 30 слов.

Объясните, в каких поступках Робинзона Крузо проявляются его сила воли и решительность.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, проявляют лицемерие, желание угодить тем, кто выше по положению. Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.


ВАРИАНТ 4



1.Как называется повествовательное сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, явлениях природы, богах и легендарных героях?

2.Как называется речь одного героя в произведении?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Дети долго разглядывали документы, шептались. Еле уловимый, но, видимо, горячий спор закончился тем, что мальчик нерешительно откашлялся и сказал:

— Вы должны передать эти документы нам. Пожалуйста.

—  То есть как это? — почти весело удивилась она. — Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам?

— Потому что у нас в школе организуется музей. Мы взяли торжественное обязательство к сорокалетию великой Победы.

— Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

— А зачем нам ваши копии? — с вызывающей агрессией вклинилась вдруг звеньевая, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос десятилетней девочки. — Нет, это даже очень интересно! Ведь копии — это же так просто, это же бумажка. В копии я могу написать, что моя бабушка — героиня «Молодой гвардии», ну и что? Возьмёт такую копию музей?

— Не возьмёт. — Анне Федотовне очень не понравился этот вызывающий, полный непонятной для неё претензии тон. — И вы не берите. И, пожалуйста, верните мне все документы.

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

— Мальчик, поставь эту шкатулку в левый ящик комода. И плотно ящик задвинь. Плотно, чтобы я слышала.

Но слушала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. Это ведь была не детская безгрешная откровенность: её совсем не по-детски, а крепко, по-взрослому прижимали к стене, требуя отдать
её единственное сокровище.

(В.Л. Васильев. «Экспонат №...»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «руководитель небольшой группы пионерской ячейки в классе».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) ...горячий спор...
б) и плотно ящик задвинь.
     плотно, чтобы я слышала.
b) ...разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

1) гипербола
2) лексический повтор
3) эпитет
4) метафора


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания - не менее 30 слов.

Объясните, почему Анна Федотовна отказалась отдать письма и похоронку в школьный музей.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

Вспомните, какие произведения зарубежных писателей вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какое произведение произвело на вас впечатление? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.


ВАРИАНТ 5

1.Как называется повторение определённого слова или каких-либо отдельных звуков в начале нескольких строф или стихов?

2.Как называется изображение внешности героя?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

(1)Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под берёзами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.

(2)Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.

(3)Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

(Е. А. Евтушенко)

3.Выпишите из третьей строфы стихотворения слово, которое означает «умирать, погибать».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) пусть вам ответят ваши сны...
б) ...ты спишь, нью-йорк, ты спишь, париж.
b) ...на землю грустную свою.

1) эпитет
2) олицетворение
3) гипербола
4) метонимия


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания - не менее 30 слов.

Объясните, с какой целью Е. А. Евтушенко использует в своём стихотворении лексический повтор «хотят ли русские войны».

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

Вспомните, какие произведения писателей-фантастов вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Чем интересны фантастические произведения? Какое из них произвело на вас впечатление и почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.


ВАРИАНТ 6


1.Как называется стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом?

2.Назовите термин, которым обозначается трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошёл к Елизавете Ивановне. Она даже не подняла головы при его приближении.

— Ну, полно, полно, голубушка, — заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине. — Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную.

И точно так же, как недавно в саду, что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе, заставило Елизавету Ивановну мигом подняться с постели и беспрекословно исполнить всё, что говорил доктор. Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям. Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом... Немного погодя явился и Мерцалов. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

— Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку... давайте через два часа по чайной ложке. Это вызовет у малютки отхаркивание... Продолжайте согревающий компресс... Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас же предупрежу. Затем прощайте, господа! Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом.

(А.И. Куприн. «Чудесный доктор»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «повязка, смоченная водой или лекарственным раствором».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) и точно так же, как недавно в саду,
    что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе,
    заставило елизавету ивановну мигом подняться с постели
    и беспрекословно исполнить всё...
б) это дельный врач и хороший человек.
b) ...а главное — не падайте никогда духом.

1) фразеологизм
2) сравнение
3) метафора
4) эпитет


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания - не менее 30 слов.

Объясните, почему герой-рассказчик называет профессора Пирогова «чудесным доктором».

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений; которые вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, проявляют жестокость по отношению к другим людям. Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.


ВАРИАНТ 7

1.Как называется цепь событий, изображённых автором в литературном произведении?

2.Назовите термин, которым обозначается чрезмерное преувеличение свойств изображаемого.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

(1)Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...

(2)На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

(З)Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.

(4)В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...

(Ф.И. Тютчев)

3.Выпишите из третьей строфы стихотворения слово, которое означает «лёгкое волнение на водоёме после прекращения действия ветра».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) чуткие звёзды глядят с высоты.
б) весь, как во сне, я потерян стою...
b) всю потопил бы я душу свою...

1) антитеза
2) эпитет
3) метафора
4) сравнение


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания - не менее 30 слов.

Объясните, как эпитеты (образные определения) передают восхищение морской пучиной.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

Вспомните, о каких героях (героинях) литературных произведений, которые вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, можно сказать, что их профессия — это призвание. Почему? С кого из них вы хотели бы брать пример? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.





ВАРИАНТ 8

1.Как называется острое столкновение противоположных мнений, мировоззрений и позиций действующих лиц в художественном произведении?

2.Как называется трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнёт голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, внимательно и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и отфыркивалась. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти чёрной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали.

(И.С. Тургенев. «Бежин луг»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «глубокая непроглядная тьма».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) ...острые, длинные тени...
б) ...мрак боролся со светом.
b) ...длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса.

1) эпитет
2) сравнение
3) аллегория
4) метафора


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания - не менее 30 слов.

Объясните, с какой целью И. С. Тургенев включил в своё произведение «Бежин луг» описание ночи.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

Вспомните, какие стихотворения о Великой Отечественной войне вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какое стихотворение вам запомнилось больше всего? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.



ВАРИАНТ 9

1.Как называется произведение древнерусской литературы, которое представляет собой описание событий по годам?

2.Назовите термин, обозначающий основную мысль художественного произведения.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Парус
(1)Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

(2)Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

(З)Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

(М.Ю. Лермонтов)

3.Выпишите из третьей строфы стихотворения слово, которое означает «светло-синий цвет, синева».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) что ищет он в стране далёкой?
     что кинул он в краю родном?..
б) играют волны...
b) над ним луч солнца золотой...

1) олицетворение
2) антитеза
3) эпитет
4) гипербола


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания - не менее 30 слов.

Объясните, какую роль играет антитеза в стихотворении М. Ю. Лермонтова.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

Вспомните, какие стихотворения о природе вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какое стихотворение о природе больше всего запомнилось? Как изображаются в нём человек и природа? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.



ВАРИАНТ 10

1.Как называются песни, которые исполнялись во время масленицы, сбора урожая и других праздневств и являлись необходимой их частью?

2.Как называется средство художественной выразительности, основанное на перенесении человеческих качеств на неодушевлённые предметы и явления?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Зимняя дорога
(1)Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печально свет она.

(2)По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

(З)Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

(4)Ни огня, ни чёрной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне...

(А.С. Пушкин)

 

3.Выпишите из четвёртой строфы стихотворения слово, которое означает «выкрашенный чёрно-белыми полосами дорожный столб».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) сквозь волнистые туманы...
б) пробирается луна...
b) ...тройка борзая бежит...

1) метонимия
2) антитеза
3) олицетворение
4) эпитет


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания - не менее 30 слов.

Объясните, какую роль играют эпитеты в стихотворении А. С. Пушкина.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

Вспомните, какие произведения, относящиеся к героическому эпосу, вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Кто из героев этих произведений вам больше всего запомнился? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.



ВАРИАНТ 11

1.Как называется жанр эпического произведения, большего по охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньшего, чем роман?

2.Назовите термин, которым обозначается противопоставление образов или понятии в художественном произведении.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Один раз я на неё рассердился. Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

— Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, — сказала maman.

Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.

После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слёз. — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

— Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

(Л.Н. Толстой. «Детство»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента устаревшее слово, которое означает «просторная парадная комната».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) наталья савишна, просто наталья
     говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу
     мокрой скатертью, как дворового мальчишку.
б) когда наталья савишна увидала,
     что я распустил слюни, она тотчас же убежала...
b) ...я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том,
       как бы отплатить дерзкой наталье
       за нанесённое мне оскорбление.

1) эпитет
2) сравнение
3) олицетворение
4) фразеологизм



5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания - не менее 30 слов.

Объясните, почему у героя чувство злости переросло в чувства «любви и стыда».

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, испытывают чувство неловкости, смущения. Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя