СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на областном семинаре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на областном семинаре»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Белева Тульской области










«Формирование универсальных учебных действий

на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»











Учитель начальных классов –

Гороева Ольга Викторовна























2019 год







Слайд1

-  Свое выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, предполагает полноценное освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, и школа должна создать условия для достижения успешности всеми учащимися при активном развитии универсальных учебных действий. Слайд2 Для того, чтобы понять сущность Федерального государственного образовательного стандарта, его отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом, я прошла курсы повышения квалификации переподготовки работников образования при ИПК г. Тулы, изучила документы и дополнительную литературу.

Один из важных моментов реализации Федерального государственного образовательного стандарта, – это формирование универсальных учебных действий. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия Слайд3

Прежде чем планировать урок, я четко для себя определяю конечный результат, а, исходя из этого, провожу отбор форм и методов, применяемых на уроке. Определяю средства воздействия на деятельность учащихся для достижения результата, вид учебной деятельности. Создаю условия для формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока и определяю, какие из методов являются наиболее эффективными, какова роль учителя и ученика, продумываю систему вопросов и заданий, способствующих формированию универсальных учебных действий . Слайд4

Таким образом, формирование универсальных учебных действий идёт уже на организационном этапе урока: в процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей и высказывания своего мнения.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является темой моего выступления, я хочу рассказать  о том, какие приёмы формирования  универсальных учебных действий использую я на своих уроках русского языка и литературного чтения. Я остановлюсь лишь на некоторых из них.

Проблемная ситуация Слайд5

На уроках русского языка часто использую проблемную ситуацию со столкновением мнений учащихся. Например, прошу учеников написать слова или предложение на новое правило, определить новую часть речи и т.д. при этом возможна следующая форма организации работы в классе. Один или два ученика работают у доски, с мнением которых фронтально работающий класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме это задание, как правило, вызывает разброс мнений учеников. В какой бы форме не создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания озвучиваю полученные результаты. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог. Например,

Тема «Неопределенная форма глагола»

На доске слова : льют, мечтает, хотели, колет, рубить. Учитель: Определите число и лицо глаголов. Последнее слово вызывает  недоумение учеников, так как задание невыполнимо. Ставим цель и в процессе урока решаем проблему. Тема «Непроизносимые согласные в корне слова» Слайд6

По моему заданию учащиеся читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым я одновременно предъявляю два противоречия: в одних словах «т» произносится, в других нет.

Я им задаю вопрос : Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к сознанию противоречия). Какой возникает вопрос? (Побуждение к формированию проблемы). Почему в некоторых словах «т» не произносится? Тема нашего урока? («Непроизносимые согласные в корне слова»). Последовательность применения данного приема такова:

  • Коллективная проверка результатов

  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

  • Постановка цели урока. Таким образом создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.

Для формирования личностных УУД – используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Обучающиеся учатся понимать смысл таких понятий как «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья». На уроках литературного чтения учимся оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных   произведений с точки зрения общечеловеческих норм. Слайд 7 Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаю такие задания такие задания:

  • Работа над проектами.

  • Творческие задания на уроках (такие как написать мини-сочинение, придумать загадку, написать отзыв) Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично.

На уроках чтения часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. Слайд8

  • Я почувствовал (а) …

  • Я увидел (а) …

  • Я улыбнулся (ась) …

  • Я вспомнил (а) …

  • Мне стало грустно …

  • Я бы продолжил (а) написанное так …

  • Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … Слайд9

  • Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …

  • Будущее героев я представляю …

  • Произведение вызвало у меня чувства.. Слайд10

Еще я использую такую форму работы как домашнее чтение. Это одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Я считаю, что семейное чтение способствует установлению более близкого внутрисемейного общения. Ребенок очень радуется совместному чтению книг, и с удовольствием рассказывает, что же сказала мама или предположил папа.оили предпообсуждени Синквейн. Слайд 11

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выражать свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов:

В первой строчке тема называется одним словом.

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.

Пример:

Солдат
Смелый, выносливый.
Защищает, охраняет, служит.
Он бережет родную Землю.
Воин.

Кластер Слайд12

Цел установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например. Слайд13 при изучении темы « Имя прилагательное как часть речи», я дала детям задание выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи. И вот, что у нас получилось:



Планирование учебных действий Слайд14 Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи». Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю  план работы:

  1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.

  2. Выбрать несколько слов из списка.

  3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.

  4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.

  5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.

Далее провожу обсуждение:

  • Как вы думаете,  поможет вам данный план в составлении кроссворда?

  • Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.

Театрализация Слайд 15 — использование средств театра в педагогическом процессе. Рассмотрим приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе.

Чтение текста по ролям — рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения. Дети работают над развитием речи, пластики , игровых способностей. Мы с детьми работаем над сценической выразительностью: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации. Работа в качестве актеров помогает школьникам понять, что чувствует персонаж в той или иной ситуации, мотивы и цели его поступков, Слайд16 разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит. Немало важную роль в театрализации на уроках литературного чтения играет оформительская работа. В нее включаются такие задания: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений. Вся работа детей не должна остаться без внимания. В классе необходимо проводить защиту творческих работ учащихся, только тогда эти задания будут эффективны. Мы обсуждаем достижения каждого участника, формулируем выводы о произведении, героях, проблемах. . Слайд17 Младшие школьники обладают таким потенциалом, который активно проявляется в формах эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления. Дети легко способны перевоплощаться, самостоятельно создавать образы и передавать характер героев художественных произведений.

Контроль и оценка. Слайд18

Как любой управляемый про­цесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания:                      

  • сверка с образцом (готовым ответом);

  • выполнение задания по алгоритму;

  • взаимоконтроль с товарищем;(взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность). . Слайд19

Рефлексия является неотъемлемой частью каждого моего урока. Это дает возможность оценить эффективность нашей работы. Примером такой работы служитт прием  «Рефлексивный экран» . Слайд 20

«Рефлексивный экран»

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.

Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Слайд 21

Девизом моей профессиональной деятельности являются слова Сократа. "В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться".

При формировании УУД (регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных) в каждом ребенке зажигаются искорки, из которых потом обязательно зажжётся солнце!. Слайд 22

А свое выступление я хочу завершить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья.

«Рецепт счастья»

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своем пути.


 












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!