СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводные слова, словосочетания, предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сопровождается презентацией, видео из мультфидьма"В стране невыученных уроков"

Просмотр содержимого документа
«Вводные слова, словосочетания, предложения»







Урок русского языка

в 8-ом классе на тему:

Предложения с вводными конструкциями













ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить работу по формированию навыков находить в предложении вводные конструкции;

  • совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями;

  • продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Развивающие:

  • развивать у учащихся критическое мышление;

  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • повышать интерес к изучению русского языка.


Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся.















ХОД УРОКА:

Организация начала урока.

Целеполагание.

- китайская мудрость гласит:

Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я запомню;
Вовлеки меня, и я научусь.


Как Вы понимаете эти слова? (Чтобы знать, необходимо самому освоить деятельность, чем мы и займемся на уроке.)


Проверим, что мы о знаем о вводных конструкциях. Перед вами утверждения, вам предстоит согласиться или возразить.

1. Повторение изученного. (Слайды 3-4)

1. Вводные конструкции грамматически связаны с членами предложения. (нет)

2. Вводные слова являются членами предложения. (нет)

3.Вводные слова указывают на источник информации, способ оформления мысли, чувства, уверенность, связь мыслей. (да)

5. Кроме вводных слов встречаются вводные предложения, вставные конструкции. (да)

6. Выделяются в устной речи интонацией, а на письме запятыми (да)



2.Работа по закреплению изученного материала.

Исправь ошибки !!! (слайды 5-6)

Беспорно, не сомненно, кажется, очевидно, повидимому, подлино ; помоему, по вашему мнению, по преданию, по словам старожилов; поверьте, видите ли, извените.

Бесспорно, несомненно, кажется, очевидно, по - видимому, подлинно; по-моему, по вашему мнению, по преданию, по словам старожилов; поверьте, видите ли, извините.

Разделите вводные слова на группы точкой с запятой там, где кончаются слова одной группы и начинаются слова другой группы:

(1.вводные слова, выражающие различную степень уверенности,

2. вводные слова, выражающие источник сообщения,

3. вводные слова, выражающие обращения к собеседнику).

Синтаксические омонимы (слайды 7-9)

- Перед вами предложения, расставьте в них пропущенные знаки препинания, сравните выделенные слова и их роли в предложении.

1) К вечеру однако ветер утих.

2) Весь день бушевал ветер однако к вечеру утих.

3)Видишь ли ты ту березу, которая грустно опустила свои ветви под тяжестью снега?

4)Я, видишь ли, не совсем понимаю суть нашей беседы.

-Как называются такие предложения? (Перед нами синтаксическими омонимы)

- Весьма важно уметь отличать вводные слова от других частей речи, так как это влияет на что, ребята?

- Правильно, на постановку знаков препинания в предложении, на правильном определении структуры предложения. Посмотрите еще раз на данные предложения. Они разные по структуре?

Найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Запишите предложения в исправленном виде.

1.К счастью, невозможно привыкнуть.

2.Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

3.Может с Теркиным беда.

4.Решение по делу было совершенно очевидно.

5. Одним словом, жизнь расцветает.

6. Поезд очевидно немного запаздывает.

7.В этих местах наводнение, случалось, редко.


КЛЮЧ: 1, 3, 6, 7

Объясните свой выбор.

Какой способ проверки вы можете предложить, чтобы безошибочно выделять вводные конструкции?(Опустить вводную конструкцию или заменить другой вводной конструкцией)


Итак, мы вспомнили постановку знаков препинания при вводных словах и сочетаниях слов.

Подумайте, какие еще вводные конструкции заслуживают особого внимания и подробного изучения? Это вводные предложения - Действительно, тема нашего урока – «Выделительные знаки при вводных предложениях». Запишите тему урока в тетрадь.

- А теперь давайте попробуем определить, какова же цель нашего урока? Для этого ответим на вопросы: Учимся ЧЕМУ? Развиваем ЧТО? Воспитываем в себе ЧТО?

(ответы учащихся)

II. Практикум


. Синтаксический разбор (частичный)- дать характеристику предложению:


Осмотревшись, я пошёл, как мне казалось, прямо к морю, но на пути встретил лесное болото, заваленное сухими деревьями.(Повествовательное , невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, обособленным определением, выраженным причастным оборотом, вводной конструкцией)

-Что представляет собой вводная конструкция- это вводное предложение .

Подчеркните грамматическую основу вводного предложения, по наличию главных членов – оно односоставное. К какой группе вводных слов по значению оно близко? (к группе слов, выражающих различную степень уверенности)

Охарактеризуйте данные предложения. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:

А) Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.

Б) Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище.

В) Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище.


-По виду грамматической основы это какое предложение?

(двусоставное)



К какой группе по значению оно близко? (источник сообщения).


-Обратимся к теоретическому материалу на с.180.

Вводные предложения бывают односоставные и двусоставные.

Я думаю, вы знаете..

Казалось мне, ему не стоило усилий…

В начале вводного предложения возможны союзы как или что.

Вводное предложение на письме выделяется запятыми. Если же оно стоит в середине предложения и на него обращается особое внимание, то вместо запятых употребляется тире.

В лесу – как это и должно быть – буря свирепствовала с меньшей силой.

(читаем вслух еще раз с учетом правила)

Закрепим новый материал.

Упр 377 (1 -1 и 3, 2- 2и 7), 378 (1-1и2, 2- 4и 6) (на доске по 2 человека)

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- А вот эти слова, как вы считаете, являются вводными? Почему?

Вряд ли зима будет снежная. Сегодня именно меня спросят на уроке.

Т.М. с. 181

Будто, как будто, едва ли, вряд ли, всё-таки, почти, якобы, даже, именно, только.

- Действительно, эти слова не являются вводными. Перед нами частицы и наречия. Поэтому запятыми они тоже не должны выделяться. Запишите их, пожалуйста, в столбик . Во второй столбик вводные слова из упр 381.

Подготовка к ОГЭ

- Вводные слова встречаются и в тестовой части ОГЭ по русскому языку, а именно в задании №10. И вот как оно выглядит:

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я вспомнил,(1) как он прыгал с крыши,(2) и подумал: колено,(3) наверное,(4) разбил или,(5) может быть ,(6) позвоночник повредил. 3456


Вот сегодня выскочил из режима, (1) опоздал на завтрак. В неудачах, (2) как говорил мой отец, (3) тоже бывают хорошие стороны. 23


- А вы нашли уже эти цифры? Правильно, и записывать их нужно по порядку и без пробелов и запятых.


Слово учителя: Вы уже совсем не плохо владеете навыками постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкции. Необходимо вам научиться правильно употреблять вводные конструкции в устной и письменной речи.

Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков).

Задание: О чем данный эпизод с точки зрения синтаксиса? (от постановки знаков препинания может измениться смысл предложения.) Так и с вводными конструкциями.

Запишите предложения. Укажите варианты постановки знаков препинания в них. Прочтите предложения, соблюдая интонацию. (самопроверка )

Бабушка может быть дома.

За тем домом видно большое поле.

( Главная цель данного вида работы состоит в том, чтобы учащиеся смогли определить, как меняется смысл предложения при наличии в нем вводных конструкций)

Найди третье лишнее!!! Слово учителя: Перед вами предложения. В скобках даны вводные конструкции, среди которых вы должны найти третью лишнюю. Составьте предложение с вводной конструкцией, аргументируя свое решение.

Весь класс отправился в поход. ( вероятно, будьте добры, стало быть)

Этот разговор ни к чему хорошему не приведет. ( по моему мнению, спасибо, к счастью)

Мой друг заболел. ( к общей радости, как на беду, одним словом)

( В процессе выполнения данного задания у учащихся формируются навыки правильного употребления вводных конструкции)
Заключительный этап урока.

Самостоятельная работа. ( раздаточный материал)

Выпишите предложения с вводными конструкциями, укажите их значение.

Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Ночью весь мир огромный кажется много проще.

  2. К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

  3. Кажется никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.

  4. Правда на свете одна, только истинная.

  5. По народному поверью аист стережет счастье, не подпускает беду.

  6. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

  7. У меня я чувствовал закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.

  8. Наше собрание сегодня пожалуй не состоится.



  1. Подведение итогов. Рефлексия.

В чем заключалась основная задача нашего урока?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?

Что удалось и над чем стоит поработать еще?

  1. Задание на дом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!