СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока для 3 класса по окружающему миру на тему "Всемирное наследие России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта технологическая карта урока поможет учителю в полной мере раскрыть обучающимся тайны "Всемирного наследия России"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 3 класса по окружающему миру на тему "Всемирное наследие России»

3 класс

УМК «Перспектива»

II полугодие

Окружающий мир

Технологическая карта № 10

Тема раздела

В поисках Всемирного наследия (8 часов)

Тема изучения

Всемирное наследие России (3 часов)

Цели


Сформировать представление об объектах Всемирного наследия России.

Ввести алгоритм оформления презентации объекта (предмета).

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы


Термины и понятия

Введение понятия «Всемирное наследие». Изучение объектов Всемирного культурного и природного наследия России. Оформление и представление презентации объекта культурного (природного) наследия.

Байкал, благословение, Всемирное наследие, Всемирное культурное наследие, Всемирное природное наследие,, духовный, историко-культурный памятник, кремль, кремлёвская стена, Московский Кремль, музей-заповедник, презентация, пресная вода, собор, целлюлозно-бумажный комбинат, шедевр.

Планируемый результат


Личностные умения

Метапредметные умения


Предметные умения


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России.

- интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света.

- осознание успешности при изучении темы.


Познавательные умения:

• раскрывать значение понятия «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «презентация», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре;

• определять:

- объекты Всемирного природного и культурного наследия планеты, включая Россию, и обосновывать свое мнение;

- историко - культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение;

- уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение;

использовать приобретенные знания для составления рассказа об уникальности озера Байкал.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

• Рассказывать:

- историю создания Списка Всемирного наследия;

- об объектах Всемирного наследия, сопровождая его презентацией;

- о Московском Кремле как воинской крепости, центре государственной власти, духовной святыне России;

- об уникальностях озера Байкал и его экологических проблемах.

• Оформлять список природного и культурного наследия своего края.

• Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия планеты, включая Россию.

Составлять и писать рассказ об уникальности озера Байкал.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Разделы «Книги – мои друзья», «Жизнь дана на добрые дела», «Великие русские писатели».

Русский язык

Темы «Текст», «Язык – главный помощник в общении», «Слово и его значение», Раздел «Состав слова».

Математика

Тема «Равные фигуры», «Числа от 100 до 1000», «Километр».

Технология

Раздел «Человек и земля», «Человек и вода».

Информационный материал

Учебник «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь № 2.

Демонстрационный материал

Физическая карта мира, политическая карта мира, значки (флажки) для обозначения объектов Всемирного наследия,

Музыкальное сопровождение: запись боя часов на Спасской башне, песня «Славное море, священный Байкал»,

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями

Презентации по теме изучения.


Фронтальная;

индивидуальная – ;

парная - ;

групповая - .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат


• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать желание установить уникальность озера Байкал.

Каникулы Ваня провела в Забайкалье. Он поделился впечатлениями с Аней: «Самое, самое уникальное озеро Байкал. Это Чудо света, его холодная вода, глубина, и красота дух захватывают. Столько рыбы разной, в сети попадаются тюлени, байкальская нерпа. Жалко их!».

Из рассказа Вани, переполненного эмоциями, Аня многое не поняла. Он говорил о поездке на озеро Байкал, но напевал песню «Славное море, священный Байкал...», твердил о Чудесах света, об уникальности этого места, говорил о знаменитых рыбах, которых ему жалко. Чем они «знамениты», он не пояснил. А ещё Ваня называл рыбой байкальскую нерпу и тюленя.

Ребята, можно ли по рассказу Вани утверждать, что Байкал уникальное озеро?

Школьники высказывает разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений, чтобы убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание определить уникальность озера Байкал, чтобы помочь Ване составить о нем рассказ, который поймет Аня?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание определять уникальность озера Байкал, чтобы помочь Ване составить о нём рассказ, который поймёт Аня.


II этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат



Блок А. Всемирное наследие

Цели:

• Стимулировать:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества.

• Актуализировать знания об охране природных и культурных объектах.

• Ввести:

- понятие «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «презентация»;

- алгоритм создания презентации.

• Научить:

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия и обосновывать свое мнение;

- рассказывать историю создания Списка Всемирного наследия;

- рассказывать об объектах Всемирного наследия, сопровождая его презентацией;

- оформлять список природного и культурного наследия своего края;

-рассказывать алгоритм презентации объекта культурного (природного) наследия;

- оформлять и представлять презентацию об объектах Всемирного наследия;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


Сообщение учителя сопровождается презентацией

На протяжении веков люди составляли различные списки чудес света, чтобы выделить из общего числа наиболее выдающихся творений архитектурного гения человека, в техническом смысле выделить самых поразительных построек и памятников искусства или самые удивительных проявлений природного совершенства.

Семь чудес света (Семь чудес света Древнего Мира) самые прославленные достопримечательности культуры Ойкумены (др.греч.οἰκέω, «населяю, обитаю» — часть мира, освоенная человечеством).Число 7 считалось священным числом бога Аполлона. В список «Семи чудес света» вошли объекта: 1) Пирамида Хеопса (единственное из «чудес», сохранившееся до наших дней), 2) Висячие сады Семирамиды, созданные для жены царя Навуходоносора II (наводнения разрушили фундамент, и сооружение рухнуло), 3) Статуя Зевса в Олимпии (сгоревшая в Константинополе во время пожара), 4) Храм Артемиды в Эфесе, построенный в честь богини Артемиды (сгорел), 5) Мавзолей в Галикарнасе, возведенный, как надгробный памятник карийского правителя Мавсола его женой — царицей Артемисией (разрушен землетрясением), 6) Колосс Родосский, созданный скульптором Харесом для сохранения памяти о победе Родоса над Деметрием (разрушен землетрясением) 7) Александрийский маяк, возведённый во времена правления династии Птолемеев (Египет), свет которого маяка был важен для судоходства (разрушен землетрясением).

В 2001 году стартовал проект некоммерческой организации New Open World Corporation, цель которого - выявить современные семь чудес света. При этом было решено определять отдельно архитектурные и природные чудеса.

Современные Семь чудес света вошли в Список Всемирного наследия, который включает природные или созданные человеком объекты, культурной, исторической или экологической значимости.

Задание 1 (З) Учебник, с.90.

Назовите значение выражения «Семь чудес света».

Назовите известные вам объекты природы и культуры, которые вошли в список современных Семи чудес света.

Расскажите об охране объектов природы и культуры, которые включены в список современных Семи чудес света.

Задание 2 (З) Учебник, с.90 – 93.

Назовите значение слова «всемирный», «наследие», «шедевр» (относящийся ко всему миру; явления культуры, науки, быта и т.п., полученные от предыдущих эпох, от прежних деятелей; произведение, являющееся высшим достижением искусства, мастерства.).

Назовите значение выражения «Всемирное наследие» (выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества).*

Расскажите об идеи создания Списка Всемирного наследия.

Назовите значение выражения «Всемирное природное наследие».

Назовите значение выражения «Всемирное культурное наследие».

Перечислите известные вам объекты природного и культурного наследия.

Опишите эмблему Всемирного наследия.

Задание 3 (П) Учебник, с.90 – 93, презентация «Объекты Всемирного наследия».

Верно ли, что Список Всемирного наследия включает только архитектурные шедевры? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что любые природные явления могут войти в Список Всемирного природного наследия? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что Список Всемирного наследия не изменяется со дня создания**? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У) Учебник, с 93, с взаимопроверкой.

Рассмотрите фотографии и определите объекты Всемирного природного наследия, Всемирного культурного наследия. Определите среди них те, которые находятся на территории России.

Задание 5 (У) Рабочая тетрадь, с.59, № 4, с взаимооценкой.

Напишите названия объектов Всемирного наследия, которые располагаются как в России, так и в других странах, используя различные дополнительные источники информации.

Сообщение учителя

Слово презентация происходит от латинского слова «praesento» — передаю, вручаю, или английского «to present», что в переводе означает представлять что-либо.

Презентация – публичное выступление, в котором представление информации сопровождается визуальными образами, с помощью натуральных иллюстраций или слайдов, видео, кинофрагментов, для убедительного ее представления аудитории.

Секрет успешной презентации – интересная информация, которая сопровождается понятной и красивой речью (текст) и уникальным зрительным рядом.

Алгоритм создания презентации

об объекте культурного (природного) наследия

с использованием компьютера*

Чтобы подготовить презентацию, надо:

1. Подготовить информацию об объекте культурного (природного) наследия

(определить тему, цель, подобрать содержание, иллюстрации для зрительного ряда).

2. Разработать структуру презентации (определить порядок представления информации об объекте).

3. Создать презентацию об объекте:

а) написать текста к фрагментам зрительного ряда;

б) выбрать и поместить иллюстрации для зрительного ряда.

4. Оформить презентацию об объекте:

а) поместить текст на слайд;

- установить одинаковый и соразмерный шрифт текста на слайде;

- выделить заголовок и ключевые слова в тексте слайда;

б) выбрать и применить единый цвет для слайдов;

в) добавить, при необходимости, анимацию (видео или кинофрагмент);

г) подобрать и включить музыкальное сопровождение для презентации;

д) отрепетировать показ презентации и текстовое ее сопровождение.

5. Проверить презентацию об объекте:

- наличие орфографических ошибок, внести корректировку в тексте слайда, который должен быть коротким;

- наличие соразмерный шрифт текста на слайде (заголовок, ключевые слова);

- цветовое оформление слайдов, которые должны быть в едином стиле и гармонировать с текстом;

- анимацию (видео или кинофрагмент), которая должны быть уместна и усиливать эффект восприятия презентации информации;

- звуковой фон, усиливающий эффект восприятия презентации информации;

- представление презентации с помощью компьютера и умение сопровождать ее текстом.

* Рекомендации учителю

Создание электронной презентации учащимися не является обязательной. Представление школьником объекта культурного (природного) наследия может сопровождаться показом иллюстраций и комментарием к ним.

Задание 6 (З)

Назовите значение слова «презентация» (представление, предъявление - публичное представление информации кругу лиц).

Расскажите алгоритм подготовки и оформления презентации.

Задание 7 (П)

Можно ли успешно подготовить презентацию не используя иллюстрации? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что каждый слайд презентации должен содержать разный шрифт, цвет? Обоснуйте своё мнение.

Задание 8 (У) Рабочая тетрадь, с.59, № 5, с взаимооценкой.

Составьте рассказ об объекте Всемирного наследия вашего края, представьте его, используя рисунок или фотографию.

Задание 9 (У) с самооценкой.

Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию об одном из объектов Всемирного наследия.

Задание 10 (У)

Подготовьте и оформите список природного и культурного наследия вашего края.


* Всемирное наследие - выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества. В ноябре 1972 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975, когда число государств-сторон достигло 20). В 1988 Конвенцию ратифицировали 123 страны, в т.ч. Россия. Ратифицировавшие Конвенцию государства один раз в два года на Генеральной ассамблее избирают Комитет всемирного наследия, который по представлению стран участниц вносит (с 1978) в Список всемирного наследия объекты, находящиеся на их территории. На 1992 в Список внесено ~ 360 объектов в 80 странах мира. В их числе: отдельные сооружения и ансамбли - развалины и некрополь Мемфиса, пирамиды в районе Гиза - Дахшур, древние Фивы (Египет), Акрополь в Афинах, храм Аполлона Эпикурейского в Бассае (Греция), Боянская церковь, гробница в Казанлыке (Болгария), собор и дворец в Дареме, Вестминстерский дворец, аббатство и церковь св. Маргариты (Великобритания), соборы в Шарте, Амьене, Реймсе, дворцы и парки в Версале и Фонтенбло (Франция), Московский Кремль и Красная площадь, историко-архитектурный ансамбль "Кижи", Троице-Сергиева лавра, церковь Покрова на Нерли (Россия), Софийский собор, Киево-Печерская лавра (Украина), соборы в Ахене и Шпейере (Германия), пещерные храмы в Аджанте и Элуру, Тадж-Махал (Индия), руины Мохенджо-Даро, Таксилы (Пакистан), Боробудур (Индонезия), памятники архитектуры Ватикана, статуя Свободы (США), Великая Китайская стена (Китай) и др., исторические части городов - Олинды и Салвадора (Бразилия), Будапешта (Венгрия), Авилы и Толедо (Испания), Рима и Флоренции (Италия), Картахены (Колумбия), Гаваны (Куба), Мехико и Хочимилько (Мексика), Феса (Марокко), Кракова и Варшавы (Польша), Ангра-ду-Эроижму (Португалия), Берна (Швейцария), Дамаска (Сирия), Стамбула (Турция), Аксума (Эфиопия) и др.; города - Потоси (Боливия), Бразилия (Бразилия), Исфахан (Иран), Венеция с лагуной (Италия), Любек (Германия), Санкт-Петербург (Россия) и др.; археологические заповедники - Киригуа (Гватемала), Дельфы (Греция), Лептис-Магна, Сабрата и Кирена (Ливия), Пальмира (Сирия) и др.; национальные парки - Морской парк Б. Барьерного рифа (Австралия), Рио-Платано (Гондурас), Вирунга и Гарамба (Заир), Казиранга (Индия), Скалистых гор и Вуд-Баффало (Канада), оз. Ньяса (Малави), Беловежская пуща (Польша), Йеллоустонский, Гранд-Каньон, Эверглейдс и др. (США), Серенгети и Килиманджаро (Танзания). В Список включены также такие объекты, как Освенцим (Польша), Стонхендж и о-ва Сент-Килда (Великобритания), наскальные рисунки в Валь-Камонике (Италия), стоянка первобытного человека в Чжоукоуденьчжэне (Пекин) и гора Тайшань (Китай), наскальные росписи в Алте (Норвегия), соляная шахта в Величке (Польша), пешеры долины р. Везер с наскальными изображениями (Франция), плато Тассилин-Аджер (Алжир) и др. В рамках Конвенции создан Фонд охраны всемирного культурного и природного наследия, оказывающий конкретную финансовую и техническую помощь странам, обладающим ограниченными ресурсами. Взносы в Фонд делают все государства-стороны в размере 1% от их обязательного взноса в бюджет ЮНЕСКО; принимаются дополнительные взносы от неправительственных организаций и частных лиц. Комитет создал систему мониторинга, позволяющего следить за сохранностью объектов. В Конвенции зафиксировано, что правительства государств, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательство по их сохранению.

** В 2007г. из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО был исключён резерват аравийского орикса в Омане (в связи с продолжающейся охотой на белого орикса и сокращением заповедных территорий), в 2009г. — долина Эльбы у Дрездена в Германии (в связи с продолжающимся строительством автомобильного моста в охранной зоне культурного ландшафта).


Диагностические задания:

1. Рабочая тетрадь, с.58, № 1.

Допишите предложение:

Всемирное природное наследие – это … .

Всемирное культурное наследие – это … .

2. Рабочая тетрадь, с.58, № 2

Определите эмблему Всемирного наследия и отметьте ее кружочком.

3. Рабочая тетрадь, с.58, №

Определите объекты Всемирного наследия каждой группы и укажите стрелочкой.


Личностные умения:

проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества.

Познавательные умения:

• раскрывать значение понятия «Семь чудес света»,

«Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «презентация» и использовать их в активном словаре;

• определять:

- объекты Всемирного природного и культурного наследия и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

• рассказывать:

- историю создания Списка Всемирного наследия;

- об объектах Всемирного наследия, сопровождая его презентацией;

- алгоритм создания презентации объекта культурного (природного) наследия;

• оформлять список природного и культурного наследия своего края;

• оформлять и представлять презентацию об объектах Всемирного наследия.


Блок Б. Всемирное наследие России

Цели:

• Стимулировать:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к культурному и природному наследию России.

• Ввести понятие: «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат».

• Научить:

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России обосновывать свое мнение;

- определять историко - культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение;

- определять уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение;

- рассказывать о Московском Кремле как воинской крепости, центре государственной власти, духовной святыне России;

- рассказывать об уникальностях озера Байкал и его экологических проблемах;

- ориентироваться на схеме и выделять сооружения;

- оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия России;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З) Учебник, с.94 – 99, презентация «Московский Кремль».

Назовите значение слова «кремль», «кремлёвская стена» (крепость в старых русских городах).

Назовите значение выражения «музей-заповедник» (разновидность музея, в состав которого входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны).

Назовите значение выражения «историко-культурный памятник» (объект исторического и культурного наследия).

Назовите государственный историко-культурный музей – заповедник, который был включён в Список Всемирного наследия в 1990 году.

Расскажите о строительстве Московского Кремля.

Расскажите о назначении башен Московского Кремля в древности.

Расскажите о дворцах Московского Кремля: Грановитая палата, Золотая Царицина палата, Теремный дворец, Большой Кремлёвский дворец, здание Сената.

Назовите значение выражения «духовная святыня», «собор» (духовный - связанный с религией, церковью; святыня - предмет или место религиозного почитания; главная или большая церковь в городе, в монастыре).

Расскажите о Соборной площади Московского Кремля.

Назовите значение слова «благословение» (духовное напутствие).

Расскажите об Успенском, об Архангельском, о Благовещенском соборах.

Задание 2 (П) Учебник, с.94 – 99.

Верно ли, что пословица «Москва не сразу строилась» отражает историю только строительства города? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что Московский Кремль сегодня является только музеем воинской славы? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что Троицкая башня Московского Кремля украшена часами-курантами? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что местом торжественных церемоний и поныне остаётся Гранотовитая палата? Обоснуйте своё мнение (парадные приёмы именитых гостей, награждения проходят в залах Большого Кремлёвского дворца).

Можно ли утверждать, что резиденция Президента Российской Федерации находится в Золотой Царициной палате? Обоснуйте своё мнение (в здании Сената).

Верно ли, что русские воеводы перед военными походами получали благословение ,постоять за честь страны, в Архангельском соборе? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с.61, № 2, с взаимопроверкой.

Выберите для каждой надписи соответствующую фотографию и приклейте её.

Задание 4 (У) Рабочая тетрадь, с.62 - 63, № 3, с взаимопроверкой.

Определите сооружения Московского Кремля, отметьте номером, используя план – схему с. 60 и раскрасьте изображение.

Задание 5 (У) с взаимооценкой.

Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию о древнем кремле старинного русского города*

Задание 6 (З) Учебник, с.100 – 103, презентация «Озеро Байкал».

Перечислите известные вам объекты Всемирного природного наследия России (Вулканы Камчатки, Девственные леса Коми, озеро Байкал, Золотые Алтайские горы, Западный Кавказ, Куршская коса (Калининградская область), остров Врангеля).

Назовите значение слова «озеро» (естественный водоем, замкнутый в берегах).

Назовите значение выражения «пресная вода» (без соли или с недостаточным количеством соли).

Назовите самое глубокое озеро в мире.

Расскажите об уникальных особенностях озера Байкал (самое древнее, большое и глубокое озеро планеты; наибольшая глубина 1637 метров; в нём содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты).

Расскажите о растениях и животных – обитателях Байкала (2/3 обитающих здесь растений и животных встречаются только в Байкале и нигде больше).

Расскажите о редких объектах в посёлке Листвянка.

Расскажите о научных исследованиях на озере Байкал.

Назовите значение выражения «целлюлозно-бумажный комбинат» (предприятие (завод) выпускающее различные виды бумаги, картона и изделий из них).

Расскажите об экологических проблемах озера Байкал.

Задание 7 (П) Учебник, с.100 – 103.

Можно ли озеро Байкал назвать морем? Обоснуйте своё мнение.

Раскройте смысл высказывания «Байкал – жемчужина страны» и обоснуйте своё суждение.

Верно ли, что вред озеру Байкал и окрестным лесам наносят только браконьеры и туристы? Обоснуйте своё мнение.

Задание 8 (У) Рабочая тетрадь с.64, № 1, Учебник, с.100 – 101, с взаимопроверкой.

Напишите в текст цифровые данные так, чтобы получился рассказ «Чудо - озеро», используя данные учебника.

Задание 9 (У) Рабочая тетрадь, с.65, № 3.

Представьте, что вы журналист, которому надо написать очерк об озере Байкал. Напишите текст, сопровождая фотографиями, озаглавьте его.

Задание 10 (У) с взаимооценкой.

Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию:

- «Уникальности озера Байкал»;

- «Экологические проблемы озера Байкал»;

- «Охрана уникального озера».

Задание 11 (У) с взаимооценкой.

Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию об объекте Всемирного природного наследия России**.


*Древний кремль полностью сохранился в городах: Астрахань, Изборск, Казань, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ростов, Тула, Углич; сохранились частично: Владимирский кремль, Вяземская крепость, Рязанский кремль.

** Вулканы Камчатки, Девственные леса Коми, озеро Байкал, Золотые Алтайские горы, Западный Кавказ, Куршская коса (Калининградская область), остров Врангеля.

Диагностические задания:

1. Рабочая тетрадь, с.60, № 1.

Определите сооружения на плане – схеме Кремля и выделите их цветом:

- крепости – красным;

- сооружения как центра государственной власти - синим;

- сооружения духовной святыни России жёлтым.

2. Рабочая тетрадь, с.64, № 2.

Для каждой надписи обитателя Байкала выберите соответствующую фотографию и приклейте её.


Личностные умения:

проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию России.

Познавательные умения:

• раскрывать значение понятия

«кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре;

• определять:

- объекты Всемирного природного и культурного наследия России обосновывать свое мнение;

- историко - культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение;

- уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

• рассказывать:

- о Московском Кремле как воинской крепости, центре государственной власти, духовной святыне России;

- об уникальностях озера Байкал и его экологических проблемах;

• ориентироваться на схеме и выделять сооружения;

• оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия России.

Блок В. Диагностика качества освоения темы

Цели:

• Установить степень освоения темы, а именно уметь:

- определять значение выражения «Всемирное наследие»;

- определять объекты культурного и природного Всемирного наследия России;

- изображать эмблему Всемирного наследия и определять её значение;

- выполнять задание в соответствии с целью.

Контрольные задания

1.Допишите предложение:

Всемирное наследие – это … .

2. Изобразите эмблему Всемирного наследия.

Расшифруйте эмблему и раскройте значение каждого её символа:

- круг символизирует …;

- квадрат в центре символизирует … .

3. Напишите название объектов Всемирного наследия России:

- объекты культурного наследия: …, …, … ;

- объекты природного наследия: …, …, … .

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

- определять значение выражения «Всемирное наследие»;

- определять объекты культурного и природного Всемирного наследия России;

- изображать эмблему Всемирного наследия и определять её значение.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цели деятельности


Варианты заданий

Планируемый результат

• Стимулировать интерес к изучению озера Байкал.

• Научить:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления рассказа об уникальности озера Байкал.

- составлять и писать рассказ об уникальности озера Байкал;

- представлять результат свой деятельности.




Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Составьте и напишите рассказ об уникальности озера Байкал*, используя соответствующие слова для справок. Озаглавьте его и оформите к нему иллюстрации.

_________

В южной части Восточной Сибири находится знаменитое _____________, которое внесёно в список современных ______ России и является _________________.

Озеро Байкал самое _____ озеро на Земле (1637 метров). За размеры, глубину и царственную красоту местные жители называют Байкал _____, в нём содержится пятая часть всей __________ планеты.

Воду в Байкал приносят более ____ -рек и речушек, а вытекает из озера одна река —______. Вода в озере настолько ______, что отдельные камни и различные предметы видны на ______40 метров. В период ледостава Байкал _______ целиком, кроме небольшого участка в истоке Ангары.

Байкал считается самым древним _______ планеты, имеющим разнообразную, уникальную флору и фауну, большая часть которых ____ только здесь. Рачок эпищура является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма, который выполняет функцию _____, пропуская через себя и очищая воду.

В Байкале много рыбы (27 видов нигде более не встречаются), но наиболее интересна - голомянка - это прозрачная рыба без _____-, плавательного пузыря, тело которой на 35% состоит из ____. Она обитает на большой глубине озера и является живородящей. Байкальская нерпа (тюлень) является одним из трёх пресноводных видов тюленя в мире.

Загрязнение воды великого озера и прибрежных территорий наносит большой вред ____ Байкала. Защитить _______ озеро наш долг перед собственной совестью и перед всем человечеством.


Слова для справок: Ладожское озеро, Каспийское море, озеро Байкал, Чудеса мира, Чудеса планеты, Чудеса света, Всемирное наследие, Всемирное культурное наследие, Всемирное природное наследие, синее, глубокое, размер, глубина, местоположение, чистая вода, питьевая вода, пресная вода,

30, 200, 300, Лена, Енисей, Ангара, синяя, прозрачна, глубина, дно, море, озеро, обитает, чешуя, шерсть, плавники, кости, жир, красота, экология, глубокое, уникальное, красивое.

Импровизационный вариант

Составьте и напишите рассказ об уникальности озера Байкал, используя план. Озаглавьте его и оформите к рассказу иллюстрации (фотографии).

1. Озеро Байкал – объект Всемирного наследия.

2. Самое глубокое озеро на планете.

3. Воды Байкала.

4. Уникальные представители озера Байкал.

Эвристический вариант

Подготовьте презентацию об уникальности озера Байкал и представьте её одноклассникам.

**Презентация может быть в виде творческого выступления по теме в группе, которое сопровождается иллюстрациями или публичное выступление, в котором представление информации сопровождается визуальными образами, с использованием компьютера и слайдов.


*Чудо - озеро

В южной части Восточной Сибири находится знаменитое озеро Байкал, которое внесёно в список современных Чудес света России и является Всемирным природным наследием.

Озеро Байкал самое глубокое озеро на Земле (1637 метров). За размеры, глубину и царственную красоту местные жители называют Байкал морем, в нём содержится пятая часть всей пресной воды планеты.

Воду в Байкал приносят более 300 рек и речушек, а вытекает из озера одна река — Ангара. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 метров. В период ледостава Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в истоке Ангары.

Байкал считается самым древним озером планеты, имеющим разнообразную, уникальную флору и фауну, большая часть которых обитает только здесь. Рачок эпищура является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма, который выполняет функцию фильтра, пропуская через себя и очищая воду.

В Байкале много рыбы (27 видов нигде более не встречаются), но наиболее интересна - голомянка - это прозрачная рыба без чешуи, плавательного пузыря, тело которой на 35% состоит из жира. Она обитает на большой глубине озера и является живородящей. Байкальская нерпа (тюлень) является одним из трёх пресноводных видов тюленя в мире.

Загрязнение воды великого озера и прибрежных территорий наносит большой вред экологии Байкала. Защитить уникальное озеро наш долг перед собственной совестью и перед всем человечеством.


Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению озера Байкал.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления рассказа об уникальности озера Байкал.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- составлять и писать рассказ об уникальности озера Байкал.

IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности


Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

• Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.


Самоанализ

I. Задания.

Закончите предложения:

1 Мне важно знать об уникальности озера Байкал, потому что……

2. Чтобы составить рассказ об уникальности озера Байкал, нужно ………….

Самооценка

II. Задание

Закончите предложения:

Я доволен (льна) ………………..(очень, не очень) тем, что могу выполнить правильно учебное задание ………..(самостоятельно, при небольшой помощи учителя).


Личностные умения:

- осознавать свою успешность при изучении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.



Цели деятельности


Самоанализ и самооценка

учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.


Цели темы:

Сформировать представление об объектах Всемирного наследия России.

Ввести правила оформления презентации объекта (предмета).

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:

- проявлять интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для составления рассказа об уникальности озера Байкал.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- составлять и писать рассказ об уникальности озера Байкал.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


Информация для учителя

Новые семь чудес света — проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы новых семи «чудес света» из известных архитектурных сооружений мира происходили через SMS, телефон или интернет. Итог был объявлен 7 июля 2007 года.

1. Великая китайская стена (Китай).

2. Колизей (Рим, Италия).

3. Мачу-Пикчу (Перу).

4. Петра (Иордания).

5. Тадж-Махал (Индия).

6. Статуя Христа-Искупителя (Рио-де-Жанейро, Бразилия).

7. Чичен-Ица (Юкатан, Мексика).

Пирамиды Гизы (почётный кандидат).


Семь новых чудес природы:

1.Амазонка и амазонские джунгли.

2. Бухта Халонг (Вьетнам).

3. Игуасу – водопады (Аргентина, Бразилия).
4. Остров Чеджу (Республика Корея).

5. Комодо - Национальный парк (Индонезия).

6. Подземная река Пуэрто-Принсеса - карстовые пещеры (Филиппины).

7. Национальный парк Столовая гора (ЮАР).


Семь чудес России:

1.Озеро Байкал (Иркутская область, Бурятия).

2. Долина Гейзеров (Камчатский край).

3. Мамаев курган и Родина-мать (Волгоградская область).

4. Петергоф (Санкт-Петербург).

5. Собор Василия Блаженного (Москва).

6. Столбы выветривания (Коми).

7. Эльбрус (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия).

17