СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции "Проектная деятельность на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции "Проектная деятельность на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции "Проектная деятельность на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»


Буркацкая Светлана Юрьевна,

Учитель математики


Выступление на конференции "Проектная деятельность на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся".


Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания. Интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда учитель создает условия для активного и творческого поведения обучающихся. Такую задачу успешно решает метод проектов. Использование в своей работе метода проектов позволило мне преодолеть пассивность обучающихся, тем самым повысить интерес к предмету.

Цель: повышение познавательной активности обучающихся на уроках математики посредством использования метода проектов.

Задачи:

-определить ведущие принципы использования метода проектов на уроках математики как средство повышения познавательной активности обучающихся;

-осуществить отбор эффективных способов и приёмов включения средств проектной технологии в образовательный процесс;

-разработать и реализовать алгоритм педагогического взаимодействия направленного на повышение познавательной активности обучающихся посредством включения метода проектов в образовательный процесс;

-определить совокупность показателей для достижения положительной динамики использования метода проектов на уроках математики как средства повышения познавательной активности обучающихся.

За годы педагогической деятельности мне пришлось освоить учебники разных авторов, проанализировать УМК предлагаемые в помощь учителю, изучить новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения и я не раз задавалась вопросом, как лучше и доступнее донести до школьников основы математических знаний, как заинтересовать их и повысить мотивацию к изучению не простого для многих предмета математики. В итоге у меня сложилась собственная методическая система работы, ориентированная на развитие познавательной активности обучающихся через проектную деятельность. Это позволило мне раскрыть новые предметные возможности, позволяющие формировать ключевые компетентности обучающихся и способствовать эффективной социализации их личности.

Вооружение обучающихся познавательными умениями – важное средство против перегрузки обучающихся и необходимое условие повышения эффективности учебных занятий. Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность. За последние три года изменилось содержание учебных работ обучающихся, как влияние технологии проектной деятельности и компьютерной грамотности. В работе над проектами у обучающихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения обучающегося, способствуют его самореализации.

Моя деятельность по внедрению и применению метода проектов состояла из трёх этапов: подготовительного, практического, обобщающего.

На подготовительном этапе мной были выявлены факторы, способствующие повышению мотивации и самостоятельности обучающихся; принципы использования метода проектов; определены средства обучения; решены вопросы ресурсного обеспечения, разработан план работы.

Задачей второго этапа было отобрать эффективные способы и приёмы включения средств проектной технологии как на уроках так и во внеурочной деятельности и реализовать алгоритм педагогического взаимодействия направленного на повышение познавательной активности обучающихся. Ведущая линия в осуществлении проектной деятельности на уроках математики состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически завершить, оценить свою деятельность на всех этапах выполнения проекта. Степень активности обучающихся и учителя на разных этапах разная. Моя роль как педагога особенно велика на первом и последнем этапах. Проектная деятельность требует не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов обучающихся, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Из носителя готовых знаний я становлюсь организатором познавательной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности своих учеников, меняется и психологический климат – возникает доброжелательная и доверительная обстановка. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени для решения какой-то проблемы. Так как школа малокомплектная и обучающихся в классе мало, на уроках я предлагаю им индивидуальные проекты, а во внеурочной деятельности (кружок "Математика вокруг нас") групповые и парные. Обычно до выполнения учебного проекта обучающиеся очень высоко оценивают свои знания и низко оценивают свои умения и навыки. Во время проекта обучающиеся ощущают нехватку знаний, что приводит к самостоятельному изучению дополнительного материала, а умения и навыки отрабатываются в процессе выполнения проекта. Каждый обучающийся в ходе выполнения проекта накапливает опыт работы с различной информацией, что ведет к росту уверенности. По окончании работы над проектом, обучающиеся не только закрепляют материал, но и показывают своё умение взаимодействовать, аргументировать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, умение работать в команде. Неудовлетворительных оценок нет.

На третьем этапе изучив и проанализировав применение метода проектов, проведя методические исследования эффективности его применения на уроках и во внеурочное время в течении нескольких лет, с разным контингентом обучающихся, могу сказать, что стабильное качество знаний моих учеников и существенный рост мотивации к изучению моего предмета являются вескими и неоспоримыми подтверждениями эффективности моей методической системы.

Наше образовательное учреждение – это школа со смешанным контингентом обучающихся, где учатся способные и с низкой мотивацией к обучению обучающиеся, а также дети из проблемных семей. Кабинет математики оснащен наглядными пособиями, учебным оборудованием, новой мебелью. В кабинете 2 ноутбука, 3 компьютера, один из которых подключен к Интернету. Наполняемость классов в среднем 1-2 человека, поэтому все обучающиеся на виду и есть возможность индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Но с другой стороны каждый обучающийся находится под постоянным воздействием учителя: в ожидании опроса или в положении отвечающего, что, если не принять специальных мер, ведет к его эмоциональной перегрузке; налицо негативное проявление малой наполняемости.

Мой практический опыт показал, что использование метода проектов позволяет достичь хороших результатов, а именно:

-повышение моей профессиональной компетентности в области новых педагогических технологий;

-совершенствование организации преподавания;

-стабильное качество обучения и положительные результаты освоения предмета математика на основе внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, усовершенствования методики преподаваемого предмета;

-положительная мотивация обучения;

-положительная динамика участия обучающихся в различных олимпиадах, а также наличие победителей и призёров;

-повышение способности обучающихся самостоятельно добывать знания, продуктивности самоподготовки;

-увеличение количества обучающихся, занимающихся проектной деятельностью;

-отдельные элементы данной методической системы активно используются педагогами школы.

1.Сайт проекта по математике для учащихся 7 класса "Геометрия вокруг нас"

https://sites.google.com/site/geometriavokrugnas/o-proekte

2. Мастер-класс "Визуализация библиотеки оценивания"

https://prezi.com/siusjarwkhtg/presentation/?utm_campaign=share&utm_medium=copy

3.Мини-проект "Карта"

http://velisto.edusite.ru/p29aa1.html

Школьный уровень:

-Сообщение на ШМО "Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках математики"

-Мастер-класс "Учебный проект на уроках математики"

-Открытые уроки

-Выступление на педагогическом совете " Формирование познавательных универсальных  учебных действий "

Муниципальный уровень:

-Семинар учителей математики "Использование на уроках математики современных технологий "

- Круглый стол в рамках комплексных курсов повышения квалификации "Критериальная система оценки промежуточного и итогового результата по проекту"

Региональный уровень:

-Семинар «Требования к структуре и содержанию учебно-методической литературы в условиях реализации ФГОС»

Международный уровень:

- Мастер-класс "Визуализация библиотеки оценивания"