СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сборник 10 вариантов
ВПР по ЛИТЕРАТУРЕ 5 класс
(материалы ФИОКО ВАРИАНТЫ 1 и 2 - образцы проверочной работы по литературе 5 класс. 2025 г.)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 1
1.Как называется действующее лицо литературного произведения?
2. Назовите термин, которым обозначаются литературные нестихотворные произведения.
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
– Боже мой! – прервала барыня, – да она премиленькая собачка! Велите её привести. Давно она у него? Как же я это её не видала до сих пор?.. Велите её привести.
Приживалка тотчас порхнула в переднюю.
– Человек, человек! – закричала она, – приведите поскорей Муму! Она в палисаднике.
– А её Муму зовут, – промолвила барыня, – очень хорошее имя.
– Ах, очень-с! – возразила приживалка.
– Скорей, Степан! Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась во все лопаткик Герасиму, который в то время у кухни выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан. Степан побежал за ней вслед, начал ловить её у самых ног её хозяина; но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увёртывалась. Герасим смотрел с усмешкой на всю эту возню; наконец Степан с досадой приподнялся и поспешно растолковал ему знаками, что барыня, мол, требует твою собаку к себе. Герасим немного изумился, однако подозвал Муму, поднял её с земли и передал Степану. Степан принёс её в гостиную и поставил на паркет. Барыня начала её ласковым голосом подзывать к себе. Муму, отроду ещё не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но, оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене. (И.С. Тургенев «Муму» к Герасиму, который в то время у кухни выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан. Степан побежал за ней вслед, начал ловить её у самых ног её хозяина; но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увёртывалась. Герасим смотрел с усмешкой на всю эту возню; наконец Степан с досадой приподнялся и поспешно растолковал ему знаками, что барыня, мол, требует твою собаку к себе. Герасим немного изумился, однако подозвал Муму, поднял её с земли и передал Степану. Степан принёс её в гостиную и поставил на паркет. Барыня начала её ласковым голосом подзывать к себе. Муму, отроду ещё не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но, оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене. И.С. Тургенев. «Муму»
3.Выпишите из приведенного фрагмента слово, которое означает «часть дома, предназначенная для жилья».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Муму, отроду ещё не бывавшая в таких великолепных покоях… Б) …выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан. В) Приживалка тотчас порхнула в переднюю. | 1) аллегория 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
|
|
|
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 20 слов
5. Объясните, почему Степан назван автором «услужливым».
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
6. Вспомните, какие добрые поступки совершали герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в прошлом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого героя (какой героини) произвёл на Вас самое большое впечатление? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ВАРИАНТ 2
1.Как называется действующее лицо литературного произведения?
2. Назовите термин, которым обозначаются литературные нестихотворные произведения.
(блок 3–5)
1) Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
2)Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
3)Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
4)Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
5)Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(А.С.Пушкин)
3. Выпишите из первой строфы стихотворения слово, которое означает «блаженство, приятное состояние».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела Б) …вьюга злилась… В) Звездою севера явись! | 1) олицетворение 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
|
|
|
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текстстихотворения. Объём высказывания – не менее 20 слов
5. Объясните значение повторяющегося эпитета в пятой строфе. Какое настроение выражено с его помощью?
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
6. Вспомните, какие добрые поступки совершали герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в прошлом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого героя (какой героини) произвёл на Вас самое большое впечатление? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбран
ного Вами произведения.
ВАРИАНТ 3
Прочитайте текст и выполните задания 3-5.
Текст
Том вручил ему кисть с видимой неохотой, но с тайным восторгом в душе. И пока Бен трудился и потел на припёке, отставной художник сидел рядом в холодке на каком-то бочонке, болтал ногами, грыз яблоко и расставлял сети для других простаков. В простаках недостатка не было: мальчишки то и дело подходили к забору — подходили зубоскалить, а оставались белить. К тому времени, как Бен выбился из сил, Том уже продал вторую очередь Билли Фишеру за совсем нового бумажного змея; а когда и Фишер устал, его сменил Джонни Миллер, и так далее, и так далее, час за часом. К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши. Он приятно и весело провёл время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя извёстки! Если бы извёстка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.
Том сказал себе, что, в сущности, жизнь не так уж пуста и ничтожна. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы человек или мальчик страстно захотел обладать какой-нибудь вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее. Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что работа есть то, что мы обязаны делать, а игра есть то, что мы не обязаны делать. И это помогло бы ему уразуметь, почему изготовлять бумажные цветы или, например, вертеть мельницу — работа, а сбивать кегли и восходить на Монблан — удовольствие. Некоторое время Том не двигался с места; он размышлял над той существенной переменой, какая произошла в его жизни, а потом направил свои стопы в главный штаб — рапортовать об окончании работы.
(М. Твен. «Приключения Тома Сойера» )
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое обозначает «насмехаться над кем-то, шутить».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
примеры | средства художественной выразительности |
A) Том сказал себе, что, в сущности, | 1) антитеза |
5. Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания - не менее 20 слов.
Объясните, чем, по мнению М. Твена, различаются труд и удовольствие.
6. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
Вспомните, какие произведения о природе и животных вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какое произведение о природе и животных вам больше всего запомнилось? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.
ВАРИАНТ 4
Прочитайте текст и выполните задания 3-5. Журавли (2)Они до сей поры с времён тех дальних (3)Сегодня, предвечернею порою, (4)Они летят, свершают путь свой длинный (5)Летит, летит по небу клин усталый — (6)Настанет день, и с журавлиной стаей (Р. Гамзатов) | ||||
3.Выпишите из четвёртой строфы стихотворения Р. Гамзатова слово, которое означает «громко звать». | ||||
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ||||
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания - не менее 20 слов. Напишите, символом чего являются журавли в стихотворении Р. Гамзатова. Почему именно этот образ использовал поэт в своём стихотворении? | ||||
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов. Вспомните, какие произведения о детстве вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какое произведение о детстве произвело на вас впечатление? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 5
Прочитайте текст и выполните задания 3-5. Мальчик брёл, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило — так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпать по ней руками, окунать в неё лицо. — Енисеюшко! Славный, хороший... — шмыгал Васютка носом и размазывал грязными, пропахшими дымом руками слёзы по лицу. От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой. Так же неожиданно Васютка очнулся, перестал шуметь и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти: вверх или вниз по Енисею? Место было незнакомое. Мальчик так ничего и не придумал. Обидно, конечно: может быть, дом близко, в нём мать, дедушка, отец, еды сколько хочешь, а тут сиди и жди, пока кто-нибудь проплывёт, а плавают в низовьях Енисея не часто. (В.П. Астафьев. «Васюткино озеро») | ||||
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «прийти в замешательство». | ||||
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ||||
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания - не менее 20 слов. Объясните, что помогло Васютке выжить в тайге. | ||||
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов. Вспомните, какие мужественные поступки совершали герои литературных произведений, которые вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого героя произвёл на вас большое впечатление? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 6
Прочитайте текст и выполните задания 3-5. Рассказ танкиста (2)Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, (З)Тут угадай-ка, за каким домишкой (4)Я знаю, где их пушка. Я разведал... (5)Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — (6)Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота (7)Я вытер пот. Душила гарь и копоть: (А. Т. Твардовский) | ||||
3.Выпишите из седьмой строфы стихотворения А. Т. Твардовского слово, которое означает «мальчик, подросток». | ||||
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ||||
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания - не менее 20 слов. Напишите, о чём заставило задуматься стихотворение А. Т. Твардовского. | ||||
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов. Вспомните, какие произведения зарубежных писателей вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какое произведение зарубежных писателей вам больше всего запомнилось? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 8
Прочитайте текст и выполните задания 3-5.
Текст
С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела её в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.
— Кусачка, пойди ко мне! — звала она к себе. — Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь?.. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!
Но Кусака не шла: боялась. И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
— Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?
Брови Лёли поднялись, и у самой у неё был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щёк, всё её молоденькое, наивно-прелестное личико.
И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят её или приласкают. Но её приласкали. Маленькая, тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.
(Л.Н. Андреев. «Кусака»)
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «трогая, теребя».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
примеры | средства художественной выразительности |
a) — я тебя люблю, кусачка, | 1) эпитет |
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания - не менее 20 слов.
Объясните, почему Кусака, несмотря на свой страх, доверилась Лёле.
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
Вспомните, какие басни вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какая басня вам больше всего понравилась? Какой вывод вы сделали для себя? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.
ВАРИАНТ 9
Прочитайте текст и выполните задания 3-5. (1)Помню — долгий зимний вечер, (2)«Дорогой мой, — шепчет мама. — (3)Позабудь, что воет вьюга, (4)Вспомни, как шумят берёзы, (5)И знакомому совету (6)Вместе с тихим сном сливалось (И. А. Бунин) | ||||
3.Выпишите из шестой строфы стихотворения И. А. Бунина слово, которое означает «мечты, видения». | ||||
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ||||
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания - не менее 20 слов. Какие детские воспоминания лирического героя отражены в данном стихотворении? Какую роль они играют? | ||||
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов. Вспомните, какие русские народные сказки вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какой сказочный герой вам больше всего понравился? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 10
Прочитайте текст и выполните задания 3-5. Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и учёной прачке, поручалось одно тонкое бельё), была женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой — предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та её почти в глаза не знала. (И. С. Тургенев. «Муму») | ||||
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «характер, духовные качества человека». | ||||
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ||||
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания - не менее 20 слов. Объясните, чем Татьяна понравилась Герасиму. | ||||
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов. Вспомните, какие стихотворения о Великой Отечественной войне вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какое стихотворение вам запомнилось больше всего? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 11
1.Как называется занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях? | ||||
2.Назовите термин, которым обозначается созвучие концовок стихотворных строк. | ||||
Прочитайте текст и выполните задания 3-5. Волк на псарне (И. А. Крылов) | ||||
3.Выпишите из басни И. А. Крылова слово, которое означает «согласие, мир, порядок». | ||||
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ||||
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания - не менее 20 слов. Какие исторические события легли в основу басни? Кого с помощью аллегории И. А. Крылов изобразил в образах Волка и Ловчего? | ||||
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов. Вспомните, какие литературные сказки вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Какая сказка вам больше всего понравилась? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ЗАДАНИЯ 1 (добавить в вариант)
ВПР 5 класс (задание 1), литература, 2025
1. Основные литературные понятия.
1.Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл?
2.Как называется меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения?
3. Как называются картины природы в художественном произведении?
4.Как называется написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания?
5.Как называется образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным?
6.Как называется совокупность преданий или сказаний различных народов, изображающих природу и весь окружающий древних людей мир?
7.Как называется короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения?
8.Как называется средство художественной выразительности, обозначающее чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета?
9.Как называется небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека?
10.Как называется занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях?
ЗАДАНИЯ 2 (добавить в вариант)
ВПР 5 класс (задание 2), литература, 2025
2. Основные литературные понятия.
1.Назовите термин, которым обозначается противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.
2.Назовите термин, которым обозначаются начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
3.Назовите термин, которым обозначается эпическое произведение, созданное на основе устного предания, сочетающего в себе рассказ о реальных людях и подлинных событиях с элементами фантастики.
4.Назовите термин, которым обозначается двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.
5.Назовите термин, которым обозначается вымышленное имя, используемое автором вместо настоящего.
6.Назовите термин, которым обозначается иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
7.Назовите термин, которым обозначается основная мысль художественного произведения.
8. Назовите термин, которым обозначается ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
9.Назовите термин, которым обозначается краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.
10.Назовите термин, которым обозначается созвучие концовок стихотворных строк
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ демоверсии ВПР
При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки не учитываются.
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 2 и 3 оценивается 1 баллом. Правильный ответ на задание 4 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе не указана одна необходимая цифра или указана лишняя цифра), выставляется 1 балл; если в ответе допущено две ошибки и более, то выставляется 0 баллов.
6. Вспомните, какие добрые поступки совершали герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого героя (какой героини) произвёл на Вас самое большое впечатление? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения
Электронная тетрадь по русской...
За страницами учебника. Литература....
Занимательная теория литературы
Великие русские писатели и поэты
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Электронная тетрадь по русской...
© 2025, Селиверстова Виктория Викторовна 39006 2199
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы