«Высшим достоинством человечества останутся учителя..»
Учитель! Всего 7 букв, последняя мягкий знак, а какое это емкое слово!. А сколько в этом слове для сердца детского нашлось, как много в нем отозвалось, слилось... Учитель- это уникальная и удивительная профессия на земле. "Учитель- строитель, архитектор человеческих душ". Ведь именно он " сеет разумное, доброе, вечное, самое лучшее и человечное! Первый учитель, он встречается детям и становится их надежным спутником и компасом, который ведет их по ступенькам знаний первые 4 года, а потом дольше классный руководитель -на протяжении всех 7 лет, а многих сопровождает и всю жизнь. Учитель - это не совсем даже обычный, нормальный я бы сказала, человек. Он забывает про себя напрочь, он старается всего себя без остатка отдавать детям. Он жертвует собой всем, ради детей: и временем, и здоровьем, и досугом, и семьей, и своими собственными детьми. У него зашкаливает любовь и школа до безумного состояния. Педагоги - это необычные люди, это люди, которые всегда рядом с детьми, готовые в любую минуту прийти на помощь, дать совет. Да они просто не представляют жизнь свою без детей, без школы. Они живут и болеют школой. Учитель- это не профессия. Это диагноз. Педагоги- это люди, в сердце которых всегда живет огромная и безграничная любовь к ученикам, а в душе педагоги всегда остаются детьми. Именно поэтому, они так хорошо знают, понимают, принимают детей такими, какие они есть. Настоящий педагог любит всех детей без исключения, любит их по-настоящему, так, как не любит их никто, порой даже и родители. Дети очень тонко чувствуют настоящего хорошего учителя, друга, товарища, их невозможно никогда обмануть. Иначе дети просто не примут, не пустят их в свой мир детства, замкнутся, закроются и все. Самое главное в профессии учителя - любовь к детям, которую они дарят каждый день, входя в класс и начиная свой главный урок в жизни. Детей нужно любить, без этого нельзя и близко подходить к профессии педагога, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Ведь когда любишь человека, особенно ребенка, любишь по-настоящему, то прощаешь ему абсолютно все. Ты знаешь точно, как это сделать, понять, принять и простить...
Я вспоминаю, как робко я входила в класс в самые первые годы своей работы, стеснялась и краснела от пытливых и пристальных ученических глаз, терялась, не найдя нужные слова в данный момент. А самое главное- это минутное молчание, когда мы смотря, без слов понимали друг друга,.
Я очень точно знаю и осознаю необходимость, важность, нужность и значимость своей профессии. Когда ты видишь распахнутые навстречу доверчивые, радостные и горящие глаза детей; глаза, которые жадно ловят каждое твое слово, твой взгляд и жест; глаза, которые готовы вместить в себя целый ребячий мир, ты становишься счастливым человеком. Это ни с чем не может сравниться! И это счастье, вселившееся в тебя однажды с приходом в школу, помогает тебе и сопровождает в твоей повседневной работе. Каждый день, приходя на работу и глядя в эти детские доверчивые наивные глаза, ты понимаешь, что нужна им, что ты для них целая вселенная, целый мир, целая эпоха, что именно ты сеешь разумное, доброе, вечное, самое человечное... Ты инженер человеческих душ, ты архитектор их характеров и школьных судеб. Именно ты каждодневно и непрерывно прививаешь им любовь к родным местам, любовь к своей малой Родине, где прошло их босоногое детство, чувство патриотизма, развиваешь познавательную активность, любознательность, творческие способности, интерес к краеведению, поддерживаешь и помогаешь им во всем своей любовью, отдаёшь частичку своего сердца и души своей, готова поделиться своей добротой.
Главная цель моей работы - развитие творческой личности ребенка, не только разглядеть в каждом личность, но и продолжить ее творческое развитие дальше, с учетом индивидуальности и персональности. Главный акцент нужно делать на личностно-ориентированное обучение, основываясь на возрастных особенностях ребенка. Увидеть в детях то, что другие не смогут, суметь разглядеть даже самые маленькие задатки ребёнка, найти к каждому свой ключик, подметить, так сказать, «Божью искру», которая с рождения есть в каждом ребёнке. Ведь плохих детей и бездарных не бывает. В умении разглядеть эту искру, суметь ее зажечь, не дать ей погаснуть и состоит талант педагога.
Работая учителем вот уже ровно 30 лет и 3 года ( как в сказке у А.С. Пушкина), я поняла, что главное в моей работе " детям свет и радость приносить, жить надо так, чтоб небо не коптить", гореть, а не тлеть, созидать, творить, а иначе педагогом и не быть. Толерантность, доброта, креатив и позитив -мои непременные спутники.
Дети -это натуры очень тонкие и чувствительные, хотя и наивные, поэтому они не терпят ложь, лицемерие, лукавство. Они все очень тонко подмечают и чувствуют.
А кто же такой современный учитель?
Современный учитель – это человек, который идет в ногу со временем, а его педагогика и концепция временем проверена. Учитель- это и тонкий психолог, и режиссер, и сценарист, и поэт, и артист, и друг, и наставник, и мастер, и спортсмен и т. д. Он должен уметь абсолютно все. А главное, он должен быть настоящим человеком и педагогом с большой буквы. Учитель должен строить каждый урок, добрый и волшебный мир, как талантливый архитектор, по кирпичику, закладывая прочный фундамент знаний у каждого ребенка. Нужно обязательно сделать так, чтобы обучающиеся полюбили твой предмет, заинтересовать их, сделать так, чтобы ребенок шел на урок, как на праздник, чтобы ему там было комфортно и хорошо, чтобы он получал удовольствие от общения с детьми и учителем. Это очень сложно, трудно. А кто говорил, что будут легко! "Урок -это зеркало культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции,"-сказал В.А. Сухомлинский. Нужно сделать так, чтобы интеллектуальное богатство росло с каждым днем, расширялся кругозор и эрудиция. В этом и есть мастерство истинного педагога. Дети сердятся, когда звонок прерывает интересный рассказ учителя и зовут его на помощь, когда не выучив урока, ждут с опасением вызова к доске. А еще нужно сделать так, чтобы дети не боялись идти на твой урок, чтобы они шли на него с радостью, с хорошим настроением, ожидая с нетерпением нового урока, получая от урока только приятные положительные эмоции, зная, что там будет интересно, и он сможет их увлечь, развивая познавательную активность школьников. Педагог- это мастер, настоящий профессионал, просто ас.
Я думаю, что у педагога настоящего должны быть такие качества: любовь к детям, в первую очередь, терпеливость, доброжелательность, принципиальность, порядочность, доброта, взаимопонимание, ведь учителю приходится работать не только с детьми, но и с их родителями. А сегодня сначала нужно воспитывать самих родителей, а уж потом и их детей. Необходимо научиться уважать родителей учащихся, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями учителя о педагогике, никогда не навязывать им своего, а дать высказать, поспорить, ведь в споре, как известно, рождается истина. Родители - это ведь наши первые помощники в обучении и воспитании детей, поэтому их нужно сделать обязательно своими союзниками, тогда и работа по воспитанию детей будет идти в одном направлении, в соответствии с едиными требованиями и учителей, и родителей. И результат не заставит себя ждать. Он будет обязательно эффективным, позитивным и результативным. Если вместе будут радоваться и переживать и педагоги, и дети, и родители, значит, это и будет настоящий сплоченный коллектив единомышленников! А это так приятно, знать, что ты не одна, а вместе с тобой "в унисон" стучат и работают сердца детей и их родителей. И они тоже переживают, волнуются, стараются и, безусловно, помогают своему учителю.