Встреча за круглым столом
Тема: « Правовое образование в ДОУ»
Цель: пропаганда правового воспитания детей
Подготовительный этап
1. оформление информационного стенда « Наши права и обязанности»
2. конкурс и выставка плакатов « Имею право!»
3. конкурс « Папа, мама, я – российская семья»
4. участие в городском конкурсе «проектов по правовому воспитанию»
5. оформление зала
6. оформление выставки «Права и обязанности »
7. Анкетирование для педагогов и родителей.
8. Презентации детско-взрослых проектов « Имею право» .
9. Выставка литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Устав ДОУ», «Декларация прав ребенка»
Ход мероприятия
Девиз: « Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества».
Пусть дети живут, смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка будет светлый, теплый дом.
Детство только раз бывает у ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает никакой беды!
Тема нашего семинара « Правовое образование в ДОУ». Мы надеемся, что выбранная тема будет предметом активного обсуждения всеми участниками мероприятия. О том какая работа проведена в данном направлении в этом учебном году мы узнаем в ходе сегодняшнего мероприятия.
Уважаемые взрослые, как Вы считаете, есть права у детей.
Есть, и записаны они в книге, которая называется « Конвенция о правах ребенка». С ней вы знакомили детей в группах, чтобы они знали с детства свои права и обязанности и умели отстаивать свои интересы.
История создания Конвенции по правам ребенка.
В 1923 г. в Женеве Лига Нации приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В декларации впервые подчеркивалось, что все человечество, должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка.
В июне 1989 г. от побережья Бретани курсом Дакар – Форде – Франс – Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились еще 15 юношей и девушек, а на островах Вест - Индии корабль принял на борт еще одну группу молодежи.
Юноши и девушки представляли пять континентов. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрут работоторговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб – квартиру ООН в Нью – Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэлья ру петицию требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 г.
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства, Ребенок приходит беспомощным и беззащитным, его жизнь полностью зависит от взрослых.
Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: « Мы в ответе за тех, кого приручили».
С наступлением 21 века во всем мире эта проблема особенно остра: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, перед педагогами стоит решение важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации.
В России дети составляют четверть всего населения страны, наше будущее и будущее страны зависит от того какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире.
Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка.
Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию подрастающего поколения. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувства собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права.
Именно в дошкольном возрасте закладывается отношение ребенка к другим людям, культуре, природе, религии своего и другого народа. И здесь проводником для ребенка выступают взрослые.
Уважаемые коллеги, обучая других, учись и сам. Каждый должен знать свои права. Соблюдать и защищать их. В противном случае чему мы научим других, не обладая знаниями сами.
Открываем наш устный журнал « Имею право» (см. приложение – презентации)
1.Рубрика «Да правовому воспитанию в МДОУ № 59» - Моисеева Е.Е.
2. Репортаж с места события. – Ионина В.С.
3. О здоровье всерьез – Киселева Т.Г.
4. Наш специальный корреспондент (детско-взрослые проекты) – Борисова Е.В.
5. Что в имени моем… - Остаркова Л.А.
6. Викторина « Права литературных героев» - Силкина О.С.
7. Новости от малышей. – Лобанова Н.М
8. Правовая азбука – Дягилева Л.Н.
9. Право на память « Наши деды – славные победы» или 65 лет без войны. – Коротких Л.А. и все педагоги.
10. Гражданское воспитание посредством искусства (сборник стихов, песен и рисунков) – Орлова Г.М. и Меньшикова И.М.
11. Особое детство – особые права – Бахтина Г.М.
Разминка ( Конвенция о правах человека и Декларация прав человека).
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка
а) 45
б)37
в)54
г)53
2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка
А) право на жизнь, гражданство, образование
Б) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых, досуг.
В) весь комплект гражданских, политических, социальных и культурных прав.
3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка
А) органы управления РФ
Б) органы местного самоуправления
В) образовательное учреждение
Г) родители и др. лица, воспитывающие ребенка.
4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка
А) родители и др. лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту
Б) ребенок и родители или др. лица, заменяющие родителей.
В) родители и др. лица, заменяющие родителей, и образовательное учреждение.
Г) родители и органы местного самоуправления.
5. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы
А) да, если они получены с согласия родителей
Б) да, если они получены не в результате правонарушения.
В) нет, имуществом ребенка распоряжаются родители
Г) нет, ребенок не должен работать
6. Кто несет ответственность за создание условий для обучения детей в образовательном учреждении
А) учредитель
Б) органы управления образовательными учреждениями
В)Должностные лица образовательного учреждения
7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в ОУ нарушены права и свободы детей .
А) заведующая как представитель ОУ
Б)заведующая как должностное лицо ОУ
В) работник ОУ , допустивший нарушение
Г) учредитель ОУ.
Каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Педагогический коллектив – основные участники правового воспитания. Мы педагоги занимаемся воспитанием, развитием ребенка – по сути, становлением личности маленького человека. В нашем МДОУ для правового воспитания дошкольников создан план, включающий работу с детьми, родителями и сотрудниками. (см. приложение №) К мероприятиям плана относятся: заключение договоров с родителями, проведение цикла занятий, досугов для детей и взрослых («Папа, мама, я – российская семья», «Древо моей семьи», «Семья – моя святыня».) Создан банк данных родителей, социальный паспорт МДОУ. Система оформления наглядно- информационных стендов, папок – раздвижек (Наши права и обязанности. Права наших детей. Мы имеем право и т.д.) Проведены консультации и педсовет по данной теме, производственные собрания, правовые пятиминутки. Выставки и конкурсы семейных и детских работ (Папа,мама, я – российская семья и конкурс плакатов « Имею право»)
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
В качестве наглядного примера используем сказки, загадки, пословицы, поговорки.
Викторина « Права литературных героев»
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Серая шейка. Красная Шапочка. Дюймовочка. Сказка о рыбаке и рыбке.
2. Какие герои могут пожаловаться, что нарушены их права на неприкосновенность жилища.
Три поросенка. Ледяная избушка.
3. Герои, какой сказки воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства
Лягушка-путешественница
4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследования
Дюймовочка
5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний
Бременские музыканты. Белоснежка и семь гномов.
6. В каких сказках подтверждается право, работающего на справедливое вознаграждение.
Мороз Иванович. Госпожа Метелица. Сказка о попе и работнике его Балде.
Работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если не будет иметь отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Проект « Древо моей семьи» позволил объединить детей и взрослых.
Упражнение « Достойный ответ»
Цель – найти выход из ситуации
Инструкция. Участники делятся на «родителей» и «педагогв»
Получают карточки. Зачитывают фразу-выпад. Задача соперников – достойно на него ответить.
1. Вы слишком высокого мнения о себе
2.Почему Вы на всех смотрите волком
3. У Вас такой страшный взгляд
4. Вы всегда на всех кричите.
Подведение итогов. Легко ли было выполнять задание. Принимали ли близко к сердцу нелестное замечание в адрес своей команды.
Вопросы для команд.
1.Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией ООН
( конвенция о правах ребенка)
2.В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка
-в1990 ( в декабре 20 лет конвенции о правах ребенка)
3. Сколько стран ратифицировало Конвенцию о правах ребенка
-191
4. Какая высокоразвитая страна не подписалась под Конвенцией
-США
5. В каком возрасте человек считается ребенком
-0-18 лет
6.Какие права были нарушены, когда в больнице ребенку перелили зараженную кровь
- право на жизнь
7. Назовите имя польского писателя, который в 1929г. Выпустил книгу « Права ребенка на уважение»
-Я. Корчак
8. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей
- и правом и обязанностью
9. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения.
-3года
10. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей.
Игра «Волшебный сундучок»
Свидетельство о рождении
-право на имя
Сердечко
- право на заботу и любовь
Конверт
- право на свободу переписки
Домик
- право на имущество
Букварь
- право на образование
Игрушечные утенок и утка
- право быть вместе с мамой.
Все люди, маленькие и взрослые имеют права, и никто не может их нарушать.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА,
ПЕРЕСКАЗАННЫЕ ДЕТЬМИ подготовительной группы.
Статья 1 До 18 лет я - ребенок. Статья 2 Я имею права независимо от того, какого цвета моя кожа, мальчик я или девочка, сколько мне лет, какой я национальности, на какой языке говорю, в какого Бога верю, богатый я или бедный, здоровый или больной, какие у меня родители и ни от чего другого. Никто не имеет права лишить меня всех прав или наказывать меня за то, что думаю, делаю, я или мои родители. Статья 3 Государство во всем, что меня касается, должно исходить из моих лучших интересов. Статья 7 Я имею право иметь имя, знать своих родителей и свою страну. Статья 9 Никто не может разлучить меня с моими родителями без моего желания. Я имею право видеть своих родителей, когда мне это захочется. Статья 12 Я могу свободно говорить, что думаю, даже в присутствии взрослых. Статья 13 Я имею право свободно выражать себя, если это не задевает чести, здоровья других людей. Статья 15 Я имею право на мирные собрания. Статья 16 Никто не может касаться меня, входить в мою комнату, читать мои письма, трогать мои вещи, если я этого не хочу или мне это неприятно. Статья 17 Я имею право читать газеты и журналы, смотреть телевизор, слушать радиопередачи, которые развивают мои способности. Статья 19 Мои родители не могут бить меня, обижать, заставлять работать, если я этого не хочу. Статья 20 Я имею право на защиту и заботу государства, если вдруг останусь один или мне будет очень плохо дома. Статья 23 Если я буду болеть, - мои родители должны заботиться обо мне; если это нужно, приглашать учителей домой. Статья 24 Если я заболею, - мне будет оказана самая лучшая медицинская помощь. Статья 27 Если родители не могут отдать меня в кружки, клубы по интересам, спортивные секции, - могу попросить об этом государство. Статья 28 Я имею право бесплатно учиться в школе, право на уважительное отношение учителей. Статья 29 Учеба должна развивать все мои способности, уважение к правам других людей. Статья 31 Я имею право играть, отдыхать, петь, танцевать, рисовать, если это не мешает другим. Статья 32 Никто не может заставить меня делать то, что вредно моему здоровью. Статья 33 Я имею право на защиту государства от незаконного злоупотребления алкоголя, наркотиков и табака. Статья 35 Никто не может украсть меня. Статья 37 Никто не может обижать меня, незаконно посадить в тюрьму. Если я попаду в тюрьму, - государство должно заботиться о моих наилучших интересах. Статья 38 Никто не может заставить меня воевать. . Статья 39 Если я останусь без родителей, - я имею право на дом, еду, лечение. Статья 40 Если я что-нибудь нарушил, - меня не могут арестовать до того, как докажут мою вину; если арестовали, - имею право на уважение; право молчать; право вызвать родителей или тех, кто их заменяет; право на справедливый суд; право на уважение моей личной жизни. |