СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выражение авторской позиции

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выражение авторской позиции»

Выражение авторской позиции. Обоснование собственного мнения по сформулированной проблеме.



Здравствуйте, выпускники. Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по русскому языку в дистанционном формате. Тема урока «Выражение авторской позиции по поставленной проблеме». Сегодня продолжим разговор о подготовке к выполнению задания №27, в котором требуется написать сочинение по прочитанному тексту, проверяется умение связно, логично, грамотно излагать свои мысли. Сегодня разберём, как выявить и сформулировать авторскую позицию к поставленной в тексте проблеме.

План занятия следующий:

1.Рассмотрим, что такое авторская позиция.

2. Рассмотрим способы выражения авторской позиции.

3.Рассмотрим, как грамотно сформулировать позицию автора в письменном виде.

4. Рассмотрим, как сформулировать собственное мнение по сформулированной проблеме.

4.Рассмотрим способы обоснования собственной позиции.

Для того чтобы наше сочинение было композиционно закончено, нам необходимо пользоваться планом –схемой написания сочинения, которое мы составили на первом занятии.

Обратимся к плану-схеме написания сочинения:

План-схема написания сочинения:

-внимательное, вдумчивое чтение текста с пометами,

- формулирование одной из проблем,

- комментирование сформулированной проблемы с включением двух примеров- иллюстраций, пояснение значения каждого примера,

- нахождение смысловой связи между примерами,

- формулирование позиции автора,

- выражение своего отношения к позиции автора по проблеме текста,

- обоснование своего мнения.



На прошлых консультациях мы рассмотрели, как формулировать проблему ,поставленную в тексте, как прокомментировать сформулированную проблему.

Следующий этап — выявление и формулирование позиции автора.

На этом нужно быть внимательным и помнить, что вам необходимо понять позицию автора текста по сформулированной вами проблеме, найти в тексте форму её выражения и сформулировать письменное высказывание. Это нелегко, но сделать это нужно грамотно.

На этом этапе важно понимать, что такое авторская позиция.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Мы уже говорили, что тема ,на которую вы обратили внимание, которую «рассмотрели, увидели», проблема, которую сформулировали, комментарий взаимосвязаны. И важно помнить, что вам необходимо сформулировать позицию автора по сформулированной и прокомментированной вами проблеме, а не по какой другой. Помните об этой связи.

Вы уже знаете о двух способах формулирования проблемы: в форме повествовательного и в форме вопросительного предложения. Если вы сформулировали проблему первым способом, то авторская позиция- это повествовательное предложение, в котором вы пишете, что сказал автор по поставленной проблеме. Если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:они едины.

Как же выявить авторскую позицию в тексте? Как она выражается?

Авторская позиция в тексте может быть выражена разными способами: открыто и скрыто, косвенно. Поэтому на этом этапе работы над сочинением вам нужно будет вновь обратиться к тексту и внимательно его перечитать , сделать пометы с целью выявления авторской позиции, подумать , что хотел сказать автор в этих эпизодах, выражают ли они авторскую позицию.

Если авторская позиция выражена первым способом ( а это часто бывает в текстах публицистического стиля), то мы можем «увидеть» её в отдельных предложениях, обращениях к читателю, даже в абзацах. Вам необходимо найти такое предложение, в котором мысли автора были бы выражены предельно чётко и ясно. Вы можете выписать это предложение в виде цитаты, но обязательно её прокомментировать, формулируя её своими словами. Это нужно для того, чтобы эксперты увидели, правильно ли вы её поняли.

Какие слова и приёмы указывают в тексте на авторскую позицию?



Оценочная лексика:

Оценочная лексика — слова, выражающие отношение говорящего к предмету речи. Например, это могут быть оценочные прилагательные: отличный, превосходный,чудесный, роскошный, великолепный (положительная оценка); скверный, безобразный, отталкивающий, неприемлемый (отрицательная оценка).

Слова-сигналы:



Авторская позиция также может быть выражена с помощью специальных слов-сигналов, которые позволяют автору расставлять акценты в тексте: главное, самое важное, нужно/надо/необходимо. «Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу» (В. Розов).

Средства выразительности:

Отношение автора могут передавать различные средства выразительности. Например, риторические восклицания: «Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях!» (Д. Гранин); «Как много во всем этом ума и чувства красоты!» (Л. Андреев) .

Вводные слова и конструкции:



Вводные слова часто помогают найти в публицистическом тексте авторскую позицию (по моему мнению, с моей точки зрения) и отношение автора к тем явлениям, о которых он пишет (к сожалению, к стыду своему, к счастью). «К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто»; «К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека».

Побудительные предложения



Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю: «Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя». (В. Пекелис).

Если авторская позиция выражена вторым способом, т.е скрыто, косвенно, а это чаще бывает в текстах художественного стиля, вам её нужно почувствовать и понять. Ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. Авторская позиция в художественном тексте проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая художественный текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

Подумайте, над след.вопросами:

К какому герою автор испытывает сочувствие, симпатию?

Кого из героев он явно осуждает?

Чья позиция ему близка?

Какой поступок вызывает у автора восхищение, какой — отторжение?

В художественном тексте очень важны бывают описания: зачастую именно по портрету, нарисованному писателем, мы можем судить о его отношении к герою. Иногда мысли и чувства героев подсказывают нам, что думает по поводу происходящего автор. И всегда о позиции автора нам сообщает финал художественного текста, ведь именно автор решает, к какому итогу придут его герои.

Рассмотрим, какие способы выражения авторской позиции использованы в следующих отрывках:

«На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного , свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом…» (А.Н.Толстой). (Проблема ответственности людей за свою Родину).Авторская позиция – человек ответственен за судьбу своей Родины. Позиция выражена открыто.

«Пробираясь по тропке к болотцу, Никольский услышал звонкий Петин голос, читавший стихи между пулемётными очередями:

Не снятся ль тебе наши встречи,

На улице, в жуткий мороз,

Иль наши любовные речи

И ласки, и ласки до слёз?

(…)Он подобрался к орудию, лежал, слушая, как немцы разговаривают резкими уверенными голосами… .Он ждал, когда весь расчёт соберётся возле орудия и первым снарядом убил человек двадцать…За дымящиеся развалины сожженной деревни! За ограбленных женщин и детей, бродящих по лесам без крова и пищи! За горе каждой семьи!»(Проблема: Роль поэзии в годы ВОВ. Авторская мысль:Поэзия в годы ВОВ поднимала боевой дух).Позиция выражена скрыто.

Помните, что чаще всего авторская позиция выражается в конце текста.

Мы формулируем авторскую позицию в отдельном абзаце.

Какие клише можно использовать при формулировании авторской позиции?

Автор считает, что...

Автор полагает, что…

Автор думает, что ….



Выражение собственной позиции по сформулированной проблеме.

После формулирования авторской позиции переходим к работе над формулированием собственной позиции и её обоснованием.

Обратимся к заданию.

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Вам предлагают согласиться или не согласиться с позицией автора. Вы свободны в своем выборе. Только нужно учитывать, что в большинстве своем авторы предлагаемых вам на экзамене текстов высказывают довольно очевидные и практически бесспорные истины: пожилые люди нуждаются во внимании и заботе; материнская любовь — это великое счастье и великая сила, на которую опирается ребенок в детстве; все, что окружает ребенка в детстве, влияет на формирование его личности; счастье и смысл жизни не ограничиваются комфортом и материальными ценностями и др. Ведь трудно не согласиться с такими утверждениями, правда? И дело не в том, что вас вынуждают быть согласными с автором и отказаться от собственного мнения. Просто составители экзамена выбирают тексты, авторы которых придерживаются общечеловеческих истин и ценностей.

Итак, чаще всего мы склонны соглашаться с позицией автора предложенного нам текста.

Клише для согласия с автором:

Я согласен с позицией автора.

Я полностью разделяю позицию автора.

Трудно не согласиться с автором в этом вопросе.

Невозможно не согласиться с автором по этому поводу.



Недостаточно лишь формально заявить о согласии или несогласии с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Вам нужно объяснить, почему вы согласны с автором. Это объяснение — как раз и есть самостоятельно вами сформулированные ваши мысли о проблеме.



Я согласен с позицией автора и думаю, что ….

Автор считает, что молодые люди должны выбирать свой жизненный путь самостоятельно.

Я согласен с мнением автора и думаю, каждому в жизни необходимо принимать решения , от которых зависит будущее , не опираясь на мнения других людей.

Далее согласно формулировке задания необходимо обосновать свою позицию.



Обосновать суждение - значит привести другие, связанные с ним и подтверждающие его суждения.

Рассмотрим, какие обоснования можно привести, поясняя свою мысль.

1. Иллюстративные аргументы-примеры.

В отличие от факта пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

а) конкретный пример:

- пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает действительно имевшем место случае);

- литературный пример (пример из общеизвестного произведения);

2.Логические (рациональные) аргументы.

1) Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2) Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3) Статистика (количественные показатели развития производства, общества).

4) Объективные показатели состояния дел (например: в России 105 311 724 пользователя Интернета).

5) Законы природы.

6) Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории.

7) Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.

8) Данные экспериментов и экспертиз.

9) Свидетельства очевидцев.

3. Ссылки на авторитет:



- мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля и т.п.;

- цитата из авторитетного источника;

- мнение специалиста, эксперта;

- обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;

- мнение очевидцев;

- общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.



Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.



Выполняя работу таким образом , вы создадите текст ,напишете сочинение в соответствии с заданием, его целевой установкой.

Подведём итоги:

1.Рассмотрели, что такое авторская позиция.

2. Рассмотрели способы выражения авторской позиции.

3.Рассмотрели, как грамотно сформулировать позицию автора в письменном виде.

4. Рассмотрели , как сформулировать собственное мнение по сформулированной проблеме.

4.Рассмотрели способы обоснования собственной позиции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!