Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»
Хисмятулова Эльвира Ильфаковна,
педагог дополнительного образования
Выступление на конференции «Инновационные технологии в условиях учреждения дополнительного образования»
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.
Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения. В контексте инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функций педагога. Вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследовательской работы.
Цель - рассмотреть использование инновационных технологии в системе дополнительного образования детей. Достижение сформулированной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- рассмотреть источники инноваций в сфере дополнительного образования;
- направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей;
- содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе;
- описать опыт работы по внедрению в практику деятельности «Центра дополнительного образования для детей» Октябрьского района г.Саратова современных педагогических технологий.
Перспективные источники инноваций в сфере дополнительного образования это:
-социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы;
-развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов стран, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;
-командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;
-развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями, формирование «блогосферы» дополнительного образования;
-преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;
-обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
-развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования;
-развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;
-анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования; создание внедренческих комплексов;
-системное использование психологической ауры различных профессий (романтизм, героика и др.) для повышения мотивации воспитанников.
Направления инновационной деятельности в отделениях дополнительного образования детей:
-совершенствование содержания образования;
-изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
- создание системы работы с одаренными детьми;
-совершенствование системы управления;
-информатизация образовательного процесса.
Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.
Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.
Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.
В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.
Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость.
Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности метода проектов. Проектная деятельность внедряется в объединения социально-педагогической направленности, начиная с дошкольного возраста (проекты «Безопасное колесо», «Растим здоровое поколение», «Мой первый проект «Играем вместе»» и т.д.). В процессе организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него различные методики и технологии.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего отделения дополнительного образования и апробировалась нами только в течение последних трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Воспитанники, участвующие в проектной деятельности:
-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
-самостоятельны и гибки в принятии решений;
-сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
-осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
-способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
-воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Педагоги дополнительного образования, использующие в своей деятельности проектный метод:
-проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
-обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов учащихся;
-осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
-реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Родители, принимающие участие в проектной деятельности объединений МБУДО ДДТ:
-наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей;
-получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском объединении, но и принять активное участие в жизни объединения;
-смогли реализовать свои творческие способности.
В практике нашего отделения дополнительного образования используются следующие виды проектов:
-исследовательские-творческие проекты: воспитанники экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации;
-ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
-творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в МБУДО ДДТ, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманитаризировать педагогический процесс.
Происходящие трансформации в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании Отделения.
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности МБУДО ДДТ – основной механизм оптимизации развития системы дополнительного образования. Многими исследователями развитие дополнительного образования связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности дополнительного образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем инновационности общего школьного образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.
Инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования отделения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в отделениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития учащихся, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
Литература
1. Воспитание творчеством (школа педагогического мастерства); Лебедева И.А., Н.Новгород, ДДТ им. В.П. Чкалова 2010 г.
2. Методическая работа в системе дополнительного образования; Кайгородцева М.В.,В. Учитель 2009 г.