СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе учитель делится с коллегами методами приобщения обучающихся к духовно- нравственной литературе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы.»

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы

« Приобщение обучающихся к духовно-нравственной литературе»

Мы живем в очень тревожное, чреватое историческими неожиданностями время. В 1 945 году закончилась вторая мировая война. Но с того часа, как была подписана капитуляция не было ни одного дня, когда бы на планете не звучали выстрелы и не лилась кровь.

Нам, литераторам, надо помнить, что тема нашей победы в Великой Отечественной войне, несмотря на то, что 75 лет отделяет нас от ее окончания, не стала темой исторических романов. Она актуальна и злободневна, потому что правдивый рассказ о героизме нашего народа был и будет школой мужества.

Нравственный опыт нашего народа, разгромившего фашизм, оказывает сильное воздействие на юное поколение. Мы можем пойти разными путями: походы по местам боевой Славы, работа следопытов, размышления над произведениями, отразившими великий подвиг русского народа, встреча с ветеранами ВОВ, горячих точек, организация школьных музеев.

Школьникам необходимы героические образы. С детства в их сознание должны входить не зло и безверие, а верность, отвага, долг, патриотизм. Эту потребность дети могут удовлетворить, читая произведения о Великой Отечественной войне. Наша молодежь должна прочувствовать красоту фронтовой дружбы, задуматься над природой высокой души, которая бросала человека на вражескую амбразуру.

Великая Отечественная война была освободительной для нашего народа и поэтому это не только полет человеческого духа, это бескорыстие и самоотверженность, стойкость и героизм.

Еще 20 лет назад школьники читали с удовольствием книги о войне. А в советское время молодежь воспитывали в духе высоких идеалов эпохи. Школа стремилась приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям, созданным народом, выработать активную жизненную позицию. Литература была хранительницей духовного и нравственного опыта народа. Она пыталась сосредоточить внимание на главном предмете искусства - человеке. В своих произведениях литература запечатлела рост нравственного сознания героя нового времени.

В настоящее время, время компьютерных технологий, дети читают очень мало, да и о нравственности мы говорим и читаем очень редко. Ведь это сейчас совсем не модно. Перед нами, учителями-словесниками, стоит задача - приобщить наших детей к духовно-нравственной литературе. Школа должна воспитывать у молодежи гордость за подвиг во имя Великой Победы, тем самым сохраняя неразрывную связь поколений. Ведь память сильнее времени. На примере литературных героев мы должны воспитывать открытых, искренних, любящих свою Родину патриотов.

В последние десятилетия появились тома мемуаров - воспоминания бывших гитлеровцев. В этих книгах авторы пытаются разобраться в прежних ошибках. Они пишут о том, что немецкая армия не была достаточно подготовлена для активных действий в зимних условиях России, замерзала оружейная смазка, не хватало им для победы всего лишь одной танковой дивизии или одного батальона. Но дело, конечно, не в смазке. Солдат гитлеровской Германии шел воевать по приказу Геббельса. Наш народ тоже взялся за оружие, сначала обороняясь, потом наступая. Но наши солдаты были движимы нравственными идеалами: РОДИНА, ДОЛГ, СВОБОДА, СЕМЬЯ… Они убивали смерть во имя жизни, жизни своих детей, внуков и правнуков - нас с вами. Вот в этом причина нашей победы над врагом. Люди проверяются в экстремальных ситуациях. На фронте в людях проявляются все самые лучшие качества. Здесь человека видно всего, без всяких прикрас. Люди раскрываются полностью. Ведь на войне все ясно: где друг, а где враг.

Проблема нравственного выбора остро ставится в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне. Писатели показывают своих героев в экстремальных ситуациях, на грани жизни и смерти.

Творчество Васильева, Быкова, Носова, Бакланова, Бондарева и других писателей утверждает нравственную красоту тех людей, которые проверяют свои поступки совестью. Они уверены, что подлость прорастает там, где отсутствует совесть. Война испытывала человека на прочность, выявляла истинную сущность его натуры.

Ярко и глубоко освещает эту проблему В. Быков. Автор показывает своим читателям то, на что способен человек, когда предотвратить смерть невозможно. Центральные персонажи повести «Сотников» Сотников и Рыбак. Они отправляются на разведку и попадают в руки врага. Во здесь им и предстоит сделать свой выбор: перейти на сторону фашистов или умереть. Бравый молодец Рыбак превращается в трусливое существо и становится предателем, а затем и палачом своего товарища. Больной и хилый Сотников, напротив, внутренне расправляется. Он не хочет покупать жизнь ценою предательства и умирает героем. По этой повести создан фильм «Восхождение». В нем оппозиция «Сотников - Рыбак» представлена как библейская история об Иуде и Христе.

Нравственный выбор героев Быкова рассматривается и в повести «Знак беды», « Пойти и не вернуться». Крестьянка Степанида Богатька решает сгореть в подожженном ею доме, но не сдаться карателям, а юная партизанка Зося Норейко становится сильнее мужчины. Героическим поведением этих персонажей Быков утверждает, что у человека всегда есть возможность последнего выбора - предпочесть смерть предательству, бесчестию.

В. Быков стремился показать своему читателю психологическую и духовную природу, с одной стороны, героизма и самоотверженности, а с другой - трусости, нравственного падения, приводящих к деградации личности. Во многих произведениях писателя его персонажи оказываются в ситуации: нравственная гибель или возвышение. Середины тут нет. Это суть великой войны, тяжелый реальный опыт миллионов людей.

В. Быков показал, что подвиг измеряется не только количеством уничтоженных врагов, но и нравственным вкладом в победу. Его герои Богатька, Норейко, Мороз не убили ни одного врага, но всю свою жизнь они руководствовались высокими моральными принципами: совестью честью, чувством патриотизма.

Писатели, освещая проблему нравственного выбора, доносят до потомков суровую правду о ВОВ, в их произведениях ясно видны проблемы сегодняшнего дня.

Наша литература - это литература набат, колокол совести, зовущий к борьбе за человека, за прочный мир на планете, за то, чтобы это не повторялось никогда. В этом и есть ее воспитательное значение.

Сердца и мысли людей, потрясенных войной, продолжают клокотать жесткой и беспощадной памятью. И сейсмографом этих потрясений стала художественная литература. Лучшие произведения о войне помогают нам глубже понять, острее почувствовать нравственные истоки подвига наших дедов и прадедов, уходивших в грозовые годы в бессмертие, погибавших в смертельной схватке «не ради славы - ради жизни на земле».