СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Управление воспитательной системой образовательной организации

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта выпускная работа  поможет   работникам администрации школы для прохождения курсов повышения квалификации.

Просмотр содержимого документа
«ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Управление воспитательной системой образовательной организации»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Саратовский областной институт развития образования»



Кафедра управления развитием образования





ВЫПУСКНАЯ РАБОТА





Управление воспитательной системой образовательной организации



Автор работы:

Овчинникова Т.Ф. ______________

(ФИО) (подпись)

Научный руководитель:

___________________ ___________________

(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)


Допущена к защите:

зав. кафедрой управления развитием

образования, доцент, к.ф.н.

___________________

(подпись)



Дата сдачи:

«____»______________20__г.

Дата защиты:

«____»______________20__г.

Оценка: __________________






Саратов

2019




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. . 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ……………………………………………. 5

1.1. Сущность понятия «воспитательная система образовательного учреждения» ……………………………………………………………................5

1.2. Структура воспитательной системы ………………………………………..9

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ………………………………………………………………………….11

2.1. Изучение сложившейся воспитательной системы в образовательной организации……………………………………………………………………….11

2.2. Разработка программы развития воспитательной системы МОУ «СОШ п. Нива» в рамках гражданско – патриотического направления «Я гражданин России»……………………………………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..28













ВВЕДЕНИЕ

Что представляет собой современная школа? Современная школа - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная потому, как там, в школе им живется, работается или учится. А это зависит от много: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от подобравшегося коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов…

Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.

Современное образовательное учреждение рассматривается как сложная система, а воспитание способно придать образовательному процессу новое качество.

Сегодняшнее многообразие форм учебно-воспитательных учреждений диктуется в значительной степени тем, что в условиях обычной массовой школы затруднено главное - создание мира детства с такой атмосферой взаимоотношений взрослых и детей, где реализуется возможность самовыражения и самоутверждения каждого. Само содержание учебно-воспитательной работы, структура массовой школы, ее организация и режим настроены на «вал», но никак не на создание условий, максимально способствующих развитию личности школьника.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью в разработке новой модели воспитательной системы, в определении содержания деятельности всех участников педагогического процесса по её формированию; создание условий, при которых работа воспитательной системы обеспечивала бы качественно более высокий результат воспитания школьника.

В современных условиях требуется школа, способная на более высоком, качественно ином уровне решать учебно-воспитательные задачи, следовательно, школа, имеющая свои принципиальные особенности.

Таким образом, педагогический процесс в образовательном учреждении рассматривается как многостороннее явление, в котором наряду с деятельностью педагогов, важнейшим элементом является учебная, научная, творческая деятельность и самостоятельность воспитанников. Учебная, воспитательная, научная и творческая деятельность педагогов выступает средством, а самостоятельность воспитанников в процессе личностного развития - целью. Задачей педагогов является организация в процессе воспитания – самовоспитания, в процессе обучения – самостоятельности учения, в процессе развития школьников – инициирования процесса их саморазвития. Задача школьников – обретение основ для перехода с объектной позиции в процессе воспитания, обучения, развития на осмысленную активную субъектную позицию. Таким образом, в деятельности школы реализуется личностно-ориентированная парадигма, опирающаяся на ведущий принцип интегративно-гуманитарного подхода – все, что происходит в школе, должно стать для учащегося личностно значимым; ученик - не сторонний наблюдатель, а заинтересованная личность, он должен все как бы попустить через себя.

Исходя из вышесказанного, объект нашего исследования - воспитательная система, предмет - организация воспитательной системы МОУ «СОШ п. Нива».

Цель работы: теоретически обосновать существующую воспитательную систему МОУ «СОШ п. Нива» и разработать проект развития этой системы.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность воспитательного процесса в целом

  2. Разработать воспитательную систему школы современного образовательного учреждения.

  3. Определить содержание деятельности всех участников воспитательного процесса. Методы исследования: для решения поставленных задач были использован комплекс методов: теоретический анализ литературы и диагностические методы (тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Воспитание подрастающего поколения является стратегической задачей каждого общества. Изменения в общественной, экономической жизни общества ведут к существенным изменениям духовной жизни, в том числе и системы воспитания. Новые лозунги, идеи и перспективы вносят коррективы в устоявшиеся, общепринятые каноны поведения, формы сознания людей. Нередко эти процессы проходят болезненно, с изменением идеалов и ценностей. Принятие нового требует определенного времени и усилий, направленных на создание новых парадигм воспитания, объединенных новыми концептуальными основами и технологиями внедрения в реальный воспитательный процесс современной школы. Эффективность этого процесса зависит от организации воспитательного процесса на уровне конкретной организации (например, образовательного учреждения).

    1. Сущность понятия «воспитательная система образовательного

учреждения»

Категория воспитательных систем образовательного учреждения помогает адекватному пониманию многих современных педагогических реалий. Так, новаторское движение педагогов переходит от поиска отдельных, частичных средств повышения эффективности образовательного процесса к выработке целостных моделей школьных воспитательных систем. В научной литературе существует небольшое количество дефиниций, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена.

Понятие «воспитательная система образовательного учреждения» рассматривается учеными с различных позиций, то есть выделяются одна или несколько наиболее существенных сторон.

Наиболее распространены следующие, характеризующие целостность и социальную природу этого явления:

воспитательная система — это то самое широкое понятие, которое включает в себя все системные понятия, связанные с образовательным учреждением в качестве подсистем, то есть материальные, процессуальные и идеальные компоненты [ 4,2];

воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, способствующих развитию личности обучающегося [12, 19];

воспитательная система – это комплекс взаимосвязанных компонентов, развивающихся во времени и пространстве: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы [4, 5].

Также воспитательная система рассматривается с организационно-процессуальной стороны воспитательной деятельности:

воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения (организации) [8, 11].

На мой взгляд, воспитательная система — это целостное образование, которое организуется в процессе интеграции основных компонентов воспитания (цель, субъекты воспитания, их деятельность, общение, отношения, кадровый потенциал, материальная база), что способствует в конечном счете развитию и саморазвитию личности, созданию своеобразной, по определению К.Д. Ушинского, "духа школы"[15,67].

Осуществляя анализ понятия "воспитательная система", необходимо учитывать психолого-педагогические условия формирования личности обучающегося, прежде всего такие:

  • диагностика развития личности, детского и педагогического коллективов;

  • формирование и обоснование цели воспитательного процесса;

  • организация жизнедеятельности сообщества детей и взрослых в максимально благоприятной для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога, родителей; интеграция усилий субъектов воспитательного процесса;

  • создание в образовательном учреждении развивающей среды, нравственно благоприятной и эмоционально насыщенной;

  • осуществление научно обоснованного анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, полученных результатов воспитательной деятельности.

Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности реальных детей и взрослых, поэтому она не может быть идентичной в разных регионах, даже в двух соседних образовательных учреждениях.

Важными, по моему мнению, есть выделенные Г.И. Сорокой наиболее характерные черты воспитательной системы [4]. Рассмотрим главные из них.

Воспитательная система – это система социальная. Ее ядро – люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Ведь воспитательная система обусловлена общественной потребностью в создании специальных условий для развития у человеческого индивида способностей жить и работать в социуме, осваивать и выполнять социальные роли, преобразовывать природную и социальную действительность.

Воспитательная система – это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией основных педагогических задач:

формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке; овладение обучающимися приемами и способами основных видов деятельности; развитие креативных способностей ребенка, его склонностей и талантов; формирование у обучающихся ценностного отношения к различным сторонам окружающей действительности и к самим себе; развитие у ребенка стремления и способности к самопознанию, самореализации, самоутверждения и самообразования; формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.

Решение этих задач предполагает использование разнообразных форм, методов и приемов педагогического воздействия. Результаты будут зависеть от оптимального и педагогически целесообразного их сочетания и применения.

Воспитательная системаэто система ценностно-ориентированная. Процесс воспитания направлен на формирование научного мировоззрения и общечеловеческих ценностей, народной и национальной культуры, высоконравственных человеческих отношений, гражданских качеств, подготовку к полноценному, соціально активного життя.

Воспитательная система – это система целостная. Учитывая, что само понятие система определяется как целостное образование компонентов, которые взаимодействуют между собой и подчиняются общим, можно утверждать, что эта черта является существенной и необходимой. По количеству компонентов и их наличия в воспитательной системе единого мнения ученых нет. Но известный исследователь педагогических систем В.П. Симонов [12,25] справедливо утверждает, что нарушение целостности приводит к распаду системы вообще.

Воспитательная система – система открытая, самоуправляемая и саморазвивающаяся. Надо отметить, что эта черта определяется особенностями воспитательного процесса как такого вообще. Ведь воспитание является социальным явлением, которое означает формирование и развитие личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов. Кроме того, воспитательная система должна иметь высокий уровень организации, что обеспечит способность меняться, совершенствоваться согласно поставленных целей, объективно анализировать и определять перспективы своего развития. Создание, укрепление и корректировка связей между компонентами системы должны обеспечивать целостность системы. Но главный критерий эффективности развития гуманной воспитательной системы — развитие личности ребенка. Процесс развития воспитательной системы в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизованным системой. В результате педагогического управления воспитательной системой и процессами самоорганизации складываются закономерности ее развития.

И как результат всей деятельности воспитательной системы – она является целенаправленной системой. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл. Цель в учебно-воспитательной системе играет роль системообразующего и системоинтегрирующего фактора. Цели подчиняются все компоненты. Именно цели и средства их достижения отличают одни воспитательные системы от других.


1.2. Структура воспитательной системы образовательного учреждения

Проблема определения структуры воспитательной системы до конца не решена. Компоненты, выделяемые разнообразные по характеру и содержанию. Наиболее обобщенная структура воспитательной системы образовательного учреждения такова: цель, ради которой она создается, деятельности и общения, обеспечивающих ее реализацию, отношения субъектов деятельности, основная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему. Г.И. Сорока[4,45] приводит еще следующую структуру: ценностно-смысловое ядро (цель, принципы, содержание, методика), пространственно-временная структура (различные формы деятельности с учащимися), координационно-педагогический компонент (функции, педагогические технологии, управление развитием системы, система повышения компетентности педагогов, родителей). Однако, по моему мнению, приведенные примеры структур воспитательной системы образовательного учреждения неполные и не отражают в полном объеме всех сфер функционирования. Предложенная Я.Н. Степановым[14] структура является более логичной и оптимальной. Она включает:

индивидуально-групповой компонент (педагоги, обучающиеся, родители, взрослые, которые принимают участие в деятельности образовательного учреждения);

ценностно-ориентационный компонент (цели, ценности, принципы деятельности, перспективы);

функционально-деятельностный компонент (формы и методы работы, общения, функции, управления);

коммуникативный компонент (отношения, внутренние и внешние связи);

диагностико-результативный компонент (критерии эффективности, оценка и анализ функционирования).

Анализ предложенной структуры воспитательной системы доказывает, что такой подход учитывает не только субъектов, деятельность воспитательного процесса, а особенно – технологический подход в функционировании.















ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

2.1. Изучение сложившейся воспитательной системы в образовательной организации

Изучение сложившейся воспитательной системы школы осуществлялось по следующим критериям: социальное положение образовательного учреждения, общее использование кадровых ресурсов, уровень (качество) воспитанности детей, личностное развитие и поведение учащихся.

В процессе исследования были использованы следующие методы. Методы теоретического анализа: ретроспективный, включающий анализ отечественной и зарубежной литературы в области педагогики, истории педагогики, психологии, социальной педагогики; изучение и обобщение педагогического опыта по исследуемой проблеме; анализ существующих подходов и моделей воспитательных систем ОУ; педагогическое проектирование; эмпирические методы: наблюдение и включенное наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности детей, диагностики психологического климата и динамики здоровья учащихся: сравнительных оценок родителей, высказываний учащихся, анкетирование учащихся и педагогов с целью выявления степени удовлетворенности сложившейся воспитательной системой отношения к школе в общественном мнении города.
В ходе анализа школьной документации отметили, что воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг). Эта система – единое целое, где взаимосвязанная педагогическая деятельность, определенная блоками – программами и деятельность учащихся и ученического совета, протекающая в разных формах. Кроме этого система охватывает и разнообразную деятельность за пределами школы.

1.Социальное положение образовательного учреждения.

Особенности образовательного учреждения.

МОУ «СОШ п. Нива» была открыта в январе 1974 года. (Первая школа в совхозе была открыта в 1929 году.)

Адрес школы: п. Нива ул. Первомайская ,5

В МОУ «СОШ п. Нива» 11 классов, из них 4 класса – начальная школа, среднее звено – 5 классов, старшее звено – 2 класса. В школе обучается 52 учащихся. Ежегодно составляется социальный паспорт школы, социальные паспорта классов. По данным социальных паспортов классов, учащихся, проживающих в неполных семьях, – 34. Опекаемых детей на конец учебного года на школьном учете под опекой (попечением) числятся 1 ребенок. Количество неполных семей/ матерей – одиночек - 6/5 Количество детей в неполных семьях – 7/5

Для всех участников образовательного процесса обеспечиваются социальные гарантии и проводится большая работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Удовлетворенность родителей информацией о социально-педагогических процессах в ОУ

Для определение степени родительской удовлетворённости качеством предоставления образовательных услуг, изучения мнения о профессиональных качествах педагогического состава в 2018-2019 году было проведено анкетирование.

В данном анкетировании были задействованы родители учащихся МОУ «СОШ п. Нива» различных возрастных категорий. Отношение к школе исследовалось по нескольким направлениям:

организация образовательного процесса на различных уровнях, мнение о педагогическом составе, работающем с детьми, так же получение возможного дополнительного запроса к педагогам и администрации и предложениям по улучшению образовательного процесса в целом.

  1. В рамках изучения удовлетворённости организации образовательного процесса результаты обработанных данных таковы:

основная масса родителей -57,9 % полностью удовлетворена работой школы; 35,3% опрошенных удовлетворены образовательным процессом в целом, а 6, 7% - затруднились однозначно ответить.

Организацией школьного быта, питанием в школе, состояние школьных помещений, оформлением классов, материально-техническим обеспечением школы абсолютно удовлетворены все опрошенные.

Отношениями с педагогами и администрацией удовлетворены 50 опрошенных. Отношение ребенка к школе в целом и взаимодействием между детьми в классе большинство родителей указывают, как положительное.

  1. В определении мнения о педагогах, работающих с ребёнком большая часть родителей однозначно определило высокий уровень профессионализма всего педагогического состава школы и высказало утверждение об авторитете, которым пользуются педагоги у них и их детей (96, 6 %)

Вопрос о получении достаточной информации об успехах и неудачах ребенка занял место в положительном уровне оценочной шкалы. Основная масса родителей (48 ч.) считает, что в школе они всегда получают достоверную и объективную информацию о своем ребенке. Пункт о получении сведений важного характера о личностном развитии ребенка также позитивно оценивается родителями.

  1. В пункте о дополнительной помощи от администрации и специалистов школы большинство родителей (38 ч) ответило, что при возникновении каких-либо вопросов старается их решать в рабочем порядке и обращается с вопросами к специалистам или администрации процессе школьного обучения. 34 родителей ответило, что никогда не возникало проблем, с которыми приходилось бы обращаться к специалистам и администрации школы. Остальные 12 затруднились ответить на данный вопрос.

Реальное участие родителей и всех участников образовательного процесса в формировании воспитательной программы.

В школе ведется серьезная работа с родителями. На родительских собраниях проводится анкетирование, обсуждаются локальные акты, успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности - творческие работы детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное участие в конкурсах

Многие родители вместе с детьми и классными руководителями живут одной жизнью, объединены едиными воспитательными целями. Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на любого человека в любом возрасте. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми на уровне класса даёт хорошую возможность для роста учащихся в личностном плане: школьники с удовольствием включаются в классные, а затем и в общешкольные мероприятия, начинают проявлять себя в самоуправлении школы

Психологический и эмоциональный микроклимат в учительском коллективе.

Особенностью нашей школы является преемственность педагогических кадров. В школе работают 14 педагогов, 8 выпускников нашей школы вернулись в её стены в качестве преподавателей. Отсутствие текучки кадров тоже является особенностью нашей школы. Многие коллеги работают в ОУ на протяжении всей жизни. Для 12 учителей это 85% МОУ «СОШ п. Нива» первое и единственное место работы. Нами было проведено анонимное анкетирование учителей с целью выявления уровня удовлетворенностью своей работой. Всего было опрошено 14 педагогов, и анкетирование показало следующие результаты:

  1. Сложившимися отношениями с учащимися – 75%

  2. Отношениями с коллегами – 80%

  3. Отношениями с администрацией – 65%

  4. Отношениями с родителями учащихся – 60%

  5. Соответствием профессии личным способностям – 65%

  6. Возможностями для творчества – 50%

  7. Заработком – 10%

8. Организацией труда в школе – 65%

9. Возможностями продвижения по службе – 5%

Данное анкетирование позволяет сделать вывод, что сложившийся микроклимат, отношения с коллегами и администрацией устраивают большинство респондентов.

Цели и задачи воспитательной системы.

Целью существующей воспитательной системы школы является развитие познавательной активности учащихся, формирование гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных основ личности, способностей к самоопределению, воспитание толерантности на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов; формирование мировоззрения противоположного доминирующему в настоящее время - бездуховному потребительскому.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

Создание духовно-нравственной воспитательной среды.

Создание в школе атмосферы культуры и образовательно-ценностных ориентаций.

Развитие инициативы и творческой самостоятельности во всех ви­дах деятельности.

Формирование и укрепление школьного содружества как общности взглядов, целей и стремлений в достижении социальной зрелости и профессиональной подготовки будущего специалиста.

Содержание воспитательного процесса.
В основе воспитательного процесса моделирование шести блоков-программ, базой которых являются духовные ценности.

I блок «Сознание красоты спасет мир».
Задачи. Эстетизация школьной среды. Сохранение культурных ценностей.

II блок. «Все для любви, которая собирает».
Задачи. Воспитание милосердия. Единение в обществе. Профилактика экстремизма, радикализма, вражды. Привитие учащимся веротерпимости.

III блок. «Человек XXI столетия».
Задачи. Охрана окружающей среды. Экологическое образование. Формирование экологического мышления. Сохранение жизни на Земле.

IV блок. «В здоровом теле здоровый дух».
Задачи. Осуществление здоровьесберегающей деятельности. Формирование здорового образа жизни.

V блок. «В начале жизни школу помню я...».
Задачи. Гражданско-патриотическое воспитание. Возрождение российской национальной культуры. Воспитание чувства патриотизма и любви к школе, дому, семье, родному краю, Отчизне.

VI блок. «Мыслю, значит существую». 
Задачи. Интеллектуальное развитие. Учебно-исследовательская деятельность. Формирование творческого отношения к интеллектуальному труду и труду вообще.

Программы-блоки позволяют решать и другие конкретные задачи:

организация познавательной деятельности школьников разных возрастов, с единой темой, например, «Дни дружбы», «Праздник Земли»;

методическая роль блока - показать активную форму воспитательной работы, которую любой воспитатель возьмет для работы с классом;

разработка тематического проекта для школьников разных возрастов, на перспективу, например, проект «Экскурсия», «Здоровье», «Милосердие».

 Осуществление деятельности по блокам-программам проходит в двух взаимосвязанных формах: урочная и внеурочная, внеклассная творческая деятельность.

Учебная деятельность

Напрямую занимаются проблемами нравственности предметные кафедры гуманитарного и общественного циклов. На таких предметах, как история, литература, русский язык, мировая художественная культура, обществознание поднимаются вопросы о совести, смысле жизни, душе, терпимости, самосовершенствовании, о культурных, художественных и духовных ценностях человека и общества. Тем самым создается атмосфера осознания себя как личности, осознания своего бытия на земле. Значительно расширен спектр курсов духовно-нравственного цикла за счет введения новых предметов: «История мировых религий», «Основы религиозных культур и светской этики». Важный аспект воспитания духовности - гуманитарный подход к преподаванию предметов естественнонаучного цикла: химии, физики и биологии, экологии, охраны окружающей среды, естествознания как синтеза взглядов на мир человека. Важным здесь является признание необходимости преодоления разобщенности гуманитарной и естественнонаучной областей знания с целью формирования у учащихся целостной картины мира; жесткое разграничение гуманитарных, естественных и технических дисциплин уже давно привело к фрагментарности видения реальности, к искаженному восприятию мира и, в результате, к возникновению двух отчужденных друг от друга культур - гуманитарной и естественнонаучной. Учебная деятельность должна быть ориентирована на интегрирование предметов естественного и гуманитарного циклов.

Работа по интересам
Внеурочная, внеклассная творческая деятельность учащихся развивает творческий духовный потенциал личности ребенка через создание единого культурного пространства, где он осуществляет деятельность, сотрудничая как со своими товарищами, так и с учителями, учеными, деятелями культуры, психологами, родителями. Учащиеся могут свободно выбирать вид внеурочной деятельности: это может быть творческое объединение, клубы, участие в различных проектах, конкурсах, конференциях, круглых столах, проходящих как в школе, в библиотеках и др.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.).
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. 

Курсы формируются с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляются посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

В 2019-2020 учебном году в МОУ «СОШ п. Нива» учащимся предлагаются следующие курсы в рамках внеурочной деятельности:

Название кружка

Направление

«Хочу все знать»

Общеинтеллектуальное

«Создаем проект»

Общеинтеллектуальное

«Пластилинография» 

Общекультурное

«Спортландия»

Спортивно – оздоровительное

 «Мастерская добрых дел»

Духовно- нравственное

«Калейдоскоп наук»

Общеинтеллектуальное

ЮПП «Юный помощник полиции»

Гражданско-правовое

«Sonneblyme» (Подсолнух)

Общекультурное

ЮДП «Юный друг пограничника»

Гражданско-патриотическое.

Кожаный мяч/ Хоккей

Спортивно-оздоровительное

Баскетбол

Спортивно-оздоровительное

Волейбол

Спортивно-оздоровительное


2. Общее использование кадровых ресурсов.

Укомплектованность кадрами.

В МОУ «СОШ п. Нива» нет свободных вакансий. Вся нагрузка распределена.

Качество педагогического персонала.

Для осуществления воспитательной деятельности образовательное учреждение имеет высококвалифицированные кадры. Характеристика педагогических кадров

а) квалификационные категории: - высшая квалификационная категория – 1 человек (7%); - первая квалификационная категория – 10 человека (71%); - соответствие занимаемой должности – 3 человек (21%);

б) звания: - «Почетный работник общего образования» - 1 человек;

в) Грамота МО Саратовской области - 3 педагога;

Распределение педагогических работников по возрастным категориям


Моложе 25 лет

0 чел.   (0%)

от 25 до 35 лет

0 чел.   (0%)

от 35  и старше   

14 чел.   (100%)




2.2. Разработка программы развития воспитательной системы МОУ «СОШ п. Нива» в рамках гражданско – патриотического направления «Я гражданин России».

Исходя из анализа существующей воспитательной системы, можно сделать вывод о необходимости развития гражданско-патриотического направления в нашей школе.

В настоящее время граждански-правовое воспитание находится на этапе становления, который включает разработку содержания граждански-правового воспитания, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Главной целью гражданско-правового воспитания является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданско-правовое воспитание направлено на формирование гражданской компетентности личности. Граждански-правовая компетентность личности — это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.

Становление граждански-правовой компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих граждански-правовое самосознание.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное воспитание, реализуемое проведением внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Реализация свободной, разумной жизни возможна только через опыт общественной, групповой, личной жизни каждого человека, в том числе и подростка. При всей важности конкретных знаний, приобщения к мировой и отечественной культуре, сама жизнь ребенка в школе должна быть устроена так, чтобы давать ему этот опыт свободы, ответственности и самостоятельности.

Воспитательный потенциал содержания гражданского образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости все-таки недостаточен для формирования социально активной, компетентной личности. Формирование гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнано, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у детей такие навыки, следует «включить» школьника в окружающий мир во всем его многообразии.

На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры России, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурное достижение своей страны. Важно сформировать у школьников опыт активного социального действия, восприятие своих гражданских умений, действий, опыта защиты интересов своей группы.

Программа разработана по циклическому принципу и рассчитана на семь лет, начиная с пятого класса и заканчивая в 11 классе. Приоритетными направлениями программы являются: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей

Программа составлена на основе:

-Программа развития школы на 2015-2020 годы

-Устав школы

-Приказ Министерства Образования РФ от 03.02.2006г. № 21 «Методические рекомендации функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений».

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;

-Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Министерства образования России от 01.03.2013г. №30-51-131/1б).

-Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Министерства образования России от 31.01.2007г. № 90/30-1б).

Основная цель программы: является создание педагогических условий формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающий чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите. Подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства.

Основные задачи программы:

- воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей;

- формирование осознанного отношения к ценностям Отечества: его прошлому, настоящему и будущему;

- формирование чувства собственного достоинства, самостоятельности, начиная с умения использовать свои права и выполнять обязанности;

- формирование социально-активной личности, имеющей активную гражданскую позицию, способной к принятию самостоятельных решений;

- формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром, формировать личную установку на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства;

- формирование патриотического мировосприятия на основе исторической памяти;

- использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания;

- привлечение учащихся к исследовательской, научно-практической, творческой деятельности;

- привлечение родителей, представителей различных организаций к решению проблем духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания подрастающего поколения.

Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:

- классные часы, беседы, «круглые» столы, устные журналы, диспуты, деловые и ролевые игры гражданско-патриотического направления;

- разнообразные виды творческой деятельности детей;

- проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов;

- просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной аппаратуры;

- детская благотворительность;

- тематические и творческие вечера, концертные программы гражданско-патриотического направления;

- организация выставок, ярмарок, распродаж творческих работ, художественных изделий, произведённых учащимися;

- родительские собрания;

- анкетирование и тестирование;

- семейный клуб;

- тематические вечера.

Все воспитательное воздействие на ученика осуществляется посредством создания единого воспитательного пространства из взаимодействующих и взаимопроникающих сред: развивающей, адаптивной, оздоровляющей, организующей. Каждая среда имеет свои цели и задачи, согласованные с целями развития школы и направленные на воспитание гражданственности, формирование гражданской зрелости. Целью развивающей среды являются условия для личного развития и самореализации школьников, граждански-правового образования и социализации; задача оздоровляющей среды - воспитание волевых качеств, формирование потребности в здоровом образе жизни; Адаптивная среда - ставит задачи сформировать активную жизненную позицию, правосознание, учить отстаивать свои права.

Реализация модели гражданско-правового воспитания в рамках воспитательной системы школы будет способствовать формированию и развитию гражданской ответственности, социальной активности подрастающего поколения.

Ожидаемые конечные результаты программы:

В результате реализации программы будут получены следующие результаты:

1 .Создание в классе системы патриотического и гражданско-правового воспитания.

2. Формирование образа выпускника- социально-значимой личности.

3. Готовность подрастающего поколения к защите Отечества, к сохранению и развитию его славных боевых и трудовых традиций.

4. Осознанное отношение учащихся к истории нашей страны и уважение к ее участникам.

5. Формирование системы ценностей у учащихся, основанной на любви к Родине, уважении к окружающим людям, осознание ценности собственной личности, как гражданина

страны.

6. Стремление подрастающего поколения вести здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты

Выпускник школы в процессе обучения должен овладеть знаниями о правах человека, о государственных и общественных институтах, овладевать умением критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, приобщаться к ценностям современной цивилизации, включая уважение к правам других и терпимость, воспитывать в себе желание участвовать в общественно- политической жизни.

Процесс граждански-правового воспитания может быть представлен как процесс правовой социализации, обеспечивающий присвоение индивидом социального опыта, в результате которого личность приобретает социальные ценности, осваивает способы социально-адаптированного поведения.

Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта с учетом национальных и культурных особенностей позволяет ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми.

Гражданско-правовое воспитание является основной частью в воспитании подрастающего поколения, ее ядро – люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Все это работает на воспитание гражданина и прослеживается через идеи и принципы граждански-правового воспитание.

Механизм реализации:

1. Краеведческая работа

2. Работа над совместными проектами

3. Проведение встреч с выпускниками, празднование юбилеев школы, Дней учителя, ученика.

- совместные собрания с родителями «Родительское вече»

- работа с приемными семьями

Совместная деятельность в Совете класса, школы.

Работа по формированию стремления к здоровому образу жизни.

4. Работа по литературному краеведению

5. Участие традиционных делах и праздниках школы (Вахта памяти, День школы и др.)

6. Работа клубов, кружков и спецкурсов.

Работа по созданию условий для общения учащихся, педагогов и родителей и их совместной деятельности.

Развитие самоуправления школьников в малом коллективе, в классе и школе.

Проведение традиционных праздников, соревнований, дней здоровья, кроссов.

Изучение и сохранение народных традиций и методов укрепления здоровья.

Диагностика и самодиагностика.

«Школа Лидера», школьные олимпиады, творческие конкурсы, соревнования.

Составление индивидуальных программ личностного роста.

Создание условий школьникам и педагогам для участия в самоуправлении и организации коллективных творческих дел.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья.

Интеграция урочной деятельности и дополнительного образования

Создание условий для общения

Создание институтов для развития организаторских способностей

Участие различных секций, клубов оздоровительного и спортивного характера.

Участие в молодежном движении «Новое поколение за здоровый образ жизни»












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в соответствии с поставленными целью и задачами данной работы можно сделать следующие выводы и рекомендации:

1. В ходе уточнения основных понятий исследования мы пришли к выводу о том, что воспитательная система школы понимается как органичное, неразделимое, комплексное социально-педагогическое явление, в содержании деятельности которого приоритет воспитательного аспекта определяет характер интеграции обучения, воспитания и развития всех субъектов воспитательного процесса.

2. В ходе анализа существующей воспитательной системы МОУ «СОШ п. Нива» была подтверждена её эффективность с точки зрения различных критериев: социальное положение образовательного учреждения, общее использование кадровых ресурсов, уровень (качество) воспитанности детей, личностное развитие и поведение учащихся.

3. Расстановка приоритетов основных функций школы как воспитательной системы вызвала необходимость выделения направления гражданско-патриотического воспитания.

4. Созданный нами проект направлен на воспитание гражданина и прослеживается через идеи и принципы граждански-правового воспитание. В итоге выпускник школы в процессе обучения овладеет знаниями о правах человека, о государственных и общественных институтах, овладеет умением критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, научится сотрудничать с другими людьми, приобщится к ценностям современной цивилизации, включая уважение к правам других и терпимость, воспитает в себе желание участвовать в общественно- политической жизни

Важным перспективным аспектом исследований воспитательного процесса являются отслеживание, анализ и оценка отдаленных результатов деятельности воспитательной системы гимназии, ее эффективности в плане реализации установки на непрерывное образование и самообразование.


Список литературы

  1. Волков И.П. Учим творчеству. – М., 1987.

  2. Воспитательная система класса. Методическое пособие/Под ред. Е. Н. Степанова. - Псков, 1998.

  3. Воспитательная система школы Сост. Н.Л. Селиванова. – М., 1989.

  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.

  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.

  6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Селивановой Н.Л. – М., 1998.

  7. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. - Минск, 1995

  8. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. –М., 2006.

  9. Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В.А. и др. - М.: Школа-Пресс, 1997.

  10. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. - Псков, 1998.

  11.  Т.И. Шамова, Г.Г. Шибанова. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2005.

  12.  Степанов Е.Н. Формирование образа школы / Директор школы – 2000№4

  13.  Караковский В.А., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика воспитательных систем – М.,1996

  14. Афонина, Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.-512с.

  15. . Гаврилин, А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем / А.В. Гаврилин. – Владимир: Владимирская школа. - 1998.- 208 с.

  16. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой / А.В. Гаврилин. – М.: Академия, 2003.

  17. Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения / В.Т. Кабуш. – Мн.: Академия, 1995.

  18. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание...Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  19. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие. – М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2000.-160с.

  20. Новикова, Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции / Л.И. Новикова // Сов. педагогика. - 1991. - № 11. - С. 61-64.

  21. Строим воспитательную систему Школы самовыражения. Концепция. Программа. Целевая программа «Профессиональное самоопределение учащихся» // Классный руководитель. - 2001. - №5. - С. 3-36.

  22. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В.А. Караковского. – М.: Педобщество России, 1999.-264с.

  23. Хомерики, О.И. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе / О.И. Хомерики. – М.: Педагогика, 1996.

  24. .Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», 2006-2010г.

  25. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы, сценарии торжественных вечеров, литературно-музыкальные композиции. Автор-составитель Н.В. Видякин-Волгоград. «Учитель», 2006г.

  26. «Я- гражданин России» О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева, Москва «ВАКО», 2008г.

  27. «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию» О.Е. Жиренко, 2007г.

  28. «Классные часы» Н.Н. Дробинина, М.ВАКО 2008г., М. ВАКО 2008г., ООО «ВАКО»

  29. «Классные часы» Т.Н. Максимова, М. ООО «ВАКО» 2008г.

  30. «Я- гражданин России» О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева, Москва «ВАКО», 2008г.

Выпускная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все используемые в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

  • Акция «Ветеран живет рядом».

  • Акция «Письмо солдату».

  • Марш-Парад.

  • Игра «Зарница».

  • Встречи с ветеранами.

  • Встречи с участниками современных воин.

  • Единые классные часы.

  • Возложение цветов к мемориалу «Труженники тыла»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

  • Изучение традиций, истории России

  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

  • Шефская помощь ветеранам.

  • Изучение основ государства и права.

  • Изучение культуры народов России.

  • Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий

  • Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату».

  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, муниципального и регионального значения.

  • Встречи с участниками современных воин.

  • Единые классные часы.

  • Спортивно-конкурсные программы.

  • Возложение цветов к Памятным местам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию
"СЕЛО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ"
Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.
Темы:

  • "Мое село, мой дом".

  • Мы хозяева села, школы.

"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"
Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.
Темы:

  • "Землянам чистую планету".

  • "В здоровом теле здоровый дух".

  • Мир моих увлечений.

"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"
Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества
Темы:

  • "Ты и закон".

  • «Я гражданин и патриот своей страны».

  • Мои права и обязанности.

"РОССИЯ! РУСЫ... ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!"
Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.
Темы:

  • Духовное наследие.

  • Современная Русь.

  • Традиции и обычаи Руси.

''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."
Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.
Темы:

  • "Юность, опаленная войной".

  • "С чего начинается Родина?"

  • "Достойное поколение".

  • Славные сыны Отечества.

  • По полю Русской Славы.

  • Мы - защитники мира.

"СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"
Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.
Темы:

  • Твои истоки.

  • Я и Вселенная.

  • Мой дом, мои родные, близкие.

"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"
Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.
Темы:

  • «День Победы».

  • «Ветеран живет рядом».




31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!