Тема урока: Второстепенные члены предложения. Дополнение. Текст «Ашхабад»
Цель урока: выявить знания учащихся по пройденному материалу
развить навыки выразительного чтения
воспитать любовь к чтению
Тип урока: интегрированный
Наглядные пособия: карточки, таблица.
План урока.
Оргмомент: Приветствие, беседа о новостях в стране- 5 мин.
Опрос домашнего задания: - 10 мин.
Объяснение новой темы и её закрепление: - 25 мин
Подведение итогов: обратная связь, оценивание учеников-5 мин.
Ход урока:
Оргмомент: Приветствие, беседа о новостях в стране
Поприветствовать учеников, отметить отсутствующих.
Прочитать слова Президента Туркменистана: «Güçli döwletde ylym esasy orny eýeleýär!» и перевести их на русский язык.
Опрос домашнего задания:
Какие части речи вы изучаете?
Дайте определение каждой части речи.
Приведите примеры.
Сделайте синтаксический разбор предложений (в 3 группах) Каждой группе раздаются карточки с предложениями.
Мы изучаем русский язык.
Я люблю свою Родину.
Туркменистан расцветает и богатеет.
5. Расскажите о существительном по схеме.
Существительное
Часть речи
Предмет
Кто? Что?
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
ЧИСЛО РОД ПАДЕЖ СКЛОНЕНИЕ
единственное мужской И.,Р.,Д., 1 скл.
множественное женский В.,Т., П. 2 скл.
средний 3 скл.
Закрепление пройденного материала.
Чтение примеров, записанных на доске и определение морфологических признаков существительного: БРАТ, БРАТЬЯ, МОРЕ, ШКОЛА, РЕБЁНОК, СЕРДЦЕ.
Объяснение новой темы. Записывается число и тема урока на доске и в тетрадях.
Учитель даёт мини—лекцию Одновременно демонстрируются картинки об Ашхабаде.
Мой Ашхабад — огромный добрый дом,
В котором все мы счастливо живём.
Пусть ярким светом солнечным залит,
На свете сотни лет он простоит!
(М. Золотарёв)
Ашхабад—столица Туркменистана. Это один из самых красивых городов. Ашхабад — один из самых красивейших городов планеты. Много трудностей, лишений и невзгод выпало перенести ему за всю историю существования. Были и взлёты и падения: разрушился и восстал из пепла. Всё это сумел пережить город и взлетел ввысь — на новые рубежи своего пьедестала.
Сегодня Ашхабад — беломраморная столица независимого нейтрального государства, признанного во всём мире. Он поражает всех своей оригинальной архитектурой: широкими улицами, административными и жилыми зданиями, музеями, театрами, величественными монументами, высококлассными отелями, парками, скверами…
В эпоху нового Возрождения под руководством Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова столица стала развиваться быстрыми темпами, меняя свой облик, принося радость и вселяя гордость за нашу независимую нейтральную Отчизну.
Чтение и комментарий к тексту «Ашхабад»
Словарная работа:
Площадь-
Шедевр-
Статуя-
Вращаться-
Ответы на вопросы по тексту стр. 110 учебника для 5 класса.
Выполнение упражнения 7 стр. 110
Мы пришли (к кому?) к скульптору.
Мы подошли (к чему?) к Арке нейтралитета.
Мы были (у кого?) у художника.
Мы были (у чего?) у шедевра архитектуры.
Учитель:
- Обратите внимание на вопросы, которые ставятся к подчёркнутым словам.
Это вопросы косвенных падежей. Слова, которые отвечают на вопросы косвенных падежей - это второстепенный член предложения дополнение.
Оно обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенных падежах.
Косвенные падежи — это все падежи, кроме ИМЕНИТЕЛЬНОГО.
Выполнение упражнения 8 на стр. 110.
Я видел новый Ашхабад. Они уехали в Туркменабат.
Потратили деньги на книгу.
Заучивание отрывка из стихотворения М. Золотарёва «Мой Ашхабад»
Мой Ашхабад! Душа тобой согрета…
Ты сам — как ввысь летящая ракета,
Уверенно, сквозь бури и ненастья
Летишь к планете под названьем
Счастье!
Поведение итогов урока:
Учитель:
--Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?
Оценка учащихся.