Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося |
I. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Математический диктант. Решение задачи устно | Организует устный счет с целью актуализации знаний. Назовите сумму чисел: 8 и 1; 2 и 1; 1 и 6; 1 и 9. Назовите разность чисел: 8 и 1; 6 и 1; 1 и 1; 10 и 1. Чему равна сумма чисел: 2 и 2; 7 и 2; 2 и 4; 2 и 5; 6 и 2? На лужайке растут 7 березок и 3 клена. Сколько всего растет деревьев? | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания устного счета. Решение: 7 + 3 = 10 (деревьев) | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 42–43). Задание 7 | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? – Сколько всего отцепили вагонов? – Решите задачу | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решение: 1-й способ. 11 – 1 – 1 = 10 – 1 = 9 (вагонов). 2-й способ. 1) 1 + 1 = 2 (вагона) – отцепили. 11 – 2 = 9 (вагонов) – осталось | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Осуществлять контроль по результату |
Задание 8 | Учитель предлагает рассмотреть три способа вычитания 2. – Выложите перед собой 11 фишек. Уберите 2 фишки. – Как будете убирать? – Сколько фишек осталось? Сколько убрали? – От какого числа начинаете работать? – Куда «шагаете»? Сколько «шагов» делаете? – На каком числе остановитесь? | I способ: работа с фишками: 11 – 2. Вывод. Значит, 11 – 2 = 9. II способ: работа по шкале линейки: 11 – 2. Вывод. Значит, 11 – 2 = 9. III способ: вычисление по частям. – Два – это 1 и 1. Поэтому сначала из 11 вычтем 1, получим 10, потом из 10 вычтем еще 1, получим 9 |
Задание 9 | – Выполните вычитание числа 2 разными способами | Работают самостоятельно. Выполняют вычитание числа 2 удобным способом. Взаимопроверка в парах |
Задание 10 | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? – Выберите запись для решения данной задачи | Решение: 9 – 2 = 7 (цв.) – ромашки |
Задание 11 | – Рассмотрите первый рисунок. Составьте задачу на вычитание. – Рассмотрите второй рисунок. – Придумайте задачу на вычитание | – Горело 6 свечей. 2 свечи потухло. Сколько свечей осталось гореть? Решение: 6 – 2 = 4 (свечи). – На площадке было 6 вертолетов. 2 вертолета улетели. Сколько вертолетов осталось на площадке? Решение: 6 – 2 = 4 (вертолета) |
Задание 12 | – Сколько арбузов на рисунке? – «Сколько арбузов останется, если я продам покупателю 2 арбуза?» – подумал продавец | Решение: 7 – 2 = 5 |
Задание 13 | – Какие числа написаны на перевернутых карточках? – Как рассуждали? | Ј + 2 = 11 11 – 2 = 9 Значит, пропущено число 9. Ј – 2 = 9 9 + 2 = 11 Значит, пропущено число 11 |
III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Задание 18 (с. 45) | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Составьте план построения отрезка, длина которого равна длине зеленого отрезка. С чего вы начнете, как будете действовать дальше? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Измерим длину зеленого отрезка. – Поставим точку – начало отрезка. – Отложим 11 см – длину зеленого отрезка по линейке. – Отметим точку – конец отрезка |
Задание 19 | – Рассмотрите чертеж. Верно ли, что на рисунке только четыре отрезка? | Работают в парах. – На рисунке всего шесть отрезков: три отрезка зеленого цвета и три отрезка красного цвета |
Задание 20 (с. 46) | – Что везет машина? – На какую фигуру похожа каждая буква? | – Машина везет молоко. – Буква «о» похожа на круг, буква «л» – на треугольник, буквы «к» и «м» – на пятиугольник |
Задание 21 | – Винтик и Шпунтик изобрели две вычислительные «машины». Первая к данным числам прибавляет 2, вторая из данных чисел вычитает 2. Проверьте, есть ли ошибки в работе «машин» | Проверяют сложение и вычитание. Находят ошибку: 11 – 2 = 8 |
IV. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. – Что нового узнали на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять итоговый контроль |