Урок в 8 кл. 26.02.19. Вводные слова и знаки препинания при них
Цели: образ. (вспомнить, что такое вв. сл.)
развивающ. (формировать умение находить вв. сл. в предлож.,
отличать вв. сл. от слов, похожих на них; различать значения в. с., правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами,
создавать слайд по заданным критериям,
находить заданную информацию в Интернете )
воспит. (восвит. чув-во прекрасного, воспит. отношение к ис-ву как к ценности жизни, получение эстетич. наслаждения от общения с искусством)
Ход урока
1 этап. Мотивация. Тема урока – последняя строчка стих-я. Догадайтесь, какая.
Возьмите вводные слова. (Алексан. Кушнер, 1962)
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью…»
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали …………………………..(вводные слова,)
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю где была душа.
Итак, тема – вводные слова, а зачем их знать? (Правильно ставить знаки препинания - мотивация)
Работаем на выданных листах. Записываем тему – Вводные слова и знаки препинания при них.
2 этап – актуализация и пробное действие (2 и 3 этапы совпадают)
Чтобы определиться с задачами урока, предлагаю проверить свои знания по вводным словам.
См. на экран. Кого узнали? (Машу).
Задание: найти в.с. (фронт. Работа – интерактивная игра)
Выполнили правильно – хор., т.к. это была игра для 5 кл.
3 этап – локализации (осознание) индивидуальных затруднений
Как думаете, почему в письменных работах мы делаем ошибки, связанные с вводными словами?
(По вашим письменным работам вижу, что часто используем в.с., но не ставим при них з/п.)
4 этап – целеполагание и построение проекта коррекции затруднений
Итак, задачи урока какие будут?
Нам нужно Вспомнить что? Определение вводных слов
Находить что? В.с. и отличать их от похожих слов
Правильно ставить з/п при в. с.
Предлагаю следующий план действий:
1. Повторить теорию по вводным словам
2. Выполнить задания на применение теории. Принимаем?
5 этап – реализация построенного проекта
Для решения задач вам надо Ответить группой на вопрос по теор в.с. ):
запись краткая в раб. Листе. Можно использовать учебник с 148-149 1 мин.
Задание1
1 группа. 1) Что выражают ВС? .? (ВС выражают отношение говорящего к сообщению)
2 группа. 2) Являются ли ВС членами предложения? Почему? (не члены предл., т.к. ВС грамматически не связаны с др. членами предложения)
3 группа. 3) Как ВС выделяются в устной речи и в письменной? (в устной выделяются интонационно, в письменной – запятыми)
4 группа. 4) Как графически в предложении выделить ВС? Какими частями речи могут быть ВС? ИС, ГЛ. Мест., Нар.
5 группа. 5) Как узнать, что перед нами ВС? (Удалить из предложения, заменить на др. ВС)
Задание2 Соотнесите название групп ВС и сами ВС, написанные на ваших листах. Проверяем
Группы вводных слов по значению
Конечно во-первых к счастью по сообщению пожалуйста
Разумеется таким образом к сожалению по словам позвольте
Бесспорно итак к удивлению по-моему извините
Кажется например к общей радости по мнению согласитесь
Задание 3 Найти предложение с ВС, расставить з/п, похожее слово подчеркнуть как член предложения.
Вводные слова выделите запятыми, укажите их значения. Слова, похожие на них, подчеркните как члены предложения, укажите, какими частями речи они являются.
1. К несчастью моему никто не остался равнодушным.
К несчастью проливные дожди затопили окрестные поля.
2. Поход наш верно продлится ещё несколько дней.
Я верно решил все задачи в контрольной работе.
3. Удостоверение действительно до конца года.
Я действительно этого не знал.
4. Я всё сделал (по) вашему указанию.
Сколько (по) вашему продержится мороз?
5. Вы ему поверьте в последний раз.
Поверьте я не хотел этого делать.
ПРОВЕРЯЕМ
Задание 4
Как же представлена эта тема на ОГЭ?
Так звучит формулировка задания: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Задание считается нетрудным, но есть ловушки: уч-ся вместо ВС указывают з/п при обращении, междометии, обособленных предлогах, коротких прич. и дееприч. оборотах.
Чтобы не попасть в ловушки, Вы составите слайд с аналогичным заданием. А для этого мы посетим третьяковскую картинную галерею Кто там был?
Какой результат должны представить группы? См на критерии оценивания
Критерии оценивания выполненного задания ОГЭ по вводным словам.
1. На слайде есть картина, по которой составлены 1-3 предложения.
2. На слайде есть формулировка задания ОГЭ.
3. Ответ на задание «выскакивает» позже (использование анимации).
4. Предложения написаны без орфографических и пунктуационных ошибок.
Задание для групп на 15 мин.
Задание на ноутбуке – 15 мин.
Собрать выполненные задания // Выполнение задания 5 на з/п. кто сколько успеет выполнить заданий? …
Тогда обратите внимание: д/з будет – закончить выполнение всех оставшихся заданий.
Новшество: Группа не комментирует выполненное задание, задание оценивает по критериям др. группа
Все группы справились с заданиями в разной степени…
6 этап – подведение итогов
Подведем итоги ( 1 чел.) Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами? Да.
7 этап - рефлексия
Теперь предлагаю оценить свою деятельность на уроке
У меня, ВС, получилось/ не получилось …
Я затруднился, ВС, в …
ВС, мне было легко/трудно…
Тему вспомнил, но…, ВС.
Я, ВС, с удовольствием…
Дата. _________________________________________________________________
Тема. ___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 1. Ответьте устно на вопросы (можно использовать учебник, стр. 148-149)
1 группа. 1) Что выражают ВС?
2 группа. 2) Являются ли ВС членами предложения? Почему?
3 группа. 3) Как ВС выделяются в устной речи и в письменной?
4 группа. 4) Как графически в предложении выделить ВС? Какими частями речи могут быть ВС?
5 группа. 5) Как узнать, что перед нами ВС?
ЗАДАНИЕ 2. Надпишите над столбиками названия групп ВС
Конечно во-первых к счастью по сообщению пожалуйста
Разумеется таким образом к сожалению по словам позвольте
Бесспорно итак к удивлению по-моему извините
Кажется например к общей радости по мнению согласитесь
ЗАДАНИЕ 3. Вводные слова выделите запятыми. Слова, похожие на них, подчеркните как члены предложения, укажите, какими частями речи они являются.
Для 1 группы
1. К несчастью моему никто не остался равнодушным. К несчастью проливные дожди затопили окрестные поля.
Для 2 группы
2. Поход наш верно продлится ещё несколько дней. Я верно решил все задачи в контрольной работе.
Для 3 группы
3. Удостоверение действительно до конца года. Я действительно этого не знал.
Для 4 группы
4. Я всё сделал (по) вашему указанию. Сколько (по) вашему продержится мороз?
Для 5 группы
5. Вы ему поверьте в последний раз. Поверьте я не хотел этого делать.
ЗАДАНИЕ 4. Составить слайд с заданием ОГЭ по вводным словам.
Пример задания ОГЭ. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Иван, (1) ещё совсем недавно это полотно было идеально натянуто,(2) а теперь оно напоминает бурю на море. Мы, (3) разумеется,(4) мы немедленно стали искать причину беды. Пока спорили, (5) гадали, (6) появился новый сюрприз… _______________________________________
Критерии оценивания выполненного задания ОГЭ по вводным словам.
1. На слайде есть картина, по которой составлены 1-3 предложения.
2. На слайде есть формулировка задания ОГЭ.
3. Ответ на задание «выскакивает» позже (использование анимации).
4. Предложения написаны без орфографических и пунктуационных ошибок.
ЗАДАНИЕ 5. 1. Расставьте в текстах знаки препинания, графически обозначьте вводные слова.
А) Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя и помощники советчики. Они безусловно играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых книги рассказывают о том что человечество совершило передумало чего достигло в далеком прошлом во-вторых объясняют настоящее и конечно увлекают в мир будущего. Хорошие книги бесспорно развивают ум помогают вырабатывать характер формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том что они без сомнения повышают грамотность прививают вкус к хорошему слову и несомненно любовь к языку.
Б) По мнению младшего брата Пушкин будучи мальчиком иногда проводил бессонные ночи в кабинете отца «пожирая» все книги попадающие ему под руку. Обладая необыкновенной памятью Пушкин к удивлению многих в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу Мольера, Бомарше и других. Как вспоминают многие лицеисты он поражал всех своей начитанностью.
2. Вставьте вместо точек вводные слова, необходимые по смыслу, расставьте знаки препинания.
Специальным лазером можно …………………………создать пучок невидимых инфракрасных лучей. Они ……………………….. способны пронизывать многие непрозрачные тела. …………………… такие инфракрасные лазеры станут основой совершенных микроскопов, позволяющих заглядывать внутрь тел и предметов, ныне недоступных нашему взгляду. …………………….. спутники тормозятся атмосферой Земли и постепенно снижаются, а потом сгорают от трения. ………………………. некоторых исследователей спутники можно «подпирать» лучами лазеров. Для справок: по мнению, действительно, безусловно, может быть, как известно
3. Выпишите под цифрой один номера предложений, в которых выделенные слова являются членами предложения, а по цифрой два – предложения, в которых они являются вводными словами. Расставьте знаки препинания в предложениях.
1. Ваше предложение кажется мне неприемлемым. 2. Мы кажется многого не предусмотрели.
3. Окно должно быть открыто всю ночь. 4. Окно должно быть забыли закрыть на ночь.
5. Ты может быть хочешь поехать на экскурсию? 6. Ваше предложение может быть принято на определённых условиях.
7. Откровенно сказать я вижу этого человека впервые. 8. Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.
1)_________________________________ 2)_________________________________
4. Переделайте это сложноподчинённое предложение в простое с вводным словом, указывающим на источник сообщения. Запишите полученное предложение.
Академик Д. С. Лихачёв считал, что «память – это основа нравственности».
________________________________________________________________________________________
5. К выделенным словам подберите синонимы и запишите их в скобках. Расставьте знаки препинания в предложениях.
Завтра по-видимому ( ) будет хорошая погода. Ты много занимаешься значит ( ) экзамены будут сданы хорошо. К сожалению ( ) помощь пришла слишком поздно. Я увлекаюсь боксом, а Володя напротив ( ) всё свободное время проводит в библиотеке. Быть может ( ) мы ещё встретимся. Скорее всего ( ) я поступлю в институт. Завтра по-видимому будет хорошая погода.