Тема урока
Высказывание.
Логическая величина.
5 класс
Цель урока:
познакомиться с понятиями «высказывание», «логическая величина».
Задачи: научиться
- определять истинность высказываний;
- находить высказывания, истинность которых является переменной величиной;
- отличать истинные высказывания от ложных.
В сказке Алана Милна «Винни Пух и все, все, все» в одной из глав повествуется о том, что Кролику не понравилось появление в лесу «незнакомого животного» - Кенги . Кролик придумал план похищения ее детеныша – Крошки Ру . Условием возвращения детеныша был уход Кенги из леса.
Определить в каких предложениях названы только действия, которые нужно выполнить во время похищения Ру, а в каких описываются рассуждения кролика, связанные с этой затеей.
- « Кенга не сводит глаз с Крошки Ру, если он не застегнут у нее в кармашке на все пуговицы».
- «Если мы хотим похитить Крошку Ру, то нам нужно выиграть время, потому что Кенга бегает быстрее всех нас».
- «Пух должен всё время говорить и говорить с Кенгой».
- «Если Пух будет говорить с ней очень вдохновенно, Кенга может на минутку отвернуться»».
- «Ру выскочит из кармана Кенги, а Пятачек туда вскочит».
- «Кенга не заметит разницы, потому что Пятачок очень Маленькое Существо как и Крошка Ру».
- «И тогда я могу убежать с Крошкой Ру».
- «Потом, когда Кенга всё заметит, мы все трое скажем ей: АГА».
Выделите из данного описания несколько повествовательных предложений :
- Винни-Пух разговаривает с Кенгой
- Пятачок прыгает в карман Кенги.
- Кенга не замечает подмены.
- Кролик убегает с Крошкой Ру.
Полезно знать!
Повествовательное предложение, которое может быть истинным или ложным, называют высказыванием.
При описании рассуждений каждое высказывание обозначают именем логической величины.
Единственной характеристикой высказывания является значение истинности. Величины отражающие истинность высказывания, называются логическими.
Так как высказывания могут быть либо истинными, либо ложными, то логические величины принято обозначать парами слов или цифр: «да» - «нет», «истина» - «ложь», 1 – 0 .
Высказывание
Имя логической величины
Тетрадь воздушная, сахарная.
Значение логической величины.
А
Тетрадь треугольная
В
Тетрадь бумажная
С
Все дети любят информатику
D
Некоторые дети любят информатику.
E
Полезно знать!
Предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается, называют высказыванием.
Величины, которые отражают истинность высказываний, называют логическими величинами .
Логическая величина может принимать только одно из двух значений , которые выражаются парой слов или чисел: «да» - «нет», «истина» - «ложь», «0» – «1».
Задание 81
Прочитайте на рисунке 120 сказку о Труфляндии. Для каждого высказывания в таблице 56 впишите значение логической величины: «1», если высказывание истинно, «0» - если высказывание ложно.
1
0
1
1
0
0
Задание 81
Рис.120
Задание 82
Какой король правит сейчас Труфляндией правдивый или лживый?
Чтобы ответить на этот вопрос, определите, кто из человечков на рисунке 121 правдивый, а кто - лживый житель Труфляндии (Используйте рисунок 120, учтите, что все высказывания правдивого жителя истинны, а среди высказываний лжеца нет ни одного истинного). Нарисуйте на майке правдивого жителя единицу, а на майке лжеца – ноль. Отметьте знаком «+» те высказывания, по которым можно догадаться, кто есть кто.
Задание 82
+
0
1
Рис. 121
Задание 84
Найдите и отметьте знаком « + » высказывания, истинность которых может изменяться. Для каждого высказывания приведите пример объекта или ситуации, когда высказывание истинно, и пример когда оно ложно.
Логические величины могут быть атрибутами объектов, а в алгоритмах переменные логические величины используются для записи условия ветвления и условия цикла.
Значения переменных логических величин для разных объектов или ситуаций удобно представлять в виде таблицы.
Задание 85
На рисунке 122 – шесть жителей Труфляндии. В таблице 59 именами величин обозначены такие высказывания:
Р – у труфляндца есть рюкзак;
С - у труфляндца есть собака;
П – труфляндец находится в палатке;
Д – труфляндец попал под дождь.
Впишите в первые два столбца таблицы 59 значения логических величин для Труша и Фока. Определите и впишите в таблицу имена остальных труфляндцев.
Таблица 59
Высказывания (имена величин)
Объекты
Труш
Р
Фок
Значения логических величин
С
П
Д
0
0
0
1
0
1
1
0
1
1
0
0
1
0
0
1
Фол
Фолли
Трулия
Труф
1
0
0
0
0
1
1
1
Задача 85
1
0
1
1
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
0
0
- Информатика в играх и задачах. 5 класс: Методические рекомендации для учителя – авт.-сост. А. В. Горячев, Н.И.Суворова, Т.Ю.Спиридонова - М.: БАЛАСС, 2010 – 93 с.
- Информатика в играх и задачах. 5-й класс, авт. А. В. Горячев. Учебник 2013-158 с. М.:БАЛАСС.
- Рисунки из учебного пособия Информатика в играх и задачах. 5-й класс, авт. А. В. Горячев. Учебник 2013-158 с. М.:БАЛАСС.
- http://www.darii.ru/uplfile/widgets/_vozle_doski.png учительница
- http://flatik.ru/flax/567/566589/566589_html_688641de.jpg дети
- https://plastic-club.ru/forum/Smileys/default/jemocii_135.gif анимация на данном слайде
- http:// infoglaz.ru/wp-content/uploads/1443510340_4dfdf67eb32d.jpg Винни пух и все, все, все
- http:// stat15.privet.ru/lr/09013646d8f73d084bc9b9dd41cbf425 0
- http:// i53.fastpic.ru/big/2013/0329/23/3bd8d9e088b1e9a95c805ad740bd5823.gif 1