СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вычитание чисел с разными знаками

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вычитание чисел с разными знаками»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области»






урок по математике 6 класс:

« Вычитание ЧИСЕЛ с разными знаками»









Учитель математики

Чернышова Е.А.







2017- 2018 уч. год


Цели деятельности педагога:

  • закрепить изученный материал,

  • вырабатывать навыки сложения и вычитание чисел;

  • проверить степень усвоения учащимися материала;

  • подготовить к контрольной работе.

Тип урока: итоговый

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

Предметные:

  • находят расстояние между точками;

  • решают примеры на сложение и вычитание целых чисел.

Личностные:

  • проявляют познавательный интерес к изучению математики, способам решения учебных задач;

  • дают позитивную оценку и самооценку учебной деятельности;

  • адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников;

  • понимают причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

  • регулятивные:определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средства ее достижения;

  • познавательные:передают содержание в сжатом или развернутом виде;

  • коммуникативные: умеют высказывать свою точку зрения, ее обосновать, приводя аргументы.

Формы работы на уроке:

  • Фронтальная,

  • Групповая,

  • Парная,

  • Индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-работают с листом оценивания при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлексируют.

Необходимое техническое оборудование:

Компьютер, демонстрационная панель, учебники по математике, раздаточный материал (лист оценивания, карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, смайлики, листы оценивания.


Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

Организационный момент

презентация

слайды 1,2,3

приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.

Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

2

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

2

Актуализация знаний

Презентация

Слайд

Вступительное слово учителя.

Учитель продолжает беседу с проблемной задачей по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

5

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

3

Изучение нового материала

исследование

Презентация

Слайд 9

Вместе с учениками определяет цель урока.

Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №1

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог


4

Физминутка


Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2





5

Закрепление изученного на уроке, решение задач


Выступает в роли тьютора для слабых учащихся

Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задание №2-3 Делают записи в тетрадь.


10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

профессионалное самоопределение,

смыслообразование

6

Самостоятельная работа.



Учащиеся самостоятельно выполняют задание №7.

6

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности


7

Подведение итогов урока, оценивание знаний

-

Что нового узнали на уроке Как найти длину отрезка АВ


Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке

2


Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для 8повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

нравственно-этическая ориентация

8

Домашнее задание


Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2





9

Рефлексия





















п/п

Ход урока

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Слайд 1






Слайд 2









Слайд 3

– Добрый день, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: тетради и ручки, учебники, линейки и карандаши, черновики. Давайте узнаем, с каким настроением вы сегодня пришли на урок математики? 

Приветствуют учителя

У вас на столах лежат смайлики. Поднимите улыбающийся смайлик, если у вас хорошее настроение. Поднимите обиженный смайлик, если у вас настроение плохое.

Учащиеся поднимают карточку

Я вижу, что многие настроены с радостью, попробуем улучшить настроение всех ребят. Желаю вам получить удовольствие от работы на уроке! На столах лежат листы оценивания. Посмотрите. Сколько этапов урока, столько раз вы будете проводить оценивание, в конце урока получите оценку. Подпишите фамилию и имя. (Приложение 1)

Подписывают листы оценивания.

А девизом нашего урока будет изречение одного мудреца, который однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?


2.

Актуализация знаний









Слайд 4

Уроку нас будет необычный. Мы с вами посмотрим, как живут два математических царства: положительных и отрицательных чисел. Запишите в тетрадях число, классная работа.

Много- много лет назад жили в стране «Математика» разные числа, но не ладили они друг с другом. Случалось ли вам быль участниками конфликтов, ссор друг с другом? И какой же самый верный способ прекратить ссору ли драку? Развести их в разные стороны. Вот и король Ноль разделил числа на царство положительных и царство отрицательных чисел. И стали они жить каждый в своем государстве, но вот некоторые из них заблудились и оказались в чужой стране. Давайте же мы поможет числам на экране вернуться к себе домой. Распределите жителей по своим царствам с разбросанными числами.










Учащиеся в тетради записывают числа в две группы:

слева положительные,

справа отрицательные числа,

а ноль оставить на границе между царствами.



Слайд 4

Молодцы, ребята!

Давайте проверим себя, все ли числа вы вернулись к себе домой

Оцените себя.

*Кто очень быстро справился с заданием, расставьте числа в порядке возрастания

Обучающиеся проверяют, верно ли выполнили задания. Исправляют ошибки. Все ли верно справились с заданием? Оценивают себя.

*Получают возможность заработать бонусный бал



Слайд 5

А теперь, давайте вспомним, что мы уже знаем про положительные и отрицательные числа. Для этого сыграем в математическое лото


Блиц - турнир. Математическое лото: (Приложение 4)

  • Координатной прямой называют

  • На координатной прямой точка с большей координатой

  • Два числа называются противоположными

  • Целыми числами называют

  • Сложить два отрицательных числа

  • Модуль числа а –

  • Сложить два числа с разными знаками

  • Сумма двух отрицательных чисел

  • Вычитание двух чисел

Оцените себя.




Учащиеся самостоятельно раскладывают карточки

И сверяют свои ответы с экраном. Оценивают себя.




















Слайд 6












Посмотрите на математическое лото и скажите, какова тема урока.

Верно, тема нашего урока «Вычитание чисел с разными знаками». Запишите, ребята, в тетради.

–Мы с вами уже умеем вычитать целые числа. А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?


-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.


Положительные и отрицательные числа окружают нас повсюду. Давайте же посмотрим, где именно они встречаются?

Поочередно появляются задачи, ответ которых надо записать в виде положительного и отрицательного числа.

  • на севере мороз 45⁰, а на экваторе жара 45⁰. Как это записать короче?

  •  Вася получил 90 рублей, а Коля должен другу 70 рублей. 

  • Лена выиграла 8 очков, а Оля получила 4 штрафных очка.

Как много мыслей вызывают всего 2 знака плюс и минус!! На самом деле эти два знака дают возможности идти в разные стороны. Кто-то совершает хорошие поступки, а кто-то плохие. Многие люди рисуют белыми красками, но не меньше их количество рисуют лишь черными красками.

- Где используется в жизни понятие положительного и отрицательного числа?




Вычитание чисел с разными знаками.


Работать с положительными и отрицательными числами.


Получить навыки правильно вычитать числа с разными знаками





Выходят к доске и записывают

-45⁰ и +45⁰


+90 и -70


+8 и -4









3

Изучение нового материала.






Слайд 8









Слайд 9






Слайд 10

Ребята, в стране математики есть одна проблема: не живут в мире и согласии наши царства, а постоянно враждуют. Давайте с вами посмотрим на одну из битв. Но помните, один воин-плюс может сражаться только с одним воином-минусом и уничтожать друг друга. Уничтожение – это математический термин.  В математике, ребята, так и говорят: две противоположные единицы «минус один» и «плюс один» уничтожаются, то есть дают ноль. Их разрешается зачеркивать.

Например: ( на доке записать)

-7+7=0 или +7-7=0

+2,3-2,3=0 или -2,3+2,3=0

-6,54+6,54 =0 или +6,54-6,54 =0

Итак, посмотрите на экран.

Ребята, пока мы наблюдали за битвой воинов двух царств, мудрецы из положительного царства отправили письмо с заданием к мудрецам отрицательного царства. Письмо затерялось во времени.

А давайте подумаем , сколько путешествует письмо во времени. А как вы думаете , всегда ли можно найти длину пути.


Для этого мы проведем с вами исследовательскую работу. (Приложение 2)

(Работаем в парах.) С помощью координатной прямой найдите длину отрезка АВ.

1.Обратите внимание на знаки ответов. Сделайте вывод: длина отрезка всегда ………………………..число.

2.Сделайте вывод: чтобы найти длину отрезка АВ на координатной прямой, надо из координаты его ……………конца вычесть координату его …………… конца.

Проверьте себя по учебнику стр.185.

3.Основываясь на полученном выводе, не используя координатную прямую, найдите длину отрезка АВ.

а)А(26) и В (-43) б) А(-200) и В (180).

АВ =……….. АВ =………..
















Смотрят на доску.



Приводят свои примеры.


Смотрят на экран.



Работают в парах. С помощью координатной прямой ищут длину отрезка АВ. ( Приложение 2). И делают выводы.

После работы оценивают себя.

В учебнике.



Слайд 11






Слайд 12





Слайд 13

Ребята, а мы вернемся к шкале времени и определим сколько же веков путешествовало письмо. Оно датировано 9 веком до нашей эры, а сейчас у нас какой век?

Верно! 30веков путешествовало это письмо и наконец дошло до нас.

Задача Мудрецов : Мудрец предложил ученику решить дома следующее задание: “Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501”. Отрок как обычно сел за работу, однако дело шло медленно. Тогда на помощь ему пришли мама, папа, бабушка. Вычисляли, пока от усталости не стали смыкаться глаза. А вы, ребята, как бы решили такое задание?

На доске: – 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501

Ребята определяют временной промежуток, используя выводы в исследовательской работе.

21-(-9)=21+9=30






Учащиеся самостоятельно считают задачу, использую вспомогательные вопросы. Ответ 1001

4.

Физ. пауза

Слайд 14

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

И еще раз вправо, влево.

Тихо сели вновь за дело.

Под песенку выполняют движения

5.

Закрепление изученного на уроке, решение задач



Замечательно, а пока мы с вами отдохнули, Ноль подкинул нам задание из учебника.

Решить № (сразу 2 ученика у доски).



6.

Самостоятельная работа с шифровкой.

Слайд 15














Ребята, только что проступило СМС сообщение, что в царствах положительных и отрицательных чисел наступило мирное время. Самое время заняться порядком и украшением домов. Решая полученные задания вы узнаете, чем украшают дома жители положительного и отрицательного царства. Работаем по группам. Представить каждой группы должен будет показать свой объект украшения. ( Приложение 3)

Ребята, а как вы думаете, почему были зашифрованы цветы? Потому, что эти цветы являются предвестниками теплой погоды (положительных температур). Слайды

Мы покидаем царства положительных и отрицательных чисел.

И я предлагаю вам записать домашнее задание.








Учащиеся по вариантам выполняют самостоятельную работу и отгадывают зашифрованные слова

7.

Домашнее задание

Слайд 18

Повторить правила п. 31–34;

решить № 1109 (л–п), 1112(в), 1113 (д; е),

составить по 5 примеров на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Ребята записывают задания в дневники.

8.

Рефлексия.


Слайд 19

А теперь, ребята, оцените свою деятельность на уроке. Просчитайте баллы в листе самооценки. Есть такие, кто получил 2? А кто получил 3?. Получается, что … получили 5 и 4. Да вы, просто молодцы. Поднимите смайлики своего настроения.

1. Я все понял. Урок понравился.

2. Я ничего не понял и с нетерпением ждал конца урока.




Поднимают смайлики

Слайд 20

Спасибо за урок.






Приложение 1

Лист самооценки.

Если вы уверены в знаниях по данному вопросу «- » ставьте «+» ; сомневаетесь ставьте «+ -» ; не уверены – минус).


…………………………….

( фамилия, имя)



Вид задания

Выполнение задания

1

Актуализация знаний

Распределите жителей по царствам


2

Блиц-опрос. Математическое лото.



3

Изучение нового материала: исследовательская работа


4.

Задача Мудрецов



5.

Работа с учебником


6.

Самостоятельная работа с шифровкой




Итог










Приложение 2

Исследовательская работа. Работаем в парах.

С помощью координатной прямой найдите длину отрезка АВ. Заполните таблицу:



А(а)

В(в)

Длина отрезка АВ

Из числа, лежащего правее вычесть число, лежащее левее

Сравнить результаты

1

2

8




2

-3

-5




3

-1

6




4

5

-4





1.Обратите внимание на знаки ответов. Сделайте вывод: длина отрезка всегда ………………………..число.


2.Сделайте вывод: чтобы найти длину отрезка АВ на координатной прямой, надо из координаты его ……………конца вычесть координату его …………… конца.


Проверьте себя по учебнику стр.185.


3.Основываясь на полученном выводе, не используя координатную прямую, найдите длину отрезка АВ.

а)А(26) и В (-43) б) А(-200) и В (180).

АВ =……….. АВ =………..



Оцените себя



Приложение 3

Вариант I.

1. ВЫЧИСЛИТЬ



а) – 34 + (– 7) =

- 41

М

б) 9 + (– 42) =

-33

Е

в) – 11 + 96 =

85

Д

г) – 53 + 55 =

2

У

д) – 12 – 46 =

-58

Н

е) 59 – (– 18) =

77

И

ж) 0 – (– 25) =

25

Ц

з) – 38 – (– 38) =

0

А


-58

-41

-33

0

2

25

77

85

н

м

е

а

у

ц

и

д



Вариант II.

1. ВЫЧИСЛИТЬ



а) – 42 + (– 17) =

-59

п

б) – 56 + 9 =

-47

р

в) 78 + (– 12) =

66

и

г) 65 + (– 65) =

0

м

д) 36 – (– 9) =

45

у

е) – 76 – 16 =

-92

л

ж) 0 – (– 98) =

98

а


-92

-59

-47

0

45

66

98

л

п

р

м

у

и

а







Вариант III.

1. ВЫЧИСЛИТЬ



а) – 44 + (– 7) =

- 51

т

б) 19 + (– 32) =

-13

ю

в) – 11 + 36 =

25

л

г) – 53 + 45 =

8

ь

д) – 12 – 36 =

-48

п

е) 59 – (– 28) =

87

а

ж) 0 – 25 =

-25

н


-51

-48

-25

-13

8

87

25

т

п

н

ю

ь

а

л




Вариант IV.

1. ВЫЧИСЛИТЬ



а) – 42 + (– 27) =

-69

б

б) – 56 + 99 =

43

а

в) 78 + (– 22) =

56

р

г) 45 + (– 65) =

-20

в

д) 36 – (– 9) =

45

и

е) – 76 – 6 =

-82

н

ж) 0 – (– 69) =

69

о

з) 87-67=

20

к


-82

-69

-20

20

43

45

56

69

н

б

в

к

а

и

р

о




Вариант V.

1. ВЫЧИСЛИТЬ



а) – 34 – 7 =

- 41

г

б) 8 – 42 =

-34

и

в) – 11 - 56 =

-67

а

г) – 53 - 33 =

-86

ц

д) 12 – 46 =

-34

и

е) 59 – (– 1) =

60

н

ж) 55 – (– 25) =

80

т


-86

-67

-41

-34

60

80

ц

а

г

и

н

т



Вариант VI.

1. ВЫЧИСЛИТЬ



а) – 22 + (– 17) =

-39

н

б) – 16 + 9 =

-7

а

в) 78 + (– 18) =

60

р

г) - 65 – 65 =

130

ц

д) 36 – (– 6) =

42

и

е) 76 – 56 =

20

с

ж) – 53 +73

20

с


-39

-7

20

42

60

130

н

а

с

и

р

ц


Приложение 4

На столе лежит целая карточка левой части математического лото, а правая часть разрезана на 9 частей .

Задача учащихся: Продолжить определения так, чтобы все карточки сложились.


Математическое лото


Координатной прямой называют


Прямую с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и направлением



На координатной прямой точка с большей координатой



лежит правее точки с меньшей координатой


Два числа называются противоположными


Отличающиеся друг от друга только знаками




Целыми числами называют



Натуральные числа, им противоположные и ноль



Сложить два отрицательных числа




Значит, сложить их модули, затем поставить перед полученным числом знак «-».


Модуль числа а –


Это расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а).



Сложить два числа с разными знаками


Значит, из большего модуля вычесть меньший и поставить знак большего модуля.



Сумма двух отрицательных чисел


Есть число отрицательное




Вычитание двух чисел


Сложение уменьшаемого с числом, противоположным вычитаемому




Самоанализ урока


Данный урок проходил в 6 классе, в котором присутствовало 19 учащихся. Обучающиеся в классе имеют средние знания по математике, владеют терминологией, на уроке активны.

Урок проводился согласно тематическому планированию. Тема сообщалась через создание проблемной ситуации.

В рамках данной темы необходимо было повторить, обобщить, систематизировать полученные знания в ходе предыдущих уроков.

Тип урока – урок комбинированный.

Главная дидактическая цель: формирование умения вычитать числа с разными знаками ; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать уважение к ответам товарищей, культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, индивидуальной работе.

Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний, умений и навыков учащихся по данной теме, а так же для результативного усвоения следующего материала и применения при решении задач.

На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный (когда предлагалась учебная ситуация – «задача мудрецов»), метод ассоциаций, частично-поисковый или эвристический метод практически на всех этапах урока, объяснительно – иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.

На данном уроке применялись метапредметные технологии, позволяющие демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для детей. Использовался метапредмет «Знак», т.е. учитель формировал у учащихся способности схематизации. Они учатся выражать с помощью творческого подхода, ассоциаций то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

Особое внимание на уроке уделяется применению знаний в жизненных ситуациях. На каждом этапе, предлагается переосмыслить цель изучения математики – не просто изучать, чтобы применять, а изучать и обдуманно применять на практике.

Использовались такие приемы: организация помощи, неожиданное открытие, организация беседы по пройденному материалу, случайное сообщение.

Использовала игровой момент, элементы соревнования.

Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

Использовались средства обучения: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (лист оценивания, карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint,смайлики, листы формата А4, маркеры, листы оценивания.

Аспект оценки конечного результата урока

На уроке происходило формирование универсальных учебных действий:

личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, креативность мышления; инициативность, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;

регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве;

познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Активность была хорошая. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты, на мой взгляд, оптимальны.


Если останется время, дополнительные задачи на применение законов сложения и вычитания чисел на практике.

Задача 1. Некий торговец купил товар за 7 долларов, продал его за 8 $., потом опять купил, но уже за 9$ и, наконец, продал за десять.

Какова прибыль купца? -7 + 8 – 9 + 10 = 2.

Задача 2. Во время пребывания космонавта в открытом космосе солнечная сторона его скафандра находится при температуре +140 градусов, а теневая сторона при температуре -130 градусов.

Найдите разность температур солнечной и теневой сторон скафандра. 140-(-130)=270

Задача 3. (сценка) Встречаются Иван Тимофеевич с Тимофеем Ивановичем.

И.Т. –Доброго здоровья тебе, Т.И.

Т.И. –И тебе не хворать!

И.Т. – Не мешало бы нам рассчитаться!

Т.И.- Ну что же! Я не против! У меня 700 рублей и я должен тебе 400 рублей!

И.Т. – Согласен! А у меня 900 рублей и я должен тебе 600 рублей.

Вместе: Сколько останется у каждого после взаимных расчет

ов? Т.И. 700-400+600=900 И.Т. 900-600+400= 700

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!