СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР за 10 класс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2025 3 ВАРИАНТА с КЛЮЧАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВПР за 10 класс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2025 3 ВАРИАНТА с КЛЮЧАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ»

ВПР РУССКИЙ ЯЗЫК

10 КЛАСС

2025

Пояснение к образцу проверочной работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку отводится два урока (не более 45 минут каждый). Работа состоит из двух частей и включает в себя 10 заданий. Задания частей 1 и 2 могут выполняться в один день с перерывом не менее 10 минут или в разные дни. На выполнение заданий каждой части отводится один урок (не более 45 минут). При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другим справочным материалом. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

ВАРИАНТ 1

Инструкция по выполнению заданий части 1 проверочной работы

На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку отводится один урок (не более 45 минут).

Часть 1 включает в себя 7 заданий. Ответы на задания запишите в работе на отведённых для этого строчках. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другим справочным материалом.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2.

(1)Вечером я оглянул сад. (2)Слева, у крыльца, могучая, старая ель была усыпана красивыми, неведомыми в наших местах птичками. (3)Сидя на ________________, одни похвалялись изящными оранжевыми сюртучками, другие посверкивали янтарными спинками. (4)И я странно долго верил этому райскому нашествию на бедный наш сад, пока не понял вдруг, что виной тому_________________солнце, упёршееся в ель своими медными лучами. (5)Это оно так сказочно расцветило воробьев, перелетевших на ель с кормушки.

(По Ю. Нагибину)


1.Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 3 синоним к слову «ель» из предложения 2. 

2.Подберите и запишите эпитет к слову «солнце» из предложения 4. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями. 

3.Поставьте знак ударения в следующих словах.

Кровоточить, проживший, осведомиться, начавший.

4.Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

виды речевых ошибок

примеры

А) речевая избыточность
Б) нарушение лексической сочетаемости
В) неправильное употребление фразеологического оборота

1) Я попытался рассмешить всех на вечеринке, но, кажется, сел в лужу.
2) Каждому десятому покупателю вручают бесплатный подарок.
3) Можно получить определённый набор товаров по максимально дешёвой цене.
4) Слово — дело великое, потому что словом можно как соединить людей, так их и разъединить.
5) В этом деле они играют главную скрипку.


5.Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении.

Начальство уважало мастера как исправного, трудолюбивого и положительного работника, в отличие от его сменщика Сидорова, к которому неоднократно применялись исправительные меры.

6.Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1) У ней сегодня был день рождения.
2) На компьютере, хранятся фотографии самых красивейших мест.
3) Несколько баклажанов достаточно для кабачковой икры.
4) Я мог затмить всех речью.

7.Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова.

Небольшая баш..нка, ум..лять о снисхождении, ч..столюбивые планы, сокр..щать программу, расст..лить скатерть, соб..рать цветы, г..ревший пламенем, предпол..гать ответ, доблес..ный воин, лесные трущ..бы, запас туш..нки, аппетитный хлеб..ц, зан..мательная история, непр..ступная крепость, мнение опп..нента.

8.Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1) Девушка интеллигентна и начита(н,нн)а.
2) Книга начита(н,нн)а для записи.
3) Они всматривались (в)даль туманную, тщетно стараясь разглядеть среди тёмных валов знакомые заплатанные паруса.
4) (Не)смотря на сильные дожди, все радовались наступившему теплу.
5) Небо (по)осеннему сизело, запеленатое в тучи.
6) (В)продолжение сорока минут я стоял у штурвала один, держа в руках бешено скачущую шхуну.
7) И ведь (то)же думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!
8) Он смотрел (в)даль, где за синею дымкой легкого тумана двигались на горизонте океанские валы.

Части речи
выделенного слова

Предложения
(для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное /
имя существительное с предлогом

 

Имя прилагательное

 

Наречие

 

Причастие

 

Предлог

 

Союз

 


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9–14.

(1)«Весна». (2)Так называется эта картина кз жизни русской деревни. (З)Банный день. (4)Молодая мать одевает дочку в предбаннике. (5) Чистота, здоровье, красота волнуют нас в этом правдивом обыденном моменте человеческого бытия. (6)Идёт синеватый дымок из бани, под ногами счастливой матери золотится солома, стынет в ведёрке вода из ручья, падает и тает редкий лопушистый снежок. (7)Многие знают эту картину. 

(8)Если кто-то запамятовал имя художника, назовём его: Аркадий Александрович Пластов - человек, чья судьба с первого до последнего часа жизни была связана с деревней Прислонихой, стоящей в полусотне вёрст от Симбирска - Ульяновска. (9)Прислониха - деревенька старинная. (10)Ей триста лет. (11)Стоит она, прислонившись к косогору, поросшему лесом. (12)Среди всех событий, пережитых деревней, главным надо считать рождение в тысяча восемьсот девяносто третьем году в семье Пластовых мальчика, для которого родная деревня стала судьбой, а для деревни он навсегда теперь - верный, преданный сын.

(13)Отец Аркадия был псаломщиком в местной церкви и очень хотел выучить мальчика на священника. (14)Но судьбу сына определила встреча с весёлыми «богомазами», приезжавшими подновлять церковь. (15)Вид красок и результаты работ мастеров поразили воображение подростка. (16) «Буду художником!» — решил он.

(17)И он художником стал. (18)Большим, знаменитым. (19)Получил много наград, звание академика, стал подлинно народным художником, бывал за границей, не переставая и там учиться, но часто искренне говорил: «Я всем обязан деревне». (20)Прислониха стала главным жизненным университетом Пластова. (21)Он знал быт крестьян и очень любил деревенских людей. (22)Начальные его работы - по большей части портреты крестьян. (23)Я много раз подолгу рассматривал в альбоме их лица: пахарь, пастух, кузнец, плотник, охотник, сторож, доярка... (24)Мы видим не просто людей в полушубках, в будничных линялых одеждах и в праздничных одеяньях. (25)Мы видим человеческие характеры, самые разные. (26)Ничто в работах художника не подсахарено: всюду жизнь, какой она и была. (27)Пластов дорожил этой жизнью. (28) Причастностью к ней. (29)Рассказывают: будучи в Венеции и восхищаясь её самобытностью, он доставал из кармана коробочку с сухой полынью и нюхал степную траву, поясняя с улыбкой: «Это чтобы своё не забыть».

(По В.М. Пескову)

9.Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

10.Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1) Картина (предложение 2) - изображение чего-нибудь в художественном произведении.
2) Семья (предложение 12) - группа живущих вместе близких родственников.
3) Работа (предложение 22) - служба, занятие как источник заработка.
4) Характер (предложение 25) - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
5) Жизнь (предложение 26) - деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях.

11.Определите логическую связь между предложениями 8 / 9, 10, 11, 12 / 20, 21, 22, 23, 24, 25.

1) тезис / доказательство / вывод
2) общая мысль / её конкретизация / аргумент
3) тезис / аргумент / контраргумент
4) общая мысль / причина / следствие

12.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.

13.Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Стилистический приём, деление фразы на несколько самостоятельных синтаксических отрезков»Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий – собственный. Запишите их. 

14.Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Родная деревня Прислониха стала главным жизненным университетом Пластова». 







ВАРИАНТ 2

1.  

(1)На расцвете жанра вестерна с лошадьми делали практически что угодно, ведь специально обученных животных и компьютерной графики тогда не было. (2)Многие лошади во время съемок получали увечья и погибали.

(3)После случая на съемках фильма «Атака легкой кавалерии» (1936), где пострадало 125 и погибло 25 животных, Конгресс США решил принять меры против ________ обращения с животными. (4)Но по-настоящему значимым стал случай на съемках «Джесси Джеймс. Герой вне времени» (1938), где двух лошадей буквально заставили спрыгнуть с обрыва. (5)Этот _______ всколыхнул общество  — в итоге появился свод правил по защите животных, в том числе и фраза «В ходе съемок ни одно животное не пострадало», которую стали добавлять в финальные титры.

Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 5 синоним к слову «случай» из предложения 4.

2.  

Подберите и запишите эпитет к слову «обращения» из предложения 3. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.

3

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Жалюзи, инженеры, звонишь, будьте добры.

4.  

Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

А)  речевая избыточность

Б)  нарушение лексической сочетаемости

В)  неправильное употребление фразеологического оборота

ПРИМЕРЫ

1)  Это вещество оказывает большой вред на растения.

2)  Первым лидирует норвежский велосипедист.

3)  В агентстве нам охотно предоставили необходимые сведения.

4)  Мы были невеждами в лингвистических вопросах.

5)  Делайте что хотите, а я вымываю руки.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

5.  

Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении.

 

Стартап всегда опирается на новые технологии.

6.  

Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

 

1)  Приходилось бойцам на земле спать, укрываясь шинелью.

2)  Измерительные приборы находились в четырёхстах метрах от вулкана.

3)  Не было у их в этом городе ни друзей, ни родных.

4)  Мои подруги вещи себе в торговом центре купляли.

7.  

Выпишите слова, в которых пропущена буква Ь.

 

Решаеш.. задачу, песок горяч.., красивая брош.., грамотная реч.., под..ездные пути, открой настеж.., много туч.., веселиш..ся от души, модный плащ..

8.  

Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

 

1)  На столе стоял букет полевых цветов в глиня(н/нн)ом кувшине.

2)  Мероприятия было организова(н/нн)о родителями выпускников.

3)  Сливаются оба голоса и уносятся (в)высь безоблачную к ослепительно сверкающему солнцу.

4)   Вы ошибаетесь, если воображаете себе женьшеневую плантацию (в)виде поляны.

5)  Она ещё раз что-то прокричала ему (в)догонку.

6)  Пожар начался (в)следствие неосторожного обращения с огнём.

7)  Здесь мало солнца, зато в таких дремучих уголках водятся соловьи.

8)  (На)лицо явное пренебрежение правилами безопасности.

 

Часть речи

выделенного слова

Предложения

(для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя

существительное /

имя

существительное

с предлогом


Имя

прилагательное


Наречие


Причастие


Предлог


Союз


9.  

(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.

(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.

(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.

— (13)Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.

— (15)А что?  — заинтересовался староста.

— (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт  — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет  — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело  — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?

(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»

(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.

(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (30)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.

(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.

(37)Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?

(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют в любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.

(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.

 

(По А. Дорохову*)

* Алексей Дорохов  — современный писатель.

Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

10.   Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

 

1)  Горячий (предложение 4)  — перен. Вспыльчивый, легко возбуждающийся. Г. характер. Горячая голова (о человеке, склонном к горячности; разг.).

2)  Дорогу (предложение 5)  — Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная д.

3)  Ничего (предложение 13)  — нареч. Довольно хорошо, сносно. Чувствует себя н. Живёт н. Он очень даже н. (совсем неплох). Обед получился н.

4)  Пробел (предложение 30)  — Незаполненное место в тексте, промежуток (между буквами, словами, строками). Оставить п.

5)  Правило (предложение 35)  — Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил.

11.  

Определите логическую связь между предложениями 32/33, 34

 

1)  тезис / доказательство

2)  общая мысль / её конкретизация

3)  тезис / аргумент / контраргумент

4)   причина / следствие

12.  

Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.

13.  

Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Изобразительно-выразительное средство лексики; образное или экспрессивное слово (сочетание слов) в синтаксической функции определения, обстоятельства или приложения.» Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий  — собственный. Запишите их.

14.  

Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера-иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Не хочешь быть "серым"  — выполняй правила».

КЛЮЧИ к ВАРИАНТУ 2



Задание 2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  подбор эпитета к указанному слову: неповторимое, неотразимое, грустное, неуловимое, скромное, магическое, мягкое и др.;

2)  объяснение выбора эпитета

 

K1

Распознавание средств художественной выразительности

 

 

Подобранное определение является эпитетом

1

Подобранное определение не является эпитетом.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Указание к оцениванию. Если обучающийся не подобрал эпитет или подобрал его неверно, то такое задание по критериям К2 и К3 оценивается 0 баллов



K2

Обоснование выбора

 

 

Объяснение выбора сформулировано

1

Объяснение выбора не сформулировано

0

K3

Логика ответа

 

 

Ответ логичен. Нарушений нет

1

Допущены нарушения в логике ответа

0

K4

Соблюдение норм современного русского литературного языка

 

 

Допущено не более одной орфографической, или пунктуационной, или речевой, или грамматической ошибки

1

Допущено две или более орфографических, или пунктуационных, или речевых, или грамматических ошибки

0

Максимальный балл

4

Подберите и запишите эпитет к слову «обращения» из предложения 3. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.

Пояснение.

Гибель животных во время съёмок говорит о бессердечном, жестоком и бесчеловечном отношении к ним. Поэтому именно эти эпитеты необходимы в тексте.

Задание 3

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0

Верно поставлено ударение только в трёх словах

1

Верно поставлено ударение во всех словах

2

Максимальный балл

2

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Жалюзи, инженеры, звонишь, будьте добры.

Пояснение.

Жалюзи́, инжене́ры, звони́шь, будьте добры́.

Задание 7

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1.  Распознавание орфограммы


Все выписанные слова содержат безударную чередующуюся гласную в корне слова

1

Допущена одна ошибка в выборе слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

2.  Соблюдение орфографических норм


Слова записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка в написании слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Выпишите слова, в которых пропущена буква Ь.

 

Решаеш.. задачу, песок горяч.., красивая брош.., грамотная реч.., под..ездные пути, открой настеж.., много туч.., веселиш..ся от души, модный плащ..

Пояснение.

Буква Ь после шипящих пишется в следующих словах.

Решаешь (глагол), брошь (сущ. 3 скл.), речь (сущ. 3 скл.), настежь (наречие), веселишься (глагол).

 

Ответ: решаешь, брошь, речь, настежь, веселишься.

Задание 8 (

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1.  Соблюдение орфографических норм


Предложения записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

2.  Распознавание частей речи


Верно определены части речи выделенных в предложениях слов, все предложения записаны в соответствующие ячейки таблицы

1

Допущена одна ошибка в определении частей речи или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

 

1)  На столе стоял букет полевых цветов в глиня(н/нн)ом кувшине.

2)  Мероприятия было организова(н/нн)о родителями выпускников.

3)  Сливаются оба голоса и уносятся (в)высь безоблачную к ослепительно сверкающему солнцу.

4)   Вы ошибаетесь, если воображаете себе женьшеневую плантацию (в)виде поляны.

5)  Она ещё раз что-то прокричала ему (в)догонку.

6)  Пожар начался (в)следствие неосторожного обращения с огнём.

7)  Здесь мало солнца, зато в таких дремучих уголках водятся соловьи.

8)  (На)лицо явное пренебрежение правилами безопасности.

 

Часть речи

выделенного слова

Предложения

(для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя

существительное /

имя

существительное

с предлогом


Имя

прилагательное


Наречие


Причастие


Предлог


Союз


Пояснение.

Установим соответствия:

 

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное / имя существительное с предлогом

3)  Сливаются оба голоса и уносятся в высь безоблачную к ослепительно сверкающему солнцу.

Имя прилагательное

1)  На столе стоял букет полевых цветов в глиняном кувшине..

Наречие

5)  Она ещё раз что-то прокричала ему вдогонку. 8)  Налицо явное пренебрежение правилами безопасности.

Причастие

2)  Мероприятия было организовано родителями выпускников.

Предлог

6)  Пожар начался вследствие неосторожного обращения с огнём. 4)  Вы ошибаетесь, если воображаете себе женьшеневую плантацию в виде поляны.

Союз

7)    Здесь мало солнца, зато в таких дремучих уголках водятся соловьи.

Задание 9

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Верно выписаны три ключевых слова и/или словосочетания

2

Верно выписаны два ключевых слова и/или словосочетания

1

Верно выписано одно ключевое слово или словосочетание.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

Пояснение.

Молодость, воспитанность, правила поведения.

Задание 12

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Основная проблема сформулирована верно

1

Основная проблема сформулирована неверно.

ИЛИ

Основная проблема не сформулирована

0

Максимальный балл

1

Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.

Пояснение.

Какова роль правил поведения в отношениях между людьми?

Задание 13

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1.  Распознавание средств художественной выразительности


Верно определён троп

1

Неверно определён троп.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

2.  Наличие примеров


Приведены три примера: два примера из текста, а третий  — собственный

3

Приведены два примера: один пример из текста, а другой — собственный

2

Приведён один пример: или из текста, или собственный.

ИЛИ

Приведены два примера из текста

1

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

4

Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Изобразительно-выразительное средство лексики; образное или экспрессивное слово (сочетание слов) в синтаксической функции определения, обстоятельства или приложения.» Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий  — собственный. Запишите их.

Пояснение.

Речь идет об эпитете.

«вежливо поздороваться», «грубых слов» и другие.

Задание 14

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два примера-иллюстрации из текста: «в обыкновенном узнано

необыкновенное, в обычном – очарование родного края» (предложение 14),

«из холопьего царства В. Поленов уходит в мягкий, прекрасный,

возвышающий мир природы» (предложение 23), «…чувствуются мягкие

элегические ноты, … есть ощущение уходящей в прошлое старины»

(предложение 1) и др.;

2) структурная связность, содержательная и смысловая цельность текста

 

K1

Наличие примеров-иллюстраций

 

 

Подобраны два примера-иллюстрации

2

Подобран один пример-иллюстрация

1

Приведённые примеры не подтверждают тезис.

ИЛИ

Примеры-иллюстрации не приведены.

ИЛИ

Сочинение не написано

0

Указание к оцениванию. Если сочинение не написано, то всё задание оценивается 0 баллов.

Если приведённые примеры-иллюстрации не соответствуют тезису или примеры-иллюстрации не приведены, то по критерию К2 не может быть выставлено больше 1 балла




K2

Связность текста

 

 

Ответ характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логических ошибок нет

2

Ответ характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка

1

В ответе отсутствует смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, допущены логические ошибки

0

K3

Соблюдение норм современного русского литературного языка

 

 

Допущено не более одной орфографической, или пунктуационной, или речевой, или грамматической ошибки

1

Допущено две или более орфографических, или пунктуационных, или речевых, или грамматических ошибки

0

Максимальный балл

5

Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера-иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Не хочешь быть "серым"  — выполняй правила».

Пояснение.

(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным.

(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.

— (13)Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого. ...понял, что стряпуха по-своему совершенно права.

 

(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.














ВАРИАНТ 3

1.  

(1)Устройства, являющиеся повседневным предметом жизни любого подростка (да и не только подростка), а именно современные наушники-«капельки», в виде идеи появились в известнейшей книге фантаста Рэя Брэдбери  — «451 градус по Фаренгейту». (2)В главе «Очаг и саламандра» он так описал современный ______: «В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», _______ , с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков  — музыка и голоса, музыка и голоса  — волнами омывает берега ее бодрствующего мозга«. (3)Роман был написан писателем в 1950 году, а впервые увидел свет в 1953; от «головных микрофонов» (наушников того времени) до описанных было очень далеко.

Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 2 синоним-неологизм к слову «устройства» из предложения 1.

2.  

Подберите и запишите эпитет к слову «Ракушки» из предложения 2. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.

3.  

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Баловать, подолгу, поднятый, торты.

4.  

Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

А)  лексическая несочетаемость

Б)  неверное использование фразеологизма

В)  употребление слова в несвойственном ему значении

ПРИМЕРЫ

1)  В процессе подготовки к соревнованиям особое значение следует уделять дозированию нагрузки на организм.

2)  Одним из самых известных потомков современных кенгуру был вымерший 15 миллионов лет назад представитель доисторической фауны Земли, названный учёными протокоптодонтом.

3)  Документы нужно было представить не позднее чем через неделю.

4)   Название растения вертелось у меня на уме, я мучительно напрягал память, но не мог вспомнить.

5)   Жили Елисеевы на широкую ногу, одна только обстановка квартиры чего стоила.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

5.  

Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении.

Здесь вижу двух озер лазурные равнины, где парус рыбаря белеет иногда.

6.  

Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1)  Очень неловко подскользнувшись на льду, я попал в травматологию.

2)  Все млекопитающиеся кормят детёнышей молоком.

3)  Яслей рядом не было, пришлось искать няню для малыша.

4)  Здоровые дёсны  — крепкие зубы!

7.  

Выпишите слова, в которых пропущена гласная буква в суффиксе слова.

Потухшей свеч..й, размеж..вывать территорию, вчерашняя ноч..вка, сладкая сгущ..нка, улич..нный в измене, резиновым мяч..м, тяж..лая ноша, звонкая пощ..чина, поч..тная грамота, плюш..вый медвеж..нок, свежим борщ..м, увитый плющ..м, прыж..к со склона.

8

Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1)  (За)тем белым вокзалом  — пустая площадь.

2)  Я удивился, что он уже идёт (на)встречу мне.

3)  Лёд (по)верху припорошило снегом

4)  Почему у тебя такие исцарапа(н, нн)ые руки?

5)  Краше(н, нн)ые хной волосы приобретают рыжий оттенок.

6)  Вы ошибаетесь, если воображаете себе женьшеневую плантацию (в)виде поляны.

7)  Эти низкие горницы сохранили то(же) расположение, что и при прежнем хозяине.

8)  (В)течение двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям.

 

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Местоимение /местоимение с предлогом


Имя прилагательное


Наречие


Причастие


Предлог


Союз


9.  

(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.

(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.

(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».

(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.

(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.

(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.

 

(по Д. С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

10.  

Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

 

1)  Сфера (предложение 1)  — Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).

2)  Степень (предложение 2)  — Мера, сравнительная величина чего-н. С. подготовленности. С. загрязнения.

3)  Нужда (предложение 18)  — ед. Недостаток в необходимом, бедность. Вырос в нужде.

4)  Черта (предложение 23)  — Страна, область. Тёплые края. В наших краях

5)  Очередь (предложение 28)  — Отдельный завершённый участок, часть в последовательном строительстве, сооружении чего-н. Первая о. метро. Новая о. строительства.

11.  

Определите логическую связь между предложениями 10/11,12

 

1)  тезис / доказательство

2)  общая мысль / её конкретизация

3)  следствие / причина

4)   причина / следствие

12.  

Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.

13.  

Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Изобразительно-выразительное средство лексики, в основе которого лежит перенос по сходству (аналогии, подобию). Является скрытым сравнением». Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий  — собственный. Запишите их.

14.  

Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера-иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Зло разъединяет, а добро объединяет».


КЛЮЧИ ВАРИАНТ 3


Задание 2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  подбор эпитета к указанному слову: неповторимое, неотразимое, грустное, неуловимое, скромное, магическое, мягкое и др.;

2)  объяснение выбора эпитета

 

K1

Распознавание средств художественной выразительности

 

 

Подобранное определение является эпитетом

1

Подобранное определение не является эпитетом.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Указание к оцениванию. Если обучающийся не подобрал эпитет или подобрал его неверно, то такое задание по критериям К2 и К3 оценивается 0 баллов



K2

Обоснование выбора

 

 

Объяснение выбора сформулировано

1

Объяснение выбора не сформулировано

0

K3

Логика ответа

 

 

Ответ логичен. Нарушений нет

1

Допущены нарушения в логике ответа

0

K4

Соблюдение норм современного русского литературного языка

 

 

Допущено не более одной орфографической, или пунктуационной, или речевой, или грамматической ошибки

1

Допущено две или более орфографических, или пунктуационных, или речевых, или грамматических ошибки

0

Максимальный балл

4

Подберите и запишите эпитет к слову «Ракушки» из предложения 2. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.

Пояснение.

Автор подчёркивает миниатюрность устройства, следовательно, искомый эпитет должен быть в одном ряду со словами «миниатюрный», «с напёрсток». Слова «маленький» или «небольшой» не несут в себе эмоциональной окраски, свойственной эпитету. Поэтому лучшее слово  — это крошечные (или крохотные).

 

Примечание редакции.

Непременно прочтите летом этот роман, если не читали. Подобных книг  — единицы. Кроме того, события, описываемые в романе, могут стать реальной опорой для аргументации в сочинении.

Задание 3

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0

Верно поставлено ударение только в трёх словах

1

Верно поставлено ударение во всех словах

2

Максимальный балл

2

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Баловать, подолгу, поднятый, торты.

Пояснение.

Балова́ть, подо́лгу, по́днятый, то́рты.

Задание 7

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1.  Распознавание орфограммы


Все выписанные слова содержат безударную чередующуюся гласную в корне слова

1

Допущена одна ошибка в выборе слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

2.  Соблюдение орфографических норм


Слова записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка в написании слова или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Выпишите слова, в которых пропущена гласная буква в суффиксе слова.

 

Потухшей свеч..й, размеж..вывать территорию, вчерашняя ноч..вка, сладкая сгущ..нка, улич..нный в измене, резиновым мяч..м, тяж..лая ноша, звонкая пощ..чина, поч..тная грамота, плюш..вый медвеж..нок, свежим борщ..м, увитый плющ..м, прыж..к со склона.

Пояснение.

Вставим пропущенные буквы и выделим части слова, в которых они пропущены.

 

Потухшей свечой

, размежёв

ывать территорию, вчерашняя ночёв

ка, сладкая сгущён

ка, уличённ

ый в измене, резиновым мячом

, звонкая пощёч

ина, почёт

ная грамота, плюшев

ый медвежонок

, свежим борщом

, увитый плющом

, прыжок

со склона.

 

Орфограмма в суффиксе находится в семи словах. Написание гласной буквы (о или ё) определяется следующими правилами:

а)  размежёвывать, ночёвка, сгущёнка, уличённый  — пишется е в словах, образованных от глагола (размежевать, ночевать, сгустить, уличить);

б)  плюшевый, медвежонок прыжок  — в суффиксах Им. сущ и Им. прил. после шипящих под ударением пишется о, без ударения е.

Задание 8

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1.  Соблюдение орфографических норм


Предложения записаны без ошибок

1

Допущена одна ошибка или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

2.  Распознавание частей речи


Верно определены части речи выделенных в предложениях слов, все предложения записаны в соответствующие ячейки таблицы

1

Допущена одна ошибка в определении частей речи или более.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

 

1)  (За)тем белым вокзалом  — пустая площадь.

2)  Я удивился, что он уже идёт (на)встречу мне.

3)  Лёд (по)верху припорошило снегом

4)  Почему у тебя такие исцарапа(н, нн)ые руки?

5)  Краше(н, нн)ые хной волосы приобретают рыжий оттенок.

6)  Вы ошибаетесь, если воображаете себе женьшеневую плантацию (в)виде поляны.

7)  Эти низкие горницы сохранили то(же) расположение, что и при прежнем хозяине.

8)  (В)течение двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям.

 

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Местоимение /местоимение с предлогом


Имя прилагательное


Наречие


Причастие


Предлог


Союз


Пояснение.

Установим соответствие.

 

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Местоимение /местоимение с предлогом

За тем белым вокзалом  — пустая площадь. Эти низкие горницы сохранили то же расположение, что и при прежнем хозяине.

Имя прилагательное

нет

Наречие

Я удивился, что он уже идёт навстречу мне. Лёд поверху припорошило снегом.

Причастие

Почему у тебя такие исцарапанные руки? Крашенные хной волосы приобретают рыжий оттенок.

Предлог

Вы ошибаетесь, если воображаете себе женьшеневую плантацию в виде поляны. В течение двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям.

Союз

нет

Задание 9

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Верно выписаны три ключевых слова и/или словосочетания

2

Верно выписаны два ключевых слова и/или словосочетания

1

Верно выписано одно ключевое слово или словосочетание.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

Пояснение.

Добро и зло; сфера добра; нравственные ценности.

Задание 12

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Основная проблема сформулирована верно

1

Основная проблема сформулирована неверно.

ИЛИ

Основная проблема не сформулирована

0

Максимальный балл

1

Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.

Пояснение.

Проблема роли добра и доброты в жизни человека и общества.

Задание 13

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1.  Распознавание средств художественной выразительности


Верно определён троп

1

Неверно определён троп.

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

2.  Наличие примеров


Приведены три примера: два примера из текста, а третий  — собственный

3

Приведены два примера: один пример из текста, а другой — собственный

2

Приведён один пример: или из текста, или собственный.

ИЛИ

Приведены два примера из текста

1

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

4

Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Изобразительно-выразительное средство лексики, в основе которого лежит перенос по сходству (аналогии, подобию). Является скрытым сравнением». Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий  — собственный. Запишите их.

Пояснение.

Речь идет о метафоре.

Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра и многие другие.

Задание 14

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два примера-иллюстрации из текста: «в обыкновенном узнано

необыкновенное, в обычном – очарование родного края» (предложение 14),

«из холопьего царства В. Поленов уходит в мягкий, прекрасный,

возвышающий мир природы» (предложение 23), «…чувствуются мягкие

элегические ноты, … есть ощущение уходящей в прошлое старины»

(предложение 1) и др.;

2) структурная связность, содержательная и смысловая цельность текста

 

K1

Наличие примеров-иллюстраций

 

 

Подобраны два примера-иллюстрации

2

Подобран один пример-иллюстрация

1

Приведённые примеры не подтверждают тезис.

ИЛИ

Примеры-иллюстрации не приведены.

ИЛИ

Сочинение не написано

0

Указание к оцениванию. Если сочинение не написано, то всё задание оценивается 0 баллов.

Если приведённые примеры-иллюстрации не соответствуют тезису или примеры-иллюстрации не приведены, то по критерию К2 не может быть выставлено больше 1 балла




K2

Связность текста

 

 

Ответ характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логических ошибок нет

2

Ответ характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка

1

В ответе отсутствует смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, допущены логические ошибки

0

K3

Соблюдение норм современного русского литературного языка

 

 

Допущено не более одной орфографической, или пунктуационной, или речевой, или грамматической ошибки

1

Допущено две или более орфографических, или пунктуационных, или речевых, или грамматических ошибки

0

Максимальный балл

5

Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера-иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Зло разъединяет, а добро объединяет».

Пояснение.

ПРедложения 4-17 содержат нужные примеры-иллюстрации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

14.04.2025 19:04
id55933554 @id55933554
Спасибо! Такая помощь большая
05.03.2025 19:26
Говядинова Елена Львовна @id93646806
Спасибо. К 1 варианту не нашла ключи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 3 секунд
Комплекты для работы учителя