Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа с.Русский Мелекесс Мо «Мелекесский район» Ульяновской области»
Саидова Марина Евгеньевна
Выступление на конференции «Результаты педагогического проекта «Творческое и познавательное развитие учащихся на уроках технологии»
Услышишь – забудешь
Увидишь – запомнишь
Построишь – поймешь
Конфуций
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, как увлечь ребят своим предметом, как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет?
Новое общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника к жизнедеятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
«Технология» как учебный предмет, обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культура труда, становление системы технических и технологических знаний и умений, формирование проектной культуры.
Развитие практик исследовательской и проектной деятельности – это основная характеристика учебного предмета «Технология».
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
Более подробно остановлюсь на принципе креативности. Вы, конечно знакомы с понятием
«проект». до недавнего времени оно использовалось преимущественно в технической сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной документации. Проектирование выделялось в ранг прикладной науки. Для уточнения этого термина обратимся к словарю. Там сказано, что слово «проект» латинского происхождения, в переводе означающее «выступающий вперед». В словаре приводится несколько значений этого слова:
- разработанный план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего-либо;
-предварительный текст какого-либо документа;
-план, замысел, намерение
Многие исследователи дают свое толкование этому понятию. Они считают, что проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Несколько не традиционное и эмоциональное определение предлагает американский педагог У. Килпатрик: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца».
По мнению других исследователей, основными чертами проекта является:
- отнесение проекта к будущему;
-ориентация проекта на желаемое состояние будущего;
-предопределенность начала и окончания работы по выполнению данного проекта;
-четко и ясно сформированные критерии эффективности проекта.
В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Чтобы добиться такого результата, надо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этих целей знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления изделий.
Метод проектов возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи (осуществлявшего свои исследования в экспериментальной "школе-лаборатории" при Чикагском университете), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Проблема проектной деятельности школьников в условиях технологического образования является относительно новой. Она рассматривалась со стороны педагогических закономерностей (П.Р. Атутов, П.Н. Андрианов, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Ю.Л. Хотунцев и др.) и методических особенностей (Н.Л. Бронников, И.И Колесниченко, Г.И. Кругликов, З.В. Литова, П.С. Самородский, Г.В. Пичугина, М.В, Хохлова и др.). Но в психологическом знании обоснование проектной деятельности, выявление ее психологического содержания не нашло своего отражения.
Как показывает анализ научно-методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших профессиональных учебных заведений инженерно-технической направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом мало задействованы. В то же время, как отмечают известные отечественные ученые (В.В. Рубцов, И.А. Зимняя, Н.Н. Нечаев, В.Ф. Сидоренко и др.), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, во многом снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом, и образования в частности. Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры объективно обусловлено как потребностями современного этапа развития общества и производства, так и настоятельной необходимостью реформы традиционной образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования,
Таким образом, современная образовательная система, требующая передовых научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в проектную деятельность. Для решения поставленных в исследовании задач была разработана система методов и методик, позволяющая охватить различные аспекты развития школьников в условиях проектной деятельности. Использовались такие общие и частные методы: анализ философской, психологической, социологической и методической литературы, системное моделирование, специальные исследовательские и диагностические методы. В ходе работы над проектом применялись следующие психолого-педагогические методы: наблюдение, естественный эксперимент, формирующий эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, проективные рисуночные методики, конвент - анализ, метод экспертных оценок, метод анализа и описания единичных случаев. Метод проектов в технологии интересен спектром его применения на уроках различных типов и на разных этапах урока. Этот метод является мощным методическим приемом, который помогает педагогу решать различные педагогические и дидактические задачи.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать в воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы, технологии, разработки по благоустройству и др. Навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта. Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладываются ряд положений:
- постепенное увеличение объема знаний и навыков;
- выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых и заканчивая более сложными:
- постоянное усложнение требований, предъявленных к решению проблем;
- постепенно учащиеся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;
- возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы в основном выбираются из окружающей среды
Главное в проектной деятельности - не проект ради проекта, а его социально практическая направленность. С пятого класса ребята начинают изучать этапы проектирования. Начиная с шестого класса, работа проектной мастерской направлена на конкретный социальный заказ. Изучая блок «Кулинария», закрепляем знания защитой исследовательского мини-проекта. Работая над его реализацией, девочки не только углубляют свои знания по технологии, биологии и экологии, учатся работать с различными видами информации (книги, пресса, Интернет), но и осознают, что их работа приносит конкретную пользу.
«Технология», как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности. Я, как учитель, часто сталкиваюсь с такими проблемами, как отсутствие интереса к трудовой культуре среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения результата своей деятельности. Интересная работа как индивидуальная , так и в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а мне ,как учителю – решить вышеперечисленные проблемы.
Мне близка методика организации проекта, которую я широко использую в своей педагогической деятельности по каждому разделу. Перед началом выполнения любого проекта обращаю внимание девочек на основные компоненты проекта, их пять.
Основные потребности и краткая формулировка задачи. Необходимо с самого начала определить , для кого данное изделие будит изготовлено. Ученица должна кратко сформировать задачу – записать задание, согласно которому она будет разрабатывать и изготавливать изделие. Изделие может быть простым (салат или передник) или сложным. Но в любом случае формулировка задачи определяет параметры для деятельности учащихся. Формулировка задачи должна включать (название изделия, его функции, какие потребности человека будет удовлетворять)
Набор первоначальных идей. Эти идей представляют собой размышление школьниц о том, какого рода изделие они могут изготовить. Процесс отображения идеи на бумаге «освобождает дорогу» для другой мысли, новая идея «всплывает» на поверхности. На этом этапе девочки должны работать быстро. Чем больше идей изображены на одном листе, тем легче выбрать лучшую. Принимая решения, следует одновременно учитывать пять элементов: форму; назначение; материал; способы изготовления; стоимость, а также социальные и экологические последствия.
Проработка одной или несколько идей. В процессе обсуждения с учителем выбрать ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Именно в процессе проработки начинают работать с материалом.
Изготовление изделия. Учащиеся создают то, что они разработали.
Испытание и оценка изделия. Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребность определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной жизни. Для того чтобы научить девочек оценивать процесс проектирования и изготовления изделия, задаю вопросы: Соответствовал ли результат проработки идеи тому изделию, которое ты собирались изготовить? Качественно ли выполнено изделие, что могло бы быть сделано лучше; как вы проверяли изделие? Какой экономический эффект даст ваше изделие; что можно было бы сделать по- другому, если бы вы начали все делать с начала?
В последнее время метод проектов становится в российских школах не только популярным, но и «модным».
Проектирование является той деятельностью, которая формирует инновационное мышление, вырабатывает способность «переделывать действительность» т.е самостоятельно творчески мыслить, формирование готовности к профессионально деятельности.
Практику проектной работы в своей педагогической деятельности использую как на уроках, так и в неурочной деятельности.
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя. Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана, действий, который формируется и уточняется на протяжение всего периода выполнения проекта, элементы деятельности (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая экологическая оценка выполняемых работ.
Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспекта, эскизов, чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.
Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения, быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Правильный выбор темы с учетом требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.
Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, я помогаю максимально точно подобрать тему и определяю уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.
Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (юбилей школы, организация питания в походах, театрализованное представление и т.д ).
Организуя творческие группы, я подбираю такое количество учащихся, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не большим, иначе я не смогу осуществить качественный контроль за их выполнением.
Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашних условиях. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.