Выступление на методическом объединении
Игровые занятия с конкурсами технической направленности.
Подготовила: старшей вожатой Быстровой А.Ю.
Игра таит в себе потенциальные возможности для развития детей. Через игру на занятиях «Дорожная азбука» может происходить психологическая подготовка детей к труду, воспитание любви к работе, формирование интереса к технике. Именно игра позволяет каждому ребёнку ощущать себя объектом, проявить и развить свою личность. Характеризуя деятельность младшего школьника, В.А.Сухомлинский писал: «В игре нет людей серьёзнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».
Важнейшие технико-технологические сведения педагог сообщает детям в форме рассказа, беседы. Формирование трудовых умений происходит в процессе практической работы при выполнении трудового задания.
Именно игровые моменты позволяют педагогу переключать внимание школьников с учебного материала на практическую деятельность. Добиваясь выполнения детьми правил игры, педагог может использовать приёмы игры: закрывание глаз, игра в прятки, представление ситуаций, способствующих не только формированию трудовых умений, но и проявление определённых нравственных качеств, таких, как доброта, вежливость, трудолюбие, честность, дисциплинированность, забота о товарище, сопереживание. К непосредственному участие в игре привлекается, как правило, весь класс. При этом ребёнок может своими действиями, высказыванием, проявить личное отношение к создавшейся ситуации, оценить свой поступок и поступок своих товарищей.
В зависимости от поставленных педагогом задач, игровые моменты могут быть введены на любом занятии. При этом педагог должен ставить конкретную цель их использования. Например: расширение технико-технологических знаний, формирование умений по обработке материалов и т.д.
Успех в организации игры на занятиях во многом зависит от реализации педагогических условий. В качестве основных могут быть следующие:
- взаимосвязь содержания игровых заданий с материалом занятий;
- направленность игры на развитие у детей интереса к изучаемому материалу;
- обеспечение в игре активной деятельности;
- взаимодействие игры с трудовой деятельностью.
Содержание игровых занятий может быть различно, однако оно должно прежде всего отражать учебный материал. Игровые моменты могут быть включены в занятия на различных этапах: во время беседы, постановке трудового задания, подведение итогов задания. Их организация требует создания игровой обстановки с иллюстрированием наглядных средств, макетов.
Младшим школьникам нравится отгадывать загадки. Я подбираю загадки на знание инструментов, с которыми дети работают, на знание предметов, средств передвижения связанных с техникой. Нравиться детям разгадывать кроссворды на знание техники.
На занятии можно использовать игру-путешествие. Обычно такую игру педагог начинает со слов: «Представьте себе…», а во время игры использует наглядные пособия. При изготовлении парашюта я использую такую ситуацию:
-представьте себе, что мы на каникулах отправляемся путешествовать на самолёте. Для этого мы сейчас выберем пилотов, бортпроводниц, диспетчера, остальные будут пассажирами и т. д. После того, как роли распределены, мы начинаем игру. По ходу игры я комментирую действия участников. При подготовке мероприятий, я включаю «технические» конкурсы и задания, это положительно сказывается на активизации познавательной деятельности обучающихся. В процессе игры активизируется внимание детей к изучаемому материалу, вызываем желания не только играть, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.
Чем больше желания у ребёнка участвовать в игре, тем с большим интересом воспринимается изучаемый материал.