Введение в курс литературы (8 класс)
Повторение изученного
в 5-7 классах
- Вспомним, какие произведения мы изучали в предыдущих классах.
- Постараемся сгруппировать их по темам, подтемам, времени написания
и по авторам.
Произведения УНТ (фольклор)
- 5кл.:русские народные сказки, предания.
- 6кл.:произведения обрядового фольклора:песни, загадки, пословицы,
поговорки.
Древнерусская литература
- Летописи: «Подвиг отрока-киевлянина
и хитрость воеводы Претича» (5 кл.), «Повесть
временных лет» (6 кл.), «Поучение Владимира
Мономаха» (7 кл.)
- Житие, исторические повести:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских (7 кл.)
Литература ΧVІІІ века Произведения
М.В. Ломоносова (5,7 кл.) Г. Р. Державина.(7 кл.)
Русская басня (6 кл.)
И. И. Дмитриев И. А. Крылов
Литература ΧІΧ века
Произведения писателей XX века
Русские поэты
Стихи о войне
Зарубежная литература
Литература всегда отражала историю народа, историю страны, обращалась к важнейшим историческим событиям, вдохновляла народ на подвиги во славу родины, прославляла героев, обличала несправедливость («Как один мужик …», «Левша»), прививала любовь к Отечеству.
Классики русской литературы XIX в. и русские писатели ХХ в., представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории ..
Главной темой курса 8 класса является более подробное рассмотрение взаимосвязи литературы и истории.
«Экскурсия» по учебнику Кто из писателей и поэтов изображён на обложках учебников 1 и 2 частей?
Проверим:
1 часть:
2 часть:
- Иван Андреевич Крылов
- Александр Сергеевич Пушкин
- Михаил Юрьевич Лермонтов
- Николай Васильевич Гоголь
- Антон Павлович Чехов
- Иван Алексеевич Бунин
- Александр Александрович Блок
- Виктор Петрович Астафьев
Работаем с учебником литературы
Посмотрите содержание (обе части) и скажите:
- какие темы и подтемы будут изучаться;
- какие писатели знакомы вам;
- какие встречаются впервые .
- Познакомимся мы и с журналом « Сатирикон » ( 2-я часть в подтеме «Писатели улыбаются», в теме «Из литературы XX века»), в котором история человечества – от древнейших времен до начала ХIX века – рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми – писателями-сатириками. Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Тэффи, Аверченко, Зощенко... Лучшая часть обширного наследия этих писателей-юмористов принадлежит к литературной классике.
Имя Александра Трифоновича Твардовского
вам уже известно.
В новом учебном году мы познакомимся с
поэмой про бойца, знаменитым «Василием
Теркиным», пройдем вместе с солдатом
трудную дорогу войны, узнаем о тех
немногих радостях, которые
выпали на его
долю в военные будни.
- Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия , песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению звучат песни военных лет , грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем…
- Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия , песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению звучат песни военных лет , грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем…
- Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия , песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению звучат песни военных лет , грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем…
- Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия , песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению звучат песни военных лет , грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем…
- Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия , песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению звучат песни военных лет , грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем…
- Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия , песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению звучат песни военных лет , грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем…
- Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия , песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению звучат песни военных лет , грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем…
Не менее интересной будет встреча с лирическими произведениями русских поэтов. Они заставят по-другому взглянуть на мир вокруг себя, на природу
В чем выражалась любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце, греют душу?
Ответить на эти и многие другие вопросы мы сможем, изучая раздел « Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе ». Читая стихи, мы постараемся понять настроение поэтов, услышать музыку, преобладающую в стихотворениях разных , поговорим о том, почему так « … трудно без России » поэтам-эмигрантам , что они вспоминают на чужбине.
- А завершит наше литературное образование в 8 классе творчество
У. Шекспира,
Ж.-Б. Мольера,
В. Скотта – классиков зарубежной литературы.
ФОРЗАЦ
часть 2
Краткий словарь литературоведческих терминов
Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А. Блок
Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…
Юрий Бондарев
«Памятка читателю»
Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения.
Если вы начали читать, то не бросайте.
Сосредоточьтесь. Осмысливайте
прочитанное. Воображайте описанное.
Практикуйте ежедневное чтение.
Домашнее задание:
- Подготовить пересказ вступительной статьи «Русская литература и история»
(с.3–4 учебника), сопроводив его примерами из прочитанных стихотворений.
- Задание по рядам : подготовить выразительное чтение хороводных (1), лирических ( 2), исторических песен (3).
Удачи в новом учебном году!