СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Все народы воспевают мудрость старости"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Все народы воспевают мудрость старости"»

2


Разработка урока ИЗО в 4классе

по теме:"Все народы воспевают мудрость старости"

Цели урока:

  • дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни;

  • познакомить с произведениями великих художников;

  • воспитывать толерантное отношение к пожилым людям;

  • совершенствовать навыки рисования по представлению;

  • закрепить правила построения пропорций головы;

  • развивать воображение, творческое и композиционное мышление;

  • развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубиться в себя, осознание своих внутренних переживаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Тип опроса: индивидуально-фронтальный.

Оборудование урока:

Для учителя: мультемедийный комплекс, презентация:"Все народы воспевают мудрость старости"

Для учеников: альбом, карандаш; лист А4,тряпочка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

Показ презентации.

Учитель. Вспомните, над какой темой четверти мы работаем?

Учащиеся. «Искусство объединяет народы»

Учитель. Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

(Слайд2) В презентации показаны русские пословицы и поговорки:

  • И на старости не без радости.

  • Ребёнку дорог пряник, а старику – покой.

  • Не смейся над старым, и сам будешь стар.

  • От совета старых людей голова не болит.

  • Учат добру не дураки, а старики.

  • Молоденький умок старым умом крепится.

  • Уважай старика, сам стар будешь.

  • Хоть большая борода, да душа молода.

Учитель. Пословицы говорят о мудрости старости.

II.Работа по теме урока.

(Слайд3) Учитель. Над какой темой урока мы сегодня будем работать!

Ученики. Пожилые и старые люди.

Учитель. Тема нашего урока «Все народы воспевают мудрость старости".

Вводная беседа.

(Слайд4)Вглядись в их лица, вдумайся в характер, постарайся представить себе историю их жизни.

Старость — период жизни человека, характеризующийся ухудшением здоровья, затуханием функций организма.

(Слайд5)

Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. (из словаря Ожегова)

Учитель. Красота пожилого человека определяется не столько внешними чертами, сколько его духовным богатством, мудростью. Есть красота, которую видно сразу. Но есть более глубокое понимание красоты. Чтобы увидеть эту красоту, нужны сердечная чуткость и душевное усилие.

С возрастом в лице человека все яснее проступает красота иная – красота опыта прожитых лет, пережитых радостей, тревог и свершенных дел. Приходит высокая красота понимания других людей, мудрость души.

Возраст проявляет, обостряет в лице человека черты его характера и особенности судьбы.

(Слайд6) Ученик читает стихотворение. Р.Гамзатов

Я шагаю с дедушкой,

Думаю о том,

Что и я наверное,

каждому знаком


И с людьми здороваюсь,

Как большой в пути.

Хорошо мне за руку

С дедушкой идти!


Много знает дедушка

Былей-небылиц:

Про луну и солнышко,

Про зверей и птиц,

Я вопросы разные

Задаю ему:

-Где?

-Зачем7

-А скоро ли?

-Сколько?

-Почему?


Мне на все мой дедушка

Может дать ответ,

Хоть ему сто лет…

Учитель. Расскажи о близких людях, которые снисходительны к вашим шалостям и всегда могут дать мудрый совет.

(Слайд7-8)

Учитель. Художники всех стран в своих произведениях обращаются к теме старости. В своих произведениях они показывают общечеловеческие ценности присущие всем людям на Земле,- это красота и мудрость старости.

Рембрандта Харменса ван Рейна «Портрет старика в красном» (Голландия1606-1669)

Это трагическая повесть о нелегко прожитой жизни. Поток света выхватывает из темноты фигуру старика. Вглядитесь в выражение лица седая борода, нахмуренный лоб и взгляд темных глаз придают герою картины облик библейского мудреца.

Чуть согнутые плечи старика, натруженные руки с узловатыми венами рук. Они могут многое поведать о человеке.

(Слайд8) Работа с учебником

Леонардо да Винчи «Автопортрет» (Италия 1452-1519 )

По всей вероятности, Леонардо да Винчи было шестьдесят два года, когда он нарисовал автопортрет. Великий итальянских художник, смотрит с автопортрета решительно и пытливо. Среди мягких спадающих волос мастер резко и жёстко подчеркнул глаза, внимательно и требовательно смотрящие из-под бровей. Это гордый человек большой силы духа. Он сделал так много и все же осуществил так мало. На пороге старости он оказался без дома, без покровителя. Он был почти всеми забыт. Даже его образ сохранился только на этом единственном рисунке

(Слайд10)

Василий Тропинин (1776 – 1857) Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам и должен выявлять достоинства, а не недостатки человека. У художника есть ряд портретов с изображением пожилых людей. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Они вызывают щемящее чувство жалости, но в то же время создают ощущение покоя, смирения перед вечным, и, неизменным порядком бытия.

Анатолий Лапин «Конный двор»

Учитель. Попробуйте сами проанализировать картину А.Лапина. Что вы видите на картине? О чем думает пожилой человек? А вы похожи на своих бабушек и дедушек.

Ученики. (ответы учащихся.) Связь и преемственность поколений.

Учитель. Какими средствами пользовался художник, чтобы раскрыть красоту старости?

Ученики. (ответы учащихся.) Рембрант использовал свет. Глубиной света выделены лицо и руки модели. Художник изобразил внутреннюю умиротворенность, душевную гармонию, которая и является отражением пришедшей мудрости.

Леонардо да Винчи в своем автопортрете подчеркнул глаза, внимательно и требовательно смотрящие из-под бровей. Это гордый человек большой силы духа.

Тропинин своими работами вызывают щемящее чувство жалости, ощущение покоя, смирения перед вечным, и, неизменным порядком бытия.

Вывод: для всех народов являются общечеловеческими ценностью это уважение старших, пожилых людей и преклонение перед их мудростью.

Физкультминутка«Будем бабуле помогать».

(на первые две строчки дети хлопают в ладоши, а потом жестами показывают те действия, о которых говорится в рифмовке.)

Упражнение

Будем бабуле помогать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Бабулям надо помогать!

Чтобы чистым был наш дом,

Веником мы пол метем.

А теперь без суеты

Моем тряпкою поля.

Всю посуду перемоем,

Стол к обеду мы накроем.

Будем нашу бабушку ждать

И с улыбкою встречать.

III. Самостоятельная работа учащихся.

(Слайд11)

Задание: изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.

(Слайд12-24)

Учитель. Как нарисовать портрет?

  1. Вспомните образ бабушки или дедушки, характерный наклон головы или позу.

  2. Определитесь с размещением изображения на листе бумаге. (Лучше, если это будет поясной портрет или рисунок головы).

  3. Слабыми карандашными линиями намечаем общий размер головы и линию плеч.

  4. Вспомогательными, еле заметными линиями отметить на лице местоположение частей лица.

  5. Рисование глаз, рта, носа, ушей.

  6. Уточняем формы крупных деталей лица

  7. В пожилом возрасте острее обозначаются черты лица, резко выделяются кости черепа, кожа становится дряблой и обвисшей, испещрённой морщинами. Вокруг рта и носа, у глазничных впадин – складки.

  8. Рисуя волосы, надо помнить, что они лежат по форме головы.

  9. Возрастные особенности

Требования к работе:

1.Вертикальное расположение листа;

2.Соблюдение пропорций тела, лица;

3. Выразительность законченность;

4. Название работы.

(Слайд25)

Показ рисунков прошлых лет.

IV. Итог урока.

(Слайд26)

Продолжите предложение:

  • На уроке я узнал…

  • -Меня удивило…

  • -Я хочу сказать спасибо…

  • -Я хочу узнать больше …

Показ лучших портретов; анализ и оценка работ. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание : прочитать литературное произведения «Плач детей» Н. Некрасова, «Лебедушка» С.Есенина

Литература

  1. НеменскаяЛ,А. Изобразительное искусство. Каждый народ художник. 4 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений/_М:. Просвящение, 2011.

  2. Автор составитель Н.В. Лободина Изобразительное искусство.4 класс: поурочные планы по программе Неменского/:.Волгоград: Учитель,2006.

  3. Программа разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского.

Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://go.mail.ru/search

http://www.painter-pro.ru/

http://art-assorty.ru/

http://www.stormfront.org



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!