Тема: Что такое Средние века?
Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.
Вспомним изученное:
- 1. Что такое история?
- 2. Какой раздел истории вы изучали в прошлом году?
- 3. Какие темы и почему вам особенно запомнились?
- 4. Какими событиями завершилась истории Древнего мира?
Что происходило в период средних веков.
Что изобрели в период истории средних веков.
Средние века
- – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в годы Крестовых походов, инквизиция, преследования еретиков – такова точка зрения гуманистов, просветителей.
Средние века
- - это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями - такова точка зрения романтиков.
Средние века
- - неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности – такова точка зрения историков-материалистов.
Кто же из них прав?
Какими были Средние века в истории человечества?
- 1. Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией), как считали гуманисты.
- 2. Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание и др.
?
Тема: Что такое Средние века?
- 1. Средневековье как часть всемирной истории.
- 2. Основные этапы эпохи Средневековья.
- 3. Исторические источники, их типы и виды.
- 4. Путешествие по учебнику «История Средних веков».
«Лента Времени»
Каковы временные границы Средневековья?
Средневековье (Средние века) -
- Эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (V в.) и до начала эпохи Великих географических открытий (конец XV в.), совпавшая в Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений.
Запись в словарь!
«Средние века»
- Этим понятием он обозначал период истории с V по XV в., т.е. период между Античностью и Новым Временем.
- Или: Античность и Возрождение – две точки взлета человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними – «провал» Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. «Темные века» – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века»
Флавио Бьондо – итальянский гуманист
Работа с текстом учебника (стр. 8)
- 1 вариант: дайте представление об истории и особенностях Римской империи.
- 2 вариант: дайте представление об истории и особенностях северных и восточных соседей Римской империи.
Что изменилось в Средние века?
Европа в Средние века
Единый христианский мир
Единый «исторический континент»
17
Европа в Средние века
Единый христианский мир
Единый «исторический континент»
Заполним таблицу
ЭТАП
ХАРАКТЕРИСТИКА
1 ЭТАП.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ:
2 ЭТАП.
СОДЕРЖАНИЕ:
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ:
3 ЭТАП.
СОДЕРЖАНИЕ:
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ:
СОДЕРЖАНИЕ:
Заполним таблицу
ЭТАП
ХАРАКТЕРИСТИКА
1 ЭТАП. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ: С КОНЦА V ДО СЕРЕДИНЫ XI В.
2 ЭТАП. РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
СОДЕРЖАНИЕ: В ПРОЦЕССЕ СМЕШЕНИЯ НАРОДОВ И ОБЫЧАЕВ СКЛАДЫВАЛИСЬ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ: С СЕРЕДИНЫ XI ДО КОНЦА XIII.
3 ЭТАП. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
СОДЕРЖАНИЕ: СЛОЖИЛИСЬ ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА-МОНАРХИИ, А УСТОИ И ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ ПРОЯВИЛИ СЕБЯ ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ: ПЕРИОД XIV ДО XV В.
СОДЕРЖАНИЕ: ЭТОТ ЭТАП ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НОВЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ ВНУТРИ ОБЩЕСТВА; В КОНЦЕ XV В. ПРОИЗОШЛИ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛИЛИ ЕВРОПЕЙЦАМ ПЕРЕЙТИ К РАННЕМУ НОВОМУ ВРЕМЕНИ
Запишем:
- Раннее средневековье (конец V — середина XI веков).
- Высокое , или классическое, средневековье (середина XI — конец XIII веков).
- Позднее средневековье или раннее новое время (XIV—XVI века)
Что дает нам представление о происходившем в прошлом?
Исторический источник
Письменный
Сказания, книги, пословицы и поговорки, монеты, предметы быта, народные песни, грамоты, соборы и церкви, письма, орудия труда, баллады.
21
Исторический источник
Письменный
Заполните таблицу:
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- 1. пословицы
- 2. храмы
- 3. монеты
- 4. саги
- 5. предметы быта
- 6. хозяйственные записи
- 7. притчи
- 8. письма
- 9. ювелирные изделия
- 10. договоры
- 11. мебель
- 12. сказания
Вспомогательные исторические дисциплины
- Историческая текстология – занимается установлением подлинности текстов, точной даты их создания.
- Палеография – изучает древние рукописи, преимущественно их внешнюю сторону (способ написания, формы букв, особенности материала, на котором писали и т.д.), с целью определения времени и места их создания
Вспомогательные исторические дисциплины
- Генеалогия – занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных.
- Эпиграфика – изучает надписи на древних памятниках, зданиях, произведениях искусства, надгробиях, каменных стелах и плитах.
Вспомогательные исторические дисциплины
- Нумизматика – изучает монеты и другие денежные знаки.
- Геральдика – изучает гербы.
- Топонимика – изучает происхождение названий.
- Ономастика – изучает личные имена.
- Фалеристика – изучает ордена, медали, знаки отличия.
Вспомогательные исторические дисциплины
- Хронология – изучает системы летоисчисления.
- Метрология – изучает различные меры (длины, объема, веса).
- Археография – разрабатывает правила и методы сбора, издания и организации хранения исторических источников (рукописи, книги и т.д.)
Вспомогательные исторические дисциплины
- Археология – изучает вещественные источники.
- Этнография – изучает жизнь и обычаи отдельных народов (быт, традиции, обряды, фольклор).
Как эти науки помогают изучать историю Средних веков?
Структура учебника или «как нам с ним работать»?
- Почему важно изучать историю?
- Чему можно научиться на уроках истории?
Домашнее задание:
Всем: Прочесть страницы 5-11.
По желанию: сообщение об одной из вспомогательных исторических дисциплин.