Встреча с родителями будущих первоклассников. Выступление на тему: «Готовность ребёнка к школе».
Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнует вопрос: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет ребенок учиться в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание, как для ребенка, так и для его родителей. Многие родители считают, что подготовить ребенка к школе – значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребенка так, что учитель вынужден будет не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребенка к школе.
Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда. Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: «Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку». От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих убеждений запугивают ребенка: «Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу – там учительница живо научит тебя сидеть смирно!». Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует “сломаться” при первых столкновениях со школьной реальностью.
Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни “розовой” водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
Что же должен уметь ребенок к 1 сентября?
Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих детей. Если ребенок ссориться по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение, ему трудно привыкать к школе. Ребенок должен прекрасно понимать, как нужно вести себя со сверстниками, и как – со взрослыми. При чем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.
Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни Шаинского, Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.
До сих пор школа не требует специальных знаний – умения читать, писать. Порой эти знания в определенном смысле вредны: ребенок, который пришел в школу слишком “умным”, будет скучать на уроках. Для 1 класса норма – счет в пределах 10, понятия больше – меньше, этого вполне достаточно. А вот знания предметные, зрительные – как выглядит мир, животные, растения – должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Поэтому стоит задуматься, как привить им навыки общения, усовершенствовать их устную речь.
О письме. Писать малышей начинают учить чуть ли не с первого школьного дня, но не всем дается это легко. Для того, чтобы лучше подготовить ребенка к школе, требуется постоянно тренировать координацию руки, укреплять мелкие мышцы кистей рук, чтобы сделать движение более уверенными. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, успешно овладевают навыками письма. Учителя начальных классов все сходятся во мнении, что писать детей дома учить не надо. Письменные буквы дети научатся писать в школе. Можно (если у детей есть большое желание) дома писать печатные буквы. При этом нужно научить ребенка правильно держать ручку. В работе участвуют три пальца: большой, указательный, средний. Конец шариковой ручки должен смотреть вверх. Хорошо, чтобы ребенок дома рисовал, раскрашивал картинки. Если путает цвета, купить раскраски, где нужно красить по образцу. Для подготовки можно использовать такие задания: работа с пластилином, нанизывание бусинок, работа с линейками, состоящими из геометрических фигур. Учите детей обводить клеточки, кружочки, палочки. Есть специальные пособия «Готовим руку к письму». Все это способствует развитию ритма, плавности движения, - а это главное условие, способствующее выработке красивого почерка.
Для развития мелкой моторики руки помогут следующие рекомендации:
Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишками.
Раскрашивайте рисунок карандашам то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий.
Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).
Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.
Лепите из пластилина, вяжите – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.
Купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти).
Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;
О чтении. Легко заметить, что возраст детей, обучаемых грамоте, неуклонно снижается. Учить дома читать или не учить, это дело каждого родителя. Обязательным требованием это не является. Желательно, чтобы ребенок знал буквы, что заметно ускорит процесс обучения чтением. Но если до школы ребенок не научился читать, ничего страшного в школе это произойдет с помощью учителя. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами. Читая вслух дома ребенку книгу, попросите рассказать: о чем это сказка, что запомнилось, что понравилось и т.д. Делитесь с ребенком своими впечатлениями о фильме, о людях, о природе – обо всем, что вас волнует. Разговаривать с ребенком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. Всё это будет способствовать развитию речи ребёнка.
О математике. Есть у этого предмета одна особенность – здесь играет роль система знаний. Что же должны знать и уметь дети до школы?
Прямой и обратный счет до 10, количественный («сколько») и порядковый («который») счет;
Предыдущие и последующие числа в пределах десятка;
Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник;
Умение сравнивать предметы;
Знать цифры.
Учите решать элементарные задачи: было два яблока, одно яблоко дали, сколько стало?
Но особое внимание хочу обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Поймите: если ребенок не обладает физическими силами и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла. Перед школой установите режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе. Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша.
Нашу встречу хочу закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех»:
МУДРЫЕ СОВЕТЫ
Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.
Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
Не дерись без обиды.
Не обижайся без дела.
Сам ни к кому не приставай.
Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
Не ябедничай за спиной у товарищей.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость.