Просмотр содержимого документа
«Выдвижение гипотезы. Задачи исследования»
Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования.
Этапы работы
- Установление объекта изучения.
- Постановка и формирование проблемы.
- Определение предмета.
- Определение цели и задач исследования.
- Выдвижение гипотезы.
- Построение плана исследования (выбор методов и процедур).
- Проверка гипотезы.
- Оформление результатов исследования.
- Определение сферы применения найденного решения.
- Проверка и уточнение выводов
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ исследования
Цель исследования — это сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе исследования.
Задачи исследования — это ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.
Основная задача исследования
- Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов (причин), дестабилизирующих этот процесс.
Дополнительные задачи
- Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и формулируются дополнительные задачи. В последнем примере в качестве дополнительных задач могут выступать: выявление степени обеспеченности учащихся или студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеурочное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.
Формулировка цели и задач
- При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать».
- При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить».
Что такое гипотеза?
- Гипотеза - гипотезы, ж. [греч. hypothesis ] (книжн.). Научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых ( науч .). Создать гипотезу. Прийти к гипотезе. Строить гипотезы. Рабочая гипотеза (см. рабочий ). || Всякое предположение, допущение, домысел .
Требования к гипотезе
- Она должна содержать предположение; Она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик; Она должна быть логически непротиворечивой; Она должна быть реально опровергаемая или доказуемая.
Выдвижение гипотезы
А теперь начинается самое интересное. Черпая вдохновение от увиденного и следуя своей интуиции, с полной свободой творчества, вы делаете предположение о том, что может заполнить просветы в вашей теме. Предполагая, что ваша гипотеза верна, вы переходите к изучению её следствий, используя при этом определённые методы. Если вы приходите к противоречиям, вы понимаете, что это неверный путь. С другой стороны, если ваша догадка логически правильна и не нарушает другие законы, то это и есть ответ.
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Что такое метод?
МЕТОД - метода, м. [греч. methodos]. Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Диалектический метод. Экспериментальный метод. Аналитический метод. Метод наводящих вопросов (в преподавании). Метод целых слов (в обучении грамоте). Применять какой-нибудь метод. Пользоваться каким-нибудь методом.
Вставьте заголовок слайда
- Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.
- Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
- Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur.
- Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.
- Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Какие бывают методы
метод НАБЛЮДЕНИЯ
метод
ЭКСПЕРИМЕНТА
метод
ОПРОСА
метод
АНКЕТИРОВАНИЕ
метод МОДЕЛИРОВАНИЯ
метод
АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
Метод наблюдения
- Краткая характеристика метода
- Наблюдение представляет собой метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения исследования.
- Основное назначение : получать объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя и регистрируемую в виде признаков (категорий), определять их повторяемость, типичность.
- Область применения : все этапы разработки проблемы, в ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотез, для коррекции выводов исследовательской работы. Более оптимально использование наблюдения для получения описательной информации, реже – оценочной информации. Может применяться в исследовании всех сфер жизнедеятельности. Сочетается практически со всеми другими методами.
- Основные нормативные требования : Четкое выделение исследовательской позиции, ее самостоятельность, ограничение форм сближения, идентификация с объектом наблюдения. Планомерность процесса наблюдения. Однозначность толкования регистрируемых признаков на всех этапах всеми наблюдателями. Своевременность регистрации
Метод социального эксперимента
- Эксперимент представляет собой метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных).
- Основное назначение: выявление информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, достижение нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от метода наблюдения на основе данных эксперимента не только получают описательную информацию, но и дают объяснение связей, отношений, процессов.
- Область применения: доказательство гипотез исследования. Его проведение предполагает использование других методов (наблюдения, опроса, анализа документов); применяется во всех общественных науках.
- Основные нормативные требования : четкая ориентация на гипотезы исследования. Строгий контроль за ходом процедур, обеспечение его чистоты. Воспроизводимость , возможность повторения. Строгое соответствие нравственным нормам. Сохранение нормального функционирования и развития объекта. Ограничения в применении : эксперимент осуществим только по тем объектам, которые позволяют выявить свою структуру переменных, где допустимо введение экспериментального фактора, возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте. Локальность эксперимента ограничивает исследователя в возможностях широких обобщающих выводов.
Метод опроса
- Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные исследователем, вытекающие из целей и задач исследования.
- Основное назначение : получить социальную информацию о состоянии (общественного, группового, коллективного, индивидуального) мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью.
- Область применения . Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного социологического исследования.
- Основные нормативные требования . Четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследования; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; точность фиксации ответов респондентов. Ограничения в применении . Данные опроса выражают субъективное мнение опрошенных. Выводы из полученной информации желательно сопоставить с данными, полученными другими методами. Необходим учет смещений, связанный с особенностями отражения социальной практики в сознании индивидов.
Метод анализа документов
- Анализ документов – метод систематического анализа документов, направленных на получение информации, значимой для целей исследования.
- Основное назначение: извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте; зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность; выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики исследуемого процесса, явления.
- Область применения. Любое социологическое исследование на всех его этапах: в ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотез, коррекции выводов исследования. В одинаковой степени может быть использован для получения как описательной, так и оценочной информации. Может служить в качестве основного (единственного) метода сбора информации и сочетаться с другими методами. Применяется в анализе всех сфер жизни.
- Основные нормативные требования. Четкая и достаточно полная оценка значимости документа с точки зрения целей исследования, его надежности и достоверности содержащейся в нем информации.
Метод моделирования
- Метод моделирования получил особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия.
- Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования: 1) Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.
Домашнее задание
- Изучить записи в тетради.
- Привести примеры вариантов выдвижения гипотез к своему проекту или проекту сверстников.