ВПР. Биология. 6 класс. Образец
Проверочная работа по БИОЛОГИИ
6 КЛАСС
Образец
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения, животные.
А. _____________________________ Б. _____________________________
В. _____________________________ Г. _____________________________
1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ. __________________________________________________________________________
2.1. Рассмотрите изображение микроскопа (рис. 1). Что обозначено на рисунке буквой А?
Ответ: _______________________________________
2.2. Какую роль играет эта часть микроскопа при работе с ним?
A
Ответ: _______________________________________ _____________________________________________
Рис. 1
2.3. Ольга рассмотрела кожицу листа одуванчика под микроскопом и сделала рисунок (рис. 2). Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
Ответ: _________________________________________
2.4. Рисунок 2 был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
Ответ: _________________________________________
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Строение клетки
Клетка имеет две обязательные части: клеточную мембрану, _______(А) и генетический аппарат. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется _______(Б). Для растительных клеток важнейшее значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, − _______(В).
Список слов:
хлоропласт
цитоплазма
жгутик
ядро
митохондрия
вакуоль
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
В изображённом на рисунке опыте экспериментатор прикасается острым предметом к телу гидры – кишечнополостного животного.
Какое изменение произошло с телом гидры?
Ответ: __________________________________________________________________________
Какое свойство организмов иллюстрирует этот опыт?
Ответ: __________________________________________________________________________
Какие клетки животного обеспечивают данное свойство?
Ответ: __________________________________________________________________________
Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.
Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Ответ: __________________________________________________________________________
Назовите клетку, которая образуется в завязи.
Ответ: __________________________________________________________________________ Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов:
Покрытосеменные (цветковые)
Ромашка аптечная Ромашка аптечная
Ромашки
Растения
На графике показан рост древесного растения умеренного климата в течение нескольких лет.

Время,годы
Определите максимальную высоту растения на третий год жизни.
Ответ: __________________________________________________________________________
Как можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда его рост в высоту резко замедлялся?
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых стакана, в которых было немного воды, положил в каждый по 15 семян гороха, причём в один он насыпал немного земли (рис. 1). Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней Сергей наблюдал следующую картину (рис. 2).
На момент начала опыта Через несколько дней после начала опыта
Рис. 1 Рис. 2
Влияние какого условия на прорастание семян изучал Сергей?
Ответ: __________________________________________________________________________
Используя рисунки, сформулируйте вывод о влиянии этого условия на прорастание семян.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Какое из условий опыта, проведённого Сергеем, является необходимым для прорастания семян? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
9.1. Опишите особенности растений агавы и фиалки, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
Условные обозначения:
сухая земля | увлажнённая земля | постоянно влажная земля | вода в поддоне | выносливое | капризное |
Выносливость 3) Требуемый
режим полива
прямые лучи | рассеянный свет | полутень | тень | комнатная температура | регулярное опрыскивание |
Требуемая 4) Отношение влажность к свету воздуха
и температура
Характеристики:
1) 2) 3) 4) 1) 2) 3) 4)
|
|
Агава: ____________________________________ ______________________________________ ____________________________________ ______________________________________ ____________________________________ ______________________________________ ____________________________________ __________________________________________ | Фиалка: ____________________________________ ______________________________________ ____________________________________ ______________________________________ ____________________________________ ______________________________________ ____________________________________ ______________________________________ |
9.2. По каким из приведённых в описании позиций эти растения имеют одинаковые характеристики?
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Рассмотрите изображения животных: майский жук, крот, гребешок. Подпишите их названия под изображениями.
Под каждым названием подпишите название среды обитания взрослой формы животного:
наземно-воздушная, водная, почвенная.
Рассмотрите схему, отражающую развитие животного мира Земли.
– Простейшие
– Кишечнополостные
– Плоские черви
– Кольчатые черви
– Моллюски
– Ракообразные
– Насекомые 8 – Иглокожие
– Рыбы
– Земноводные
– Пресмыкающиеся
– Птицы
– Млекопитающие
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях животных? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Майский жук | Крот | Гребешок |
| | |
10.3. Какое из этих животных относят к позвоночным?
Ответ: _______________________________________
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, 5.3, 6, 7.1, 8.1, 10.2, 10.3 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на задание 3 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
1.1 | А – вирусы Б – растения В – животные Г – бактерии |
2.1 | зеркало |
2.2 | регулирование освещённости |
2.3 | устьице / замыкающие клетки |
2.4 | 400 |
3 | 241 |
4.1 | сжалось |
4.2 | раздражимость ИЛИ рефлекс |
4.3 | нервные клетки ИЛИ нейроны |
5.3 | яйцеклетка |
6 | царство – Растения отдел – Покрытосеменные (цветковые) род – Ромашки вид – Ромашка аптечная ИЛИ 4132 |
7.1 | 2,5 метра |
8.1 | наличие почвы |
10.2 | майский жук – 7 крот – 13 гребешок – 5 |
10.3 | крот |
1 1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: объект: вирус; объяснение, например: это неклеточная форма жизни | |
Правильно определён объект и дано объяснение | 1 |
Правильно определён объект, объяснение отсутствует. ИЛИ Объект определён неправильно / не определён, независимо от наличия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации